ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3144
Скачиваний: 48
Во время сессий Генеральной Ассамблеи вся деятельность представительства
сосредоточивается на обеспечении работы делегации своей страны. Ее, как правило,
возглавляет Министр иностранных дел, который обычно участвует в работе Генеральной
Ассамблеи в течение 10—15 дней, после чего руководство делегации передается
постоянному представителю страны при ООН, назначаемому в качестве его заместителя.
Главу и персональный состав делегации утверждает глава государства. В нее могут
входить депутаты высшего законодательного органа страны, представители других
министерств и ведомств. Официальную делегацию сопровождают советники и эксперты
Министерства иностранных дел, обороны, юстиции и др. Дипломатические сотрудники
постпредства закрепляются за членами делегации и осуществляют всемерное содействие
их эффективной работе в ходе сессии.
Среди других постоянных представительств латиноамериканских государств,
занимающихся работой ООН и ее специализированных учреждений, следует выделить
представительство при Отделении ООН и других международных организациях в Женеве,
где часто проводятся заседания различных органов ООН по экономическим и социальным
проблемам, таких, например, как ЭКОСОС, по вопросам торговли, науки, техники и др.
Постпредство обеспечивает работу своих делегаций в Конференции ООН по торговле и
развитию (ЮНКТАД), в Комиссии ООН по правам человека, Детском фонде (ЮНИСЕФ),
а также осуществляет взаимодействие с Управлением Верховного комиссара ООН по
делам беженцев, Институтом ООН по проблемам разоружения (ЮНИДИР), Бюро
Координатора ООН по оказанию помощи в случае стихийных бедствий (ЮНДРО).
Здесь же расположены штаб-квартиры организаций и учреждений системы ООН:
Всемирной торговой организации (ВТО), Конференции по разоружению (КР),
Международной организации труда (МОТ), Международного союза электросвязи (МСЭ),
Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Всемирной метеорологической
организации (ВМО), Всемирной организации по защите интеллектуальной собственности
(ВОИС). Постоянное представительство аккредитовано и при этих организациях. В
представительстве действуют соответствующие отделы и группы. Помимо сотрудников
МИД, в постпредстве работают представители других заинтересованных министерств и
ведомств: министерств здравоохранения, труда, развития и т.д.
В Женеве также находится целый ряд международных неправительственных организаций,
зарегистрированных при ЭКОСОС ООН. В силу сложившихся традиций Постпредство в
Женеве поддерживает связи с этими организациями. При этом основная задача
представительства сводится к тому, чтобы оказывать содействие соответствующим
латиноамериканским неправительственным организациям, либо входящим в эти
международные организации, либо поддерживающим с ними рабочие или
корреспондентские отношения. Специфика работы определяется тем, что
представительство, будучи государственной структурой, оказывает содействие
негосударственным организациям, но ровно в объеме, в каком такое содействие
испрашивается самими организациями. Представительство ни в коем случае не
навязывает линию государства и не вмешивается в их работу.
Главной особенностью функционирования любого латиноамериканского
представительства при Отделении ООН в Женеве является то, что ему приходится решать
самый широкий круг вопросов — от универсальных до сугубо специальных, что в
известной мере предопределяет и его структуру, которая включает функциональные
отделы или группы, курирующие каждое направление своей деятельности, или ту или
иную организацию. Так, помимо политической и социально-экономической, здесь есть,
196
например, группы по правам человека, научно-техническая, группа ВОЗ, МОТ и др.
Большой диапазон задач, проблематики, стоящих перед представительством,
обуславливает и высокие требования, которые предъвляются к дипломатическому
персоналу представительства, его профессиональному подбору. Кадры рекрутируются не
только в Министерстве иностранных дел, но и в отраслевых министерствах, Академии
наук и учреждениях по профилю работы международных организаций. Возглавляет
постпредство Постоянный представитель страны в ранге Чрезвычайного и Полномочного
посла. У него есть заместители, отвечающие за соответствующие направления работы —
политическое (включая проблематику связей с международными неправительственными
организациями, разоружения и прав человека), социально-экономическое и научно-
техническое.
Кроме того, некоторые латиноамериканские страны имеют отдельные постоянные
представительства при Организации Объединенных наций по вопросам образования,
науки и культуры (ЮНЕСКО) в Париже и при международных организациях в Вене —
Международном агентстве по атомной энергии (МАГАТЭ), Организации Объединенных
Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Венском отделении ООН, Постоянном
комитете Организации по выполнению Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных
испытаний (ПК ОДВЗЯИ). В случае отсутствия таковых, а также там, где расположены
штаб-квартиры прочих учреждений системы ООН и организаций, созданных для
реализации международных соглашений, — представительство латиноамериканских
государств осуществляется через их посольства в этих странах. Так, например, послы в
Кении являются постоянными представителями при Программе ООН по окружающей
среде (ЮНЕП) и Конференции ООН по населенным пунктам (Ха-битат). Интересы в
Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО,
Бангкок) представляют послы в Таиланде, а в Экономической комиссии ООН для
Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК, Сантьяго) — послы в Чили.
Представительство в Международной морской организации (ИМО) в Лондоне
осуществляется посольством в Великобритании, в продовольственной и
сельскохозяйственной организации (ФАО) в Риме — посольством в Италии, в
Международной организации гражданской авиации (ИКАО) в Монреале — посольством в
Канаде, в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в Гааге —
посольством в Нидерландах. Во всех этих случаях в рамках посольств созданы группы в
составе одного или нескольких дипломатов для обеспечения взаимодействия с
соответствующими организациями, оказания содействия работе делегаций своих стран.
Помимо участия в Организации Объединенных Наций латиноамериканская дипломатия
активно использует такие многосторонние механизмы реагирования на глобальные
вызовы современности, как Движение неприсоединения (ДН) и Группа 77. Это —
крупнейшие объединения развивающихся стран, действующие на постоянной основе,
имеющие четко установленную периодичность созываемых форумов, определенный
состав участников, организационные рамки. Основное их отличие от международной
организации — отсутствие Устава, бюджета, штаб-квартиры и постоянного секретариата.
Его функции выполняет министерство иностранных дел страны — Председателя, которая
принимает у себя на ротационный основе очередной саммит ДН или Группы 11*.
* По состоянию на 1 апреля 2001 г. в ДН в качестве полноправных членов и наблюдателей
участвуют 129 стран, а Группа 77 насчитывает примерно 150 государств.
197
Специальные миссии или, как их принято называть, делегации почти всех
латиноамериканских государств* в рамках инфраструктуры функционирования обоих
форумов принимают участие на соответствующем уровне в следующих мероприятиях
Движения неприсоединения:
* С 1991 г. Аргентина не участвует в работе ДН.
— конференциях глав государств и правительств неприсоединившихся стран (раз в три
года);
— конференциях министров иностранных дел (раз в полтора года);
— совещаниях министров иностранных дел в ходе работы сессий ГА ООН (ежегодно);
— заседаниях Координационного бюро (руководящий орган), рабочих комитетах и
комиссиях ДН в ООН, собирающихся на периодической основе или по мере
необходимости на министерском или экспертном уровне в Нью-Йорке, Женеве, а также в
столицах неприсоединившихся государств.
В Группе 77:
— совещаниях министров иностранных дел, созываемых один раз в четыре года, как
правило, накануне очередной сессии ЮНКТАД;
— совещаниях постоянных представителей стран-участниц в Нью-Йорке и Женеве (по
мере необходимости);
— регулярных заседаниях на экспертном уровне различных рабочих групп при органах и
специализированных учреждениях ООН.
И, наконец, латиноамериканская дипломатия активно участвует во всех крупнейших
международных конференциях нашего времени, созываемых для обсуждения тех или
иных актуальных проблем современности, таких, например, как Экологический саммит в
Рио-де-Жанейро в 1992 г., Антитеррористический саммит в Каире в 1996 г.,
Международная климатическая конференция в Киото в 1997 г. и многие другие.
Таков механизм функционирования постоянных представительств латиноамериканских
стран при организациях системы ООН и специальных миссий на форумах ДН и Группы
77, которые призваны реализовывать задачи латиноамериканской дипломатии в этих
универсальных структурах международного сообщества. Постпредство и специальная
миссия — мощный и гибкий аппарат, построенный и действующий таким образом, чтобы
быстро оценивать реакцию стран-членов, уведомлять свое правительство о необходимости
занять ту или иную позицию по рассматриваемым вопросам, совмещать методы и приемы
парламентской борьбы и «традиционной» дипломатии для обеспечения принятия решений
в национальных интересах своей страны и популяризировать ее внешнюю политику. В
свою очередь, сотрудники, проходящие службу в таком аппарате, обязаны обладать
широким кругозором, быть в курсе всех наиболее актуальных международных проблем,
свободно владеть двумя иностранными языками. Руководящий и старший дипсостав
должен при этом иметь опыт многосторонней дипломатической работы.
198
И еще. Латиноамериканские государства располагают в ООН, ДН, Группе 77 важным
ресурсом, позволяющим задействовать для достижении общих целей потенциал их
коллективной дипломатии — латиноамериканской группой, которая собирается по мере
необходимости в рамках работы соответствующего форума для координации единой
дипломатической линии, согласования и поддержки своей кандидатуры в его руководящие
органы, выработки общих проектов резолюций или итоговых документов. И в
большинстве случаев Латинской Америке удается использовать этот ресурс в полной мере.
Организация многосторонней дипломатии латиноамериканских государств в рамках
региональных и субрегиональных международных организаций и форумов
Приоритетным направлением и целью дипломатии всех латиноамериканских государств,
составной частью всего их внешнеполитического и экономического курса является
укрепление многосторонних механизмов региональной и субрегиональной интеграции.
Наиболее представительным и влиятельным политическим объединением
латиноамериканских стран, играющим определяющую и катализирующую роль на этом
направлении, стала Группа Рио (ГР)*.
* Решение о создании ГР на основе Контадорской группы и группы ее поддержки
(занимались поиском путей центрально-американского урегулирования) было принято на
совещании в Рио-де-Жанейро в декабре 1986 г. Первоначально в нее вошли Аргентина,
Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Мексика, Панама, Перу и Уругвай. В 1990 г. в состав
группы включены Боливия, Парагвай, Чили, Эквадор, а также на основе ротации по одной
стране от центрально-американского и карибского субрегионов. В 1999 г. в группу были
приняты на индивидуальной основе Гватемала, Гондурас, Коста-Рика, Сальвадор и
Доминиканская Республика.
ГР представляет собой постоянно функционирующий дипломатический механизм
политических консультаций для согласования единых латиноамериканских позиций по
ключевым региональным и международным проблемам. Делегации государств — членов
группы участвуют в ее ежегодных саммитах, а также периодических встречах на уровне
министров иностранных дел и, в случае необходимости, других отраслевых министров
(экономики, финансов, обороны и т.д.). Группа Рио не имеет устава, бюджета, постоянной
штаб-квартиры. Функции временного секретаря (повседневная координация, оргвопросы,
согласование документов, внешние контакты от имени группы) выполняет страна,
проводящая в рамках текущего календарного года очередное совещание президентов. Эта
деятельность осуществляется в тесном контакте с государством, где проходил
предыдущий саммит и страной, которая будет принимать этот форум в следующем году.
Таким образом, на основе принципа ротации формируется координационная тройка,
реализующая коллективную дипломатию ГР в ее связях с ЕС, Восточно-Азиатским
регионом, Россией.
К основным целям и задачам деятельности группы относятся следующие: утверждение
принципов представительной демократии и правового государства, защита прав человека,
сотрудничество по укреплению мира, международной и региональной безопасности,
продвижение разоруженческих процессов, повышение роли и эффективности
деятельности ООН, повышение влияния латиноамериканских стран в ОАГ, реализация
199
принципов устойчивого развития, либерализация международной торговли, ускорение
региональной интеграции латиноамериканских государств во всех областях, борьба с
незаконным оборотом наркотиков и терроризмом.
Дипломатическое взаимодействие латиноамериканских государств в целях ускорения их
экономического развития и углубления процессов региональной и субрегиональной
интеграции осуществляется в рамках целого ряда международных организаций самого
широкого профиля. Задачи наиболее общего характера решает учрежденная в
соответствии с договором Монтевидео 1980 г. Латиноамериканская ассоциация
интеграции (ЛАИ)*, которая заменила собой Латиноамериканскую ассоциацию свободной
торговли (ЛАСТ), образованную в 1960 г. Механизм функционирования ЛАИ включает в
себя следующие элементы:
* На 1 апреля 2001 г. членами организации являлись 12 государств: Аргентина, Боливия,
Бразилия, Колумбия, Чили, Эквадор, Мексика, Парагвай, Перу, Уругвай, Венесуэла и Куба.
— Совет министров иностранных дел (собирается раз в год);
— Комитет представителей, действующий на постоянной основе на уровне экспертов;
— Конференция по оценке выполнения Договора Монтевидео, созываемая в случае
необходимости;
— Генеральный секретариат, возглавляемый Генеральным секретарем организации (штаб-
квартира в Монтевидео, Уругвай).
Основные направления в работе ЛАИ: расширение и регулирование двусторонней
торговли, содействие взаимодополняемости национальных экономик, полномасштабное
развитие экономического сотрудничества в целях расширения регионального рынка,
создание общего рынка латиноамериканских стран.
Схожие задачи лежат в основе деятельности другой латиноамериканской
межправительственной организации, созданной в 1975 г. на основе Панамского договора,
— Латиноамериканской экономической системы (ЛАЭС)*. Однако, она выполняет еще
одно важное назначение — выработку общих позиций и стратегии государств Латинской
Америки по экономическим и социальным вопросам при рассмотрении их в
международных организациях и форумах универсального характера, а также в
переговорах с третьими странами и объединениями государств. Высший орган
организации — Латиноамериканский совет, созываемый ежегодно на уровне министров
иностранных дел. Координацию оперативной дипломатической работы осуществляют
различные комитеты и комиссии, а также Постоянный секретариат со штаб-квартирой в
Каракасе (Венесуэла).
* На 1 апреля 2001 г. членами ЛАЭС являлись 28 латиноамериканских государств:
Аргентина, Багамы, Барбадос, Белиз, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана,
Гватемала, Гондурас, Гренада, Доминиканская республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба,
Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Перу, Сальвадор, Суринам, Тринидад и Тобаго,
Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка.
200