ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 3137
Скачиваний: 48
Межамериканский совет по комплексному развитию (СИДИ), Комитет по борьбе с
незаконным оборотом наркотиков (СИКАД), Комитет по борьбе с терроризмом (СИКТЕ),
Межамериканский банк развития (МАБР) и др. Административный орган ОАГ —
Генеральный секретариат, подразделяющийся на департаменты. Его возглавляет
Генеральный секретарь организации, который избирается Генассамблеей на 5-летний срок.
ОАГ имеет Устав и бюджет, формирующийся из ежегодных взносов стран-участниц. С
1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ**.
* Возглавляют постпредства своих стран при ОАГ в Вашингтоне, осуществляющие
оперативное дипломатическое взаимодействие с организацией. Постпредства
аккредитованы почти всеми латиноамериканскими странами, за исключением малых
карибских государств, у которых эти функции выполняют их посольства в США.
** На 1 апреля 2001 г. этим статусом обладает более 40 государств, в т.ч. и Россия, а также
ЕС.
В современных условиях государства — члены ОАГ стремятся найти новые направления и
формы деятельности этой организации, оптимально адаптированные к
внутриполитическим и международным реалиям постконфронтационного мира.
Реформаторский настрой отчетливо прослеживается на различных форумах ОАГ
последних лет, в частности, Межамериканском саммите по проблемам устойчивого
развития (Боливия, 1996), конференциях по мерам укрепления доверия и безопасности в
Западном полушарии (Чили, 1995 и Сальвадор, 1998), Межамериканских конференциях по
борьбе с коррупцией (Аргентина, 1998) и терроризмом (Лима, 1996).
Вторым направлением многосторонней дипломатии латиноамериканских государств
межрегионального формата стало иберо-американское. Здесь эффективно работает свой
дипломатический механизм политического диалога — форум иберо-американского
сотрудничества, в котором участвуют все испа-ноговорящие страны Латинской Америки,
Бразилия, Португалия и Испания — всего 21 государство*. Его основная цель —
согласование совместных подходов участвующих в нем государств к ключевым
международным проблемам и вызовам современности.
* В основе этого объединения лежит культурная и языковая идентичность стран-участниц.
Главным звеном этого механизма являются ежегодные встречи глав государств и
правительств стран-участниц — саммиты, которые проводятся на ротационной основе в
государствах форума*. Созываются также совещания министров иностранных дел в ходе
работы сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке и накануне очередной
конференции в «верхах». В течение года государство, принимающее очередной саммит,
как координатор иберо-американского сотрудничества организует различные мероприятия
и встречи отраслевых министров (экономики, труда, сельского хозяйства, здравоохранения
и т.д.), а также заседания различных комитетов и рабочих групп по отдельным проблемам
сотрудничества.
* Первый саммит состоялся по инициативе Группы Рио в 1991 г. в Гвадалахаре (Мексика).
206
IX встреча на высшем уровне в Гаване в 1999 г. одобрила протокол об учреждении
Секретариата иберо-американского сотрудничества со штаб-квартирой в Мадриде. Его
создание призвано содействовать превращению в перспективе иберо-американского
форума в политическое объединение наподобие Группы Рио. Глава Секретариата
избирается сроком на 4 года и руководит работой небольшого аппарата (12 сотрудников).
Основные расходы (80%) по содержанию этого органа несет Испания. Посольства стран-
участниц, аккредитованные в Мадриде, выполняют по совместительству функции
постпредств при Форуме. Для упорядочения организационной деятельности по подготовке
саммитов формируется координационная «тройка» в составе государств-организаторов
саммитов текущего, прошлого и следующего годов. Работа форума обычно
характеризуется конструктивным, деловым настроем, готовностью к компромиссу и
стремлением к сохранению целостности иберо-американского процесса как такового в
общем контексте становления многополярности современного мироустройства.
11 тихоокеанских стран Латинской Америки придают важное значение развитию
политического взаимодействия и экономической интеграции с государствами Азиатско-
Тихоокеанского региона (АТР). 3 латиноамериканские страны — Мексика, Чили и Перу —
являются полноправными участниками крупнейшего объединения АТР, действующего на
постоянной основе, — Форума Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (АТЭС)*.
Участие делегаций этих латиноамериканских государств в двух ежегодных мероприятиях
форума — встрече министров иностранных дел и торговли стран-участниц (проводится
накануне встречи в «верхах»), а также его саммите и рабочих Комитетах и комиссиях —
дает Латинской Америке возможность ощутить себя частью сообщества государств АТР,
активно содействовать его превращению в один из центров мирового экономического
развития, а также в полной мере воспользоваться всеми преимуществами интеграционных
процессов, протекающих в регионе.
* Форум, созданный в 1989 г., объединял на 1 апреля 2001 г. 20 государств: США, Японию,
Австралию, Новую Зеландию, Южную Корею, Канаду, Индонезию, Таиланд, Малайзию,
Филиппины, Сингапур, Бруней, Китай, Тайвань, Мексику, Папуа-Новою Гвинею, Чили,
Россию, Перу и Вьетнам. После вступления трех последних участников в 1998 г. был
провозглашен десятилетний мораторий на расширение АТЭС. Основные цели форума:
содействие экономическому и техническому сотрудничеству стран-участниц, разработка
единых региональных правил торговли и инвестиционной деятельности и др.
Функционирует административно-технический секретариат АТЭС со штаб-квартирой в
Сингапуре.
Коллективная дипломатия латиноамериканских государств в бирегиональном формате
Расширяя горизонты своей многосторонней дипломатии страны Латинской Америки в
лице Группы Рио установили постоянный политический диалог с внерегиональными
государствами и их объединениями. В этом диалоге латиноамериканские страны
выступают с единой, уже сформированной в рамках этой региональной структуры
позицией по определенным в качестве предмета двустороннего обсуждения проблемам,
представляющим взаимный интерес для обеих сторон. В соответствующем ключе
действует и второй партнер по диалогу. Такой формат дипломатического взаимодействия
получил название бирегионального, а дипломатия, реализуемая каждой
переговаривающейся стороной, — коллективной*.
207
* См.: Дипломатический вестник. № 8. 1999. С. 24.
Наиболее активно и последовательно Группа Рио сотрудничает с ЕС. Приоритетные
направления сотрудничества: координация совместных подходов к решению глобальных
проблем и вызовов современности, укрепление экономических, торговых, культурных,
гуманитарных и научно-технических связей. Главная цель: выход двустороннего
сотрудничества на уровень стратегического партнерства. Сложился дипломатический
механизм такого сотрудничества, функционирующий на постоянной основе и получивший
название Форум Латинская Америка — Европейский Союз. Высшим звеном являются
встречи глав государств и правительств Латинской Америки и ЕС*. Регулярно проводятся
совещания министров иностранных дел форума (как правило, в ходе сессии ГА ООН, а
также накануне саммитов). Для решения оперативных вопросов и координации действий,
например в ООН, собираются «тройки» ЕС — Группа Рио на министерском или
экспертном уровне. Работает также специальный комитет по организации различных
мероприятий бирегионального характера.
* Первый такой саммит 48 государств состоялся в Рио-де-Жанейро в 1999 г.
Важное значение страны — участницы форума придают также вопросам экономической
интеграции, либерализации торговли, реформам международно-финансовых институтов.
В качестве практических шагов в решении этих проблем можно назвать начавшийся
параллельный переговорный процесс в формате МЕРКОСУР—ЕС и AC-ЕС о
либерализации взаимной торговли с целью создания в перспективе евро-
латиноамериканского единого торгового пространства.
Другим крупнейшим форумом коллективной дипломатии латиноамериканских государств
стал Восточно-азиатский-латиноамериканский форум (ВАЗЛАФ)*. Инициатива его
создания принадлежит Группе Рио и родилась в ходе встреч и консультаций министров
иностранных дел стран — членов ГР с коллегами из АСЕАН, Японии и Китая в ходе
сессий ГА ООН в конце 90-х годов в Нью-Йорке. Высшим органом форума является
конференция министров иностранных дел, созываемая один раз в два года, рабочим —
ежегодная встреча старших должностных лиц. Функции координатора выполняет страна,
принимающая очередную такую встречу. I конференция мининдел ВАЗЛАФ, состоявшаяся
в Сантьяго (Чили, 2001 г.), определила основные цели форума: развитие политического
диалога и сотрудничества в интересах сближения и налаживания партнерства двух
регионов в политической, социально-экономической, культурной и гуманитарной сферах.
Создание ВАЗЛАФ лежит в русле общего процесса глобализации и отвечает, прежде всего,
потребностям бирегионального сотрудничества по линии Юг—Юг.
* На 1 апреля 2001 г. в форуме участвовали 15 латиноамериканских государств
(Аргентина, Боливия, Бразилия, Венесуэла, Колумбия, Коста-Рика, Мексика, Панама,
Парагвай, Перу, Сальвадор, Уругвай, Чили, Эквадор), 13 азиатских (Бруней, Вьетнам,
Индонезия, Камбоджа, КНР, Корея, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд,
Филиппины, Япония) государств, а также Австралия и Новая Зеландия.
208
Наконец, третьим важным направлением развития бирегионального политического
диалога латиноамериканских государств является Россия и СНГ. Впервые встреча в
формате Группа Рио—СНГ состоялась в 1995 г. в Нью-Йорке во время работы 50-й сессии
ГА ООН. Впоследствии, однако, многие страны СНГ заняли пассивную позицию в
отношении связей с ГР, а последняя, со своей стороны, подтвердила заинтересованность в
развитии постоянных контактов с Россией как наиболее авторитетным государством в
СНГ, имеющим реальные интересы в Латинской Америке и проводящим активную
внешнюю политику в регионе. В этой связи было принято совместное решение вести
линию на расширение прямого постоянного диалога Группа Рио—Россия. По инициативе
России в 1997 г. в рамках 52 сессии ГА ООН состоялась встреча министров иностранных
дел России и координационной «тройки» ГР. Ее итогом стала договоренность о создании
дипломатического механизма регулярных консультаций в таком формате, открытых в то
же время и для участия других членов ГР и СНГ, на уровне мининдел в период работы
ежегодных сессий ГА ООН. Была также согласована возможность установления контактов
на уровне национальных координаторов ГР и официальных представителей или экспертов
России. В 1990 г. министры сформировали предметную повестку дня своей работы:
международная безопасность и реформа ООН, борьба с наркобизнесом и организованной
преступностью, мировая экономическая ситуация и глобальные вызовы современности. В
2000 г. состоялись первые консультации национальных координаторов ГР с российскими
экспертами по проблемам международной безопасности и стабильности (Богота,
Колумбия), а также по вопросам сотрудничества в борьбе с наркоугрозой (Вашингтон).
В дополнение к механизму политического диалога латиноамериканские государства
создают инфраструктуру экономического сотрудничества Латинская Америка — Россия.
Договоренности об учреждении соответствующих органов и создании правовой базы
такого взаимодействия были достигнуты в 2000 г. в ходе первых официальных контактов
представителей России, Общего рынка Южного Конуса и Андского сообщества.
Стратегическая линия на расширение бирегионального дипломатического взаимодействия
Латинской Америки и России имеет хорошую перспективу и будет носить
долговременный и серьезный характер, поскольку отвечает национальным интересам
участвующих в нем государств, а также интересам укрепления региональный
стабильности и развития, и международного мира и сотрудничества.
Итак, коллективная дипломатия Латинской Америки набирает обороты, целенаправленно
работая по важнейшим азимутам мировой политики. По ее инициативе и с ее участием на
рубеже XXI в. сформированы новые дипломатические механизмы бирегионального
взаимодействия крупных центров влияния в международной системе координат. Создание
таких механизмов, по признанию лидеров многих латиноамериканских стран, обусловлено
крушением биполярного мироустройства и назревшей необходимостью уравновесить
чрезмерное усиление роли одной державы — США в современном мире.
Такова организация основных форм многосторонней и коллективной дипломатии
латиноамериканских государств. Главной ее движущей силой является
латиноамериканский дипломат, который, будучи сотрудником своего представительства
при международной организации, членом делегации своей страны на международной
конференции или чиновником секретариата регионального форума, отстаивает — каждый
на своем посту — интересы представляемой им страны или региона в целом, решает
возложенные на него узкоспецифические или общеполитические задачи, направленные на
достижение конечного результата любого многостороннего форума — подписание
итогового документа. К латиноамериканским дипломатам, работающим на этом
направлении национальной дипломатии, предъявляются высокие требования. Такие
дипломатические работники помимо общих профессиональных качеств должны владеть
209
пониманием парламентской борьбы, искусством ведения переговоров, сбора политической
информации, знать правила процедуры международных организаций, конференций и
форумов, разбираться в глобальных и региональных проблемах. Они должны тонко и
умело пользоваться приемами и методами различных форм давления, быть хорошими
психологами и просто обладать личным обаянием. Это — суть слагаемых успеха любой
кон-ференционной, и прежде всего, кулуарной работы всех международных форумов,
залог эффективной реализации целей, стоящих перед любой национальной делегацией.
В качестве резюме стоит отметить, что для осуществления задач своей многосторонней и
коллективной дипломатии каждая латиноамериканская страна располагает сложным
механизмом, который, наравне с непосредственным исполнителем — Министерством
иностранных дел, — включает в себя в большей или меньшей степени многие отраслевые
министерства, ведомства и учреждения. Работе этого механизма способствуют различные
неправительственные организации, научно-исследовательские центры, благотворительные
фонды, отдельные ученые, сотрудники международных и региональных организаций.
Используя с максимальной эффективностью возможности этого аппарата, каждая
латиноамериканская страна нацелена на обеспечение успеха своей дипломатии в
достижении основных целей национальной внешней политики и корпоративных
региональных интересов на всех международных форумах.
Рекомендуемая литература
1. Квасов O.K. Дипломатия и дипломатическая служба стран Латинской Америки. М.,
2001.
2. Latin America in the New International System / Ed. by Joseph S.Tulchin, Ralph H.Espach.
Lynne Rienner Publishers. 2000.
3. The Future of Inter-American Relations / Ed. by Jorge I. Domin-guez. An Inter-American
Dialogue Book. Routledge. 1999.
210