Файл: Базы данных МУ ЛР.pdf

Добавлен: 28.11.2018

Просмотров: 5095

Скачиваний: 37

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

 

 

Министерство образования и науки Российской Федерации 

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное 

учреждение высшего образования 

 

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 

СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ И РАДИОЭЛЕКТРОНИКИ 

 

Кафедра экономической математики, информатики  

и статистики (ЭМИС) 

 

 

Д. П. Вагнер  

 

 

БАЗЫ ДАННЫХ 

 

Методические указания  

по выполнению лабораторных работ 

 
 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2018


background image

 

 

 

 
 
 

 
 
Корректор: А. Н. Миронова 

 
 
 
 
 
 
 
 

Вагнер Д. П. 

Базы данных : методические указания по выполнению лабо-

раторных работ / Д. П. Вагнер. – Томск : ФДО, ТУСУР, 2018. – 72 с. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

© Вагнер Д. П., 2018 
© Оформление. 

  ФДО, ТУСУР, 2018 


background image

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение ............................................................................................................... 4 
1 Лабораторная работа № 1 «Создание базы данных. 

Инструменты создания таблиц» ..................................................................... 5 

1.1 Создание баз данных и таблиц в MS Access ........................................... 5 
1.2 Пример создания базы данных и таблиц в MS Access ........................... 8 
1.3 Порядок выполнения работы .................................................................. 12 
1.4 Содержание отчета .................................................................................. 12 
1.5 Варианты заданий к лабораторной работе № 1 .................................... 12 

2 Лабораторная работа № 2 «Запросы» .......................................................... 23 

2.1 Создание запросов в MS Access ............................................................. 23 
2.2 Пример создания запросов в MS Access ................................................ 25 
2.3 Порядок выполнения работы .................................................................. 30 
2.4 Содержание отчета .................................................................................. 30 
2.5 Индивидуальные варианты заданий к лабораторной работе № 2 ...... 31 

3 Лабораторная работа № 3 «Нормализация данных» .................................. 47 

3.1 Нормализация баз данных ...................................................................... 47 
3.2 Пример нормализации ............................................................................. 50 
3.3 Порядок выполнения работы .................................................................. 52 
3.4 Содержание отчета .................................................................................. 52 
3.5 Индивидуальные варианты заданий к лабораторной работе № 3 ...... 53 

4 Лабораторная работа № 4 «Проектирование БД» ...................................... 59 

4.1 Проектирование баз данных ................................................................... 59 
4.2 Пример проектирования баз данных ..................................................... 60 
4.3 Порядок выполнения работы .................................................................. 64 
4.4 Содержание отчета .................................................................................. 64 
4.5 Индивидуальные варианты заданий к лабораторной работе № 4 ...... 64 

Рекомендованная литература ........................................................................... 66 
Приложение А ................................................................................................... 67 

 


background image

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

Цель лабораторных работ – овладение навыками практического про-

ектирования баз данных, создания и управления различными объектами БД. 

Методические указания к лабораторным работам по курсу «Базы дан-

ных» содержат только те понятия и определения, которые необходимы для 

их успешного выполнения.  

В  ходе  выполнения  лабораторных  работ  у  студентов  формируются 

навыки  проектирования  баз  данных,  создания  и  управления  различными 

объектами баз данных. 

Основная цель первой лабораторной работы – освоение инструментов со-

здания и управления базами данных, а также создания основных объектов БД.  

Вторая лабораторная работа посвящена работе с запросами. Основная 

цель этой работы – сформировать навыки построения различных видов за-

просов в базе данных. 

В  третьей  лабораторной  работе  студентам  предлагается  произвести 

нормализацию базы данных.  

Четвертая лабораторная работа посвящена применению на практике 

основ проектирования баз данных на основе анализа предметной области.  

Для  выполнения  лабораторных  работ  необходимо  воспользоваться 

СУБД  Microsoft  Access  любой  версии,  начиная  с  2007,  входящей  в  пакет 

Microsoft Office Professional или устанавливаемой отдельно. 

Выбор варианта лабораторных работ осуществляется по общим пра-

вилам с использованием следующей формулы:  

 

V = (N × K) div 100, 

где     V – искомый номер варианта, 

N – общее количество вариантов, 

div – целочисленное деление, 

при = 0 выбирается максимальный вариант, 

K – код варианта. 


background image

 

 

 

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 1                                                     

«СОЗДАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ. 

ИНСТРУМЕНТЫ СОЗДАНИЯ ТАБЛИЦ» 

Цель работы: получение навыков работы по созданию базы данных 

(БД), созданию и редактированию таблиц; знакомство со средой и объек-

тами MS Access.  

Темы для предварительного изучения. Порядок создания БД и таб-

лиц. Разделы конструктора таблиц. 

1

.1 Создание баз данных и таблиц в MS Access 

Microsoft  Access  хранит все объекты  –  таблицы, запросы,  формы

отчеты, макросы и модули – в одном файле. 

Таблицы создаются пользователем для хранения данных. В каждой 

записи собраны сведения об одном экземпляре определенного объекта. 

Запросы  создаются  пользователем  для  выборки  нужных  данных. 

С помощью запроса можно также обновить, удалить или добавить данные в 

таблицы или создать новые. 

Формы  предназначены  для  редактирования,  ввода  и  просмотра 

данных в удобном виде; также их можно применять для создания панелей 

управления в приложении. 

Отчеты  используются  для  формирования  выходного  документа, 

предназначенного для вывода на печать. 

Макросы предназначены для автоматизации обработки действий, 

которые должны быть выполнены в ответ на некоторое событие. 

Модули содержат программы на языке Visual Basic, которые могут 

разрабатываться  пользователем  для  реализации  нестандартных  процедур 

при создании приложения.