Файл: Molchanov_Diplomatia_Petra_Pervogo-1.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3084

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

291



Н. Н. МОЛЧАНОВ


ДИПЛОМАТИЯ

ПЕТРА

ПЕРВОГО


2-е издание


МОСКВА · «МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ» · 1986


ББК 63.3(0)51

М 75


Рецензенты:

профессор Л. А. НИКИФОРОВ,

профессор Н. И. ПАВЛЕНКО,

доктор исторических наук Б. И. ПОКЛАД


М

0505000000-034

61 – 86


003(01)-86


© «Международные отношения», 1986

_______________________________________________________________________


ОГЛАВЛЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. К славным делам

Истоки

Немецкая слобода

Азовские походы

Великое посольство

Амстердам

Лондон и Вена

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Северная война

Сквозь «облако сомнений»

Дипломатическая подготовка Северной войны

Вступление России в войну

Дипломатия в годы первых побед

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. Полтава

Перед нашествием

Европа, Швеция и Россия

Победа

Послеполтавская дипломатия

Урок на Пруте

ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. Бремя величия

Дела турецкие и польские

Балтийская политика

Аландский конгресс

Конец Северной войны

Неоконченное завершение

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ


Дипломатия занимает огромное место в дея­тельности Петра Великого. Первым из рус­ских царей он стал лично подписывать меж­дународные договоры. Эта деталь как бы сим­волизирует тот факт, что Петр создал новую русскую дипломатию, подобно основанию ре­гулярной армии, флота и других государ­ственных институтов Российской империи. В сфере дипломатии особенно наглядно обна­ружились результаты его титанической работы по укреплению могущества России, превратившейся в великую державу. Быстрый подъем России поразил воображение современников и потомков. Дипломатия, будучи средством, орудием осуществления внешней политики, ее практического проведения в жизнь, помогает понима­нию процесса этого быстрого возвышения. Обычно его объясняют прежде всего воздействием военных побед армии и флота, создан­ных Петром. Действительно, война долгие годы сопровождала петровскую внешнюю политику. Из 35 лет царствования Петра состояние полного мира сохранялось всего около года. Уже этот факт сам по себе заслоняет роль дипломатии, которой трудно было соперничать со славой великих петровских побед. В отличие от пу­шечных залпов, дипломатические акции не вызывают столь гром­кого резонанса.

В самом деле, создание в невероятно короткий срок военно-мор­ского флота, энергичное формирование современной могучей ар­мии, преобразившейся из беспорядочной толпы, в панике бегущей из-под Нарвы, в великолепное победоносное войско Полтавы, не могло не поражать умы. Еще более фантастическим казалось и строительство Петербурга. При этом дело касалось конкретно осязаемых, материальных явлений.

Иное дело — дипломатия. Ее достижения находятся в сфере морального, психологического, политического воздействия на по­ведение партнеров и противников. Различная природа, сущность военных достижений и дипломатических побед легко делает оценки внешнеполитических акций субъективными и произвольными, не поддающимися измерению числом кораблей, полков, количест­вом убитых и раненых, перечнем взятых городов и крепостей, раз­мерами занятых территорий.


А между тем успешное преодоление решительного сопротивле­ния всей Европы (включая и так называемых «союзников») возвы­шению России, разрушение всех попыток образования антирус­ской военно-политической коалиции — величайшее достижение петровской дипломатии. Но были в ней, как и на войне, тяжелые поражения, неудачи и ошибки, имевшие роковые последствия... Сам Петр великолепно понимал значение дипломатии. Поэтому его ликование по поводу заключения Ништадтского мирного дого­вора далеко превзошло все столь пышно и громко отмечавшиеся им военные триумфы. Не только понять, но и объяснить реальны­ми причинами скрытое таинство дипломатических действий — сложнейшая задача исторической науки.

Большая заслуга в изучении истории петровской дипломатии принадлежит замечательному русскому историку С. М. Соловье­ву. Шесть томов своей монументальной «Истории России с древ­нейших времен» он посвятил царствованию Петра. Больше поло­вины их содержания отведено его внешнеполитической деятель­ности.

Хотя некоторые и усматривают в этом некое нарушение про­порций, подобное распределение материала служит лишь объек­тивным отражением реально существовавшего положения. Ведь именно таким образом и распределялись внимание, энергия, воля и труд самого Петра. Если уж искать недостатки у С. М. Соловьева, то они скорее в эмпирико-описательном характере его произведе­ния. Но в целом его конкретные оценки роли дипломатии в петров­скую эпоху справедливы. Когда он пишет, как в разгар Северной войны «дипломатическая борьба загорелась с новой силой и далеко оставила за собой борьбу военную», то это знаменательное призна­ние приоритета дипломатии в определенные критические моменты представляется совершенно обоснованным. Характеризуя между­народное положение России к 1718 году (а до зенита ее влияния было еще далеко), С. М. Соловьев с удовлетворением отмечает: «Прошло много лет, исполненных великих трудов, страшных бед­ствий и неожиданной славы... Сцена русского дипломатического действия охватила всю Европу, русские интересы переплелись с интересами Германии, Англии, Франции. Кто мог вообразить что-нибудь подобное лет восемь назад?»

Событий, превосходивших всякое воображение, при Петре и благодаря ему было немало. А это и оправдывает интерес к изу­чению эпохи петровских преобразований новыми поколениями. Советские историки, работая на основе марксистской философии, истории, на базе исторического материализма, создали много цен­ных исследований, посвященных эпохе петровских преобразова­ний и конкретным проблемам петровской дипломатии. Работы советских историков отличаются стремлением объективно и глубо­ко оценивать события петровской эпохи с марксистско-ленинских позиций. Однако еще не предпринято попытки синтетического, ко­мплексного изучения дипломатии Петра во всей ее целостности.


Необходимость такого изучения подчеркивается тем знамена­тельным обстоятельством, что К. Маркс и Ф. Энгельс, беспощадно разоблачавшие внешнюю политику феодальных и буржуазных го­сударств, вскрывая подоплеку их тайной дипломатии, отмечали особое значение дипломатии Петра Великого. Это тем более характерно, что Маркс и Энгельс без всякого снисхождения осуждали хищническую политику всех европейских монархов, особенно рус­ских. Иначе они оценивали внешнеполитическую деятельность Петра, которую считали главным элементом его преобразователь­ного царствования. Вовсе не склонный к идеализации коронован­ных глав абсолютных монархий, Ф. Энгельс писал о Петре: «Этот действительно великий человек... первый в полной мере оценил исключительно благоприятное для России положение в Европе. Он ясно... разглядел, наметил и начал осуществлять основные прин­ципы русской политики».

К. Маркс специально исследовал внешнюю политику России и убедительно показал, что территориальные приобретения Петра, в отличие от завоеваний его современников — Людовика XIV и Карла XII, были исторически оправданы объективными потреб­ностями развития России, что побережья Балтийского и Черного морей, естественно, должны были принадлежать ей. Возвышение России Маркс считал результатом закономерного исторического процесса, а не просто «беспочвенным импровизированным творе­нием гения Петра Великого».

Положительная оценка классиками марксизма достижений и принципиальных направлений петровской дипломатии не исклю­чает, а, напротив, требует критического подхода к ее изучению. Прогрессивная преобразовательная деятельность Петра осуществлялась в рамках феодально-абсолютистского государства. Хотя Петр искренне считал высшей целью своей внешней политики ин­тересы отечества, обеспечение государственных интересов, объек­тивно она служила подымавшемуся тогда дворянскому классу и только еще начинавшей зарождаться буржуазии. Внешняя поли­тика, дипломатия Петра предопределялись в последнем счете со­циальной, классовой природой тогдашней России. Она соответство­вала также социальной сущности господствовавшего в то время ти­па международных отношений, находившихся в переходном со­стоянии. Международные отношения феодального общества все больше замещались отношениями идущего на смену феодализму капиталистического, буржуазного общества. Это особенно ярко проявлялось в политике стран, уже вставших на путь капитали­стического развития, таких как Англия и Голландия. Они сказыва­лись и во внешней политике менее передовых стран, например Франции. Что касается России, то, несмотря на ее отсталость, здесь также элементы старого феодального характера начинают смешиваться с новыми, частично буржуазными тенденциями. Так, в политике Петра причудливо сочетаются экономические интере­сы нового типа, предопределившие борьбу за выход к Балтийско­му морю, с чисто феодальными чертами вроде матримониально-династических увлечений царя.


Вся система европейских международных отношений в XVII — XVIII веках являет картину сложного, противоречивого взаимо­действия новых, нарождавшихся принципов и закономерностей со старыми обычаями феодальных времен. Вестфальский мир 1648 года вводит в практику принципы нового времени и открывает эту переходную эпоху. Если раньше участниками международных от­ношений были исключительно коронованные лица, монархи, то после признания независимости Нидерландов и Швейцарии ими становятся государства, страны, нации. Монарх в качестве субъек­та внешней политики действует от имени государства. Серьезно ослабляется влияние теократического, религиозного фактора, внешняя политика отделяется от церкви, государства становятся светскими. Поэтому коалиции и союзы все чаще представляют собой смешение католических и протестантских стран. Для гер­манского императора-католика врагом становится католик Людо­вик XIV, а друзьями — протестантские Англия и Голландия и т. п. Постепенно утверждается принцип государственного суверените­та, который уже не может, как прежде, ограничиваться надгосударственной духовной или светской властью папы римского или германского императора. Наконец, все страны, независимо от ре­лигиозной принадлежности, размеров, местонахождения, призна­ются равноправными.

Но эти прогрессивные принципы на практике оставались в ос­новном идеалом, а действительные международные отношения чаще всего строились на старых феодальных обычаях. По-прежне­му в дипломатических связях продолжает господствовать личностный фактор, и смена на троне государя часто приводила к измене­нию внешней политики. Внешнеполитическая стабильность, сохра­няющаяся даже при смене соперничающих политических партий у власти, как это происходит в наше время, тогда была явлением новым, но уже реально существовавшим (к примеру, в Англии в моменты, когда виги сменяли партию тори или наоборот). Все это крайне усложняло дипломатическую практику тех времен, как сейчас усложняет работу историка дипломатии. Тем более знаме­нательна та поразительная способность к адаптации, которую проявил Петр и его сподвижники-дипломаты. Петровская дипло­матия использует новые принципы и превосходно ориентируется в феодально-династических интригах старого типа. Московская дипломатия обретает необычайную гибкость, и этим она в решаю­щей степени обязана гениальной интуиции Петра Великого. Пет­ровское царствование знаменательно тем, что в некоторых обла­стях, например в создании флота, армии, отдельных отраслей промышленности, весьма значительное отставание было наверста­но и преодолено в считанные годы. Совершенно аналогичный, если не более интенсивный, процесс происходил и в дипломатии.

Неизбежно возникает вопрос о нравственном уровне тогдашней дипломатии. Возможно, читатель будет шокирован описанием того, как в своей повседневной деятельности дипломаты использовали такие неблаговидные методы, как взятки, подкупы иностранных деятелей и т. д. Между тем тогда это вовсе не считалось зазорным. Моральные, этические принципы служили просто формой дипло­матического красноречия. Для дипломата его частная, личная мо­раль не имела ничего общего с моральным содержанием его слу­жебной дипломатической деятельности. Гарольд Никольсон, счи­тающийся классиком буржуазной дипломатии, скептически заме­чая, что вообще «дипломатия не является системой моральной философии», писал о дипломатах XVII века: «Они давали взятки придворным, подстрекали к восстаниям и финансировали восста­ния, поощряли оппозиционные партии, вмешивались самым пагуб­ным образом во внутренние дела стран, в которых они были аккре­дитованы, они лгали, шпионили, крали». Удивляться надо не тому, что русские послы везли с собой сундуки, набитые соболями и чер­вонцами, что они давали взятки и подкупали алчных иностранных сановников, а тому, что при этом они сохраняли убеждение в пре­досудительности таких действий и явно стыдились их. Историче­ские документы свидетельствуют о многочисленных проявлениях морального негодования петровских дипломатов и самого Петра по отношению к фактам наглого мошенничества, прожженного интриганства, обмана и лжи. В такого рода сентенциях сказыва­лась патриархальная наивность и нравственная девственность неофитов. Впрочем, они хранили ее не слишком бережно, ибо надо было жить, точнее говоря, России необходимо было выжить в среде сплошной враждебности.


В отличие от других направлений и методов изучения и объяс­нения эпохи петровских преобразований, марксизм требует учета всей ее сложности и полного освобождения от предубеждений, иллюзий и субъективизма. В этом отношении характерно разли­чие между марксистским подходом к оценке Петра и демократи­ческой русской традицией, идущей от Пушкина, декабристов, Герцена, Белинского и Чернышевского. Нам понятно их восхище­ние Петром Великим, образ которого воплощал для них идеал национального героя. Однако в их оценках эмоции часто заменяют научный анализ, возможный лишь на базе марксизма. Многие ве­ликолепные высказывания Пушкина или Белинского о Петре отличаются глубоким историческим чутьем. Но трудно принять характеристику Герценом великого русского царя как «короно­ванного революционера». Научное понятие общественной рево­люции подразумевает не просто любую радикальную перемену, но преобразование классового характера. Петр же, хотя и был отнюдь не консерватором, существенно не затронул основные старые социальные структуры русского общества.

Более того, социальное отставание России от Западной Европы даже усиливалось. Г. В. Плеханов справедливо отмечал, что в эпо­ху Петра Великого в передовых странах «быстро исчезали послед­ние остатки крепостного права», но в России XVIII века «закрепо­щение крестьян доходит до апогея». Наблюдаются два параллель­ных процесса, направленных в противоположные стороны. Быстро догоняя Европу, Россия во многом шла вперед, но в главном, в со­циальном развитии, топталась на месте. Это противоречие и поро­дило неполноценность реформы, непрочность многих прогрессив­ных начинаний Петра. Крепостное право, политическое бесправие даже самого дворянства предопределили сохранение социальной основы отсталости России. Точно так же легендарный петровский демократизм имел чисто личный характер, проявлявшийся лишь в поведении и манерах Петра в узком кругу близких друзей. Он действительно искренне хотел «служить народу». Но фактически его «народом» в ту эпоху был в основном лишь привилегирован­ный класс дворян, за пределами которого оставалась громадная масса «подлого» русского люда.

Вообще все оценки и характеристики людей и событий той да­лекой эпохи имеют неизбежно относительный характер, предопре­деляемый спецификой места и времени. Поэтому самый критиче­ский подход к Петру с классовых позиций не означает посяга­тельства на его несомненное историческое величие. В России на­чала XVIII века не было более реального, активного, передового носителя прогресса, чем Петр I. Даже такое одиозное орудие аб­солютистского государства, каким была деспотическая, самодер­жавная власть, оказавшаяся в его руках, превратилось благодаря исторически оправданным и в максимальной степени соответст­вующим интересам развития России действиям Петра Великого в фактор прогресса. Цель Петра — преодоление отсталости России ради ее собственного спасения — оправдывала пресловутые «край­ности» его правления, делала их неизбежным злом, порожденным объективными, не зависящими от его воли историческими усло­виями. Ошибки, отрицательные качества личности Петра, даже его пороки — проявление случайности, в форме которой всегда дейст­вует историческая необходимость. Поэтому данные «случайности» должны быть на втором, третьем.., десятом и т. д. плане в поле зре­ния историка, любого, кто берется давать Петру подлинно науч­ную оценку.