Файл: Zonova_T_V_Diplomatia_inostrannykh_gosudarstv.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 2685

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Служба   дипломатического   обеспечения.   Занимается   вопросами   материального 
обеспечения   заграничных   поездок   президента,   премьер-министра   и   министра 
иностранных   дел   Франции,   обслуживанием   внутренних   приемов   и   переговоров   в 
министерстве, обеспечивает устный перевод переговоров с участием президента, премьер-
министра   и   министра   иностранных   дел   Франции,   письменные   переводы   всех 
официальных документов, отвечает за прием и доставку дипломатической и консульской 
почты.

Отдел   модернизации.   Занимается   совершенствованием   работы   министерства   и 
загранучреждений.

Генеральная   дирекция   международного   сотрудничества   и   развития.   Создана   на   базе 
расформированного Министерства по делам сотрудничества. Разрабатывает политику в 
области   международного   сотрудничества   и   развития,   планирует   средства   для   ее 
осуществления,   определяет   и   осуществляет   мероприятия   в   сфере   технического 
сотрудничества, содействия экономическому, социальному и государственному развитию 
зарубежных   стран,   занимается   вопросами   культурного   сотрудничества,   проектами 
расширения   преподавания   французского   языка,   сотрудничеством   в   области   высшего 
образования   и   научных   исследований,   распространением   внешней   аудиовизуальной 
информации, обеспечивает участие Франции в разработке новых технологий в области 
информатики и связи. В ее состав входят:

Департамент по вопросам стратегии планирования и оценки. Разрабатывает политику в 
области международного сотрудничества и развития, следит за соответствием основных 
направлений,   программ   и   проектов   директивам   правительства.   Определяет   политику 
сотрудничества с отдельными странами и регионами.

Департамент   развития   и   технического   сотрудничества.   Разрабатывает   и   осуществляет 
программы и проекты в области технического сотрудничества и оказания содействия в 
области экономического, социального и государственного развития, а также образования.

Департамент   культурного   сотрудничества   и   французского   языка.   Разрабатывает   и 
осуществляет   программы   и   проекты   в   области   культуры,   искусства,   преподавания   и 
распространения французского языка, определяет стратегию и контролирует деятельность 
соответствующих   французских   учреждений,   в   частности,   Агентства   по   преподаванию 
французского языка за рубежом и Французской ассоциации артистической деятельности.

Департамент   по   вопросам   научного   сотрудничества   высшего   образования   и   научных 
исследований. Разрабатывает и осуществляет международные программы и проекты как в 
области развития системы высшего образования и научных исследований, так и в сфере 
связей   между   французскими   и   зарубежными   университетами,   высшими   учебными 
заведениями и исследовательскими центрами, следит за международной деятельностью 
французских исследовательских центров в области фундаментальных и прикладных наук.

Департамент   внешней   аудиовизуальной   информации   и   коммуникационной   техники. 
Разрабатывает   и   осуществляет   соответствующие   программы   и   проекты,   предоставляет 
экспертные услуги в международных переговорах, касающихся содержания и развития 
аудиовизуальных и коммуникационных сетей.

Определяя задачи деятельности Генеральной дирекции международного сотрудничества и 
развития, Шарль  Жостэн, занимавший пост министра-делегата по иностранным делам. 
«Речь идет, прежде всего, о развитии наших возможностей внешнего влияния, затем о 

46


background image

выявлении и привлечении элиты государств, являющихся нашими партнерами, и, наконец, 
в третьих, в укреплении наших позиций в сфере сотрудничества, одним словом о том, 
чтобы   как   можно   лучше   ассоциировать   гражданское   общество   с   нашими 
устремлениями»*.

* Audition du ministre delegue a la cooperation et a la francophonie Charles Josstlin par le Senat, 
1999 // Личный архив автора.

Следующие   ниже   подразделения   МИД   Франции   структурно   не   входят   в   состав 
Генеральных дирекций и находятся в прямом подчинении руководства министерства.

Департамент   по   вопросам   европейского   сотрудничества.   Занимается   вопросами 
деятельности   Евросоюза   и   европейского   сотрудничества,   следит   и   координирует 
отношения Франции с государствами, входящими в эту географическую зону.

Территориальные департаменты:

Континентальной Европы (включающий управление Восточной Европы, занимающееся 
Россией и странами СНГ, и управление балканских стран);

Африки   и   Индийского   океана   (включающий   управления   Западной   Африки,   Южной 
Африки и Индийского океана, Центральной и Восточной Африки);

Северной   Африки   и   Ближнего   Востока   (включающий   управления   Северной   Африки, 
Египта, Ближнего Востока);

Америки   и   Карибского   моря   (включающий   управления   Северной   Америки,   Мексики, 
Центральной Америки и Карибского моря, Южной Америки);

Азии и Океании (включающий управления Южной Азии, Юго-Восточной Азии, Дальнего 
Востока, Океании).

Территориальные департаменты отслеживают вопросы внешней и внутренней политики, 
экономического и социального положения стран, входящих в эти географические зоны, их 
отношений   с   третьими   странами   и   координируют   развитие   их   двусторонних   связей   с 
Францией.

Департамент   по   экономическим   и   финансовым   делам.   Следит   за   международными 
экономическими   и   финансовыми   вопросами   и   вопросами   экспорта   чувствительных 
технологий, совместно с заинтересованными ведомствами ведет переговоры о заключении 
международных договоров, входящих в его компетенцию, включая соглашения о защите 
окружающей среды, поддерживает и координирует связи министерства с предприятиями.

Департамент по делам французов  за границей и иностранцев  во Франции. Занимается 
организацией  работы,  безопасностью  и   защитой  интересов  французов,  находящихся   за 
пределами Франции, участвует в разработке и осуществлении политики правительства в 
области   въезда,   пребывания   и   обустройства   иностранцев   во   Франции   и   определении 
политики   в   области   предоставления   убежища,   ведет   переговоры   по   заключению 
международных соглашений в этих областях и следит за их выполнением, обеспечивает 
работу Высшего совета французов за границей, следит за участием французов за границей 
47


background image

в   выборах   и   проведением   выборов   членами   иностранных   общин   во   Франции, 
информирует французских граждан об условиях их пребывания за границей.

Департамент   по   юридическим   делам.   Директор   этого   департамента   является   по 
должности официальным юрисконсультом министерства. Департамент дает рекомендации 
министру,   подразделениям   центрального   аппарата,   дипломатическим   и   консульским 
представительствам   по   юридическим   вопросам,   связанным   с   их   деятельностью, 
консультирует   другие   министерства   по   вопросам   международного   права,   представляет 
государство в международных инстанциях арбитражного или судебного характера, дает 
заключения   по   всем   проектам   международных   соглашений   отвечает   за   все   вопросы 
морского права и статуса Антарктики.

Управление связи и информации. Отвечает за работу со средствами массовой информации.

Протокольная служба.

Дипломатические и консульские представительства Франции за границей

Посольства и представительства при международных организациях являются основными 
дипломатическими представительствами Франции за рубежом. В 1992 г. Франция имела 
свои посольства в 135 странах и представительства при 11 международных организациях 
и   располагала   130   консульскими   точками.   Она   практикует   систему,   при   которой   один 
посол представляет французские интересы по совместительству в нескольких странах. Это 
касается, например, островных государств в Тихом океане и Карибском бассейне, а также 
ряда африканских государств. Кроме того, развитие информатики используется для того, 
чтобы   за   счет   повышения   эффективности   консульской   службы   укрупнять   консульские 
округа и таким путем сокращать количество консульских точек.

Среди задач в деятельности французских дипломатических представительств президент 
Франции   на   первый   план   выносит   информационно-аналитическую   работу.   «Чтобы 
определять желательный путь во Франции и в мире и принимать правильные решения, 
прежде   всего,   подчеркивает   французский   президент,   необходимо   располагать   полной 
информацией и правильным анализом». Для Ж.Ширака — это первый критерий оценки 
качества дипломатической сети. «Мы содержим нашу сеть в мире, продолжает он, чтобы 
повсюду  продвигать   наши   интересы   и   обеспечивать   защиту  наших   соотечественников, 
...чтобы лучше распространять нашу точку зрения». Исходя из того, что «глобализация 
делает все явления в мире взаимосвязанными», Ширак считает, что эти задачи касаются 
всех загранточек Франции.

Вместе с тем, французский президент далек от того, чтобы ограничивать задачу посольств 
только сбором информации. «Сверх информации, — говорит он, — я жду от вас [послов] 
высококачественных оценок и предвидения. Я жду от вас также смелости в выдвижении 
инициатив». Развивая эту мысль, он отметил: «Поскольку вы находитесь в постоянном 
контакте на местах, где происходят события, поскольку вы знаете лучше чем кто-либо, в 
каком направлении развивается обстановка в общественном мнении той или иной страны 
и ее руководителей, с которыми вы работаете, именно вы должны проявлять воображение, 
предлагать в каждом случае наиболее подходящее действие для Франции»*.

48


background image

* Ширак Ж. Выступление на совещании послов Франции в 1999 году // Личный архив 
автора.

Таким образом Ширак и в наши дни призывает французскую дипломатическую службу 
следовать лучшим традициям французской дипломатии — глубокому проникновению в 
суть вещей и смелому инициативному действию.

Бюджет министерства иностранных дел

Бюджет Кэ д'Орсэ на 2000 г. составил 20 млрд 945 млн франков. Главная его особенность 
состоит в том, что впервые с 1995 г. произошло увеличение (на 0,6% по сравнению с 1999 
г.). Тогдашний министр иностранных дел Ю.Ведрин отметил: «Этот рост незначителен, но 
он означает изменение тенденции, что имеет фундаментальное значение для будущего. В 
частности,   это   позволило   положить   конец   сокращению   численного   состава 
министерства»*.

*  Audition   du   ministre   des  Affaires   etrangeres,   M.Hubert   Vedrine,   par   le   Senat,   Paris,   9 
decembre 1999 // Личный архив автора.

С тех пор этот бюджет продолжал расти. В 2002 г. он составил 23 млрд 800 млн франков, 
или 3 млрд 630 млн евро. Отметим для сравнения, что бюджет Госдепартамента в США 
составил в 2002 г. 24 млрд 200 млн долларов.

Реформа дипломатической службы

В   настоящее   время   по   инициативе   президента   и   премьер-министра   во   Франции 
проводится глубокая реформа дипломатической службы. Суть ее состоит, прежде всего, в 
том,   чтобы   превратить   Министерство   иностранных   дел   в   центр   по   координации   и 
проведению в жизнь всей международной деятельности французского государства и таким 
образом обеспечить в этой области подлинное единство действий.

Это предполагает необходимость осуществления послами в полной мере их функций глав 
французской администрации в странах их пребывания.

В рамках этой реформы будет проведена рационализация всей зарубежной сети Франции с 
интеграцией в посольства всех французских служб в стране пребывания.

Как заявил Доминик Галузо де Вильпен, в настоящее время Франция располагает «268 
посольствами, постоянными представительствами и консульствами за границей; у других 
ветвей  администрации (министерств  и ведомств. — Ю.Д.) — 438 представительств. В 
работе   всего   этого   механизма   не   обходится   без   разного   рода   сложностей   и   накладок, 
поскольку речь идет о семи или восьми различных системах управления персоналом и 
49


background image

бюджетом,   о   помещениях,   разбросанных   без   всякого   учета   требований   безопасности... 
Такая раздробленность представительства Франции за рубежом — явление нездоровое; 
совершенно очевидно, что она вредит французским интересам, наносит ущерб доверию к 
нам.

В связи с этим необходимо единство управления, кадровое единство, единство действий».

И   далее   министр   пояснил,   что   для   этого   требуется   «создание   единой   структуры 
руководства   для   каждого   загранпоста,   объединенное   управление   персоналом   и 
материальным обеспечением, обновление комитетов, занимающихся координацией, поиск 
возможностей размещения служб в одном месте».

Как видно речь идет об амбициозном проекте.

Но реформа на этом не останавливается.

«В то же время, — продолжает министр, — МИДу Франции надо будет сделать встречный 
шаг и открыться для служащих других администраций (министерств и ведомств. — Ю.Д.), 
решить все возникающие в связи с этим проблемы».

Это масштабная постановка вопроса, особенно с учетом того, что Кэ д'Орсэ исторически 
складывалась как замкнутая структура.

Реформа предусматривает также адаптацию посольств Франции в странах Европейского 
Союза с учетом того, что все большее число вопросов, входящих обычно в компетенцию 
посольств обсуждается и решается в структуре самого Союза.

Предполагается   продолжить   реорганизацию   консульской   службы,   в   частности,   за   счет 
сосредоточения везде, где это возможно, некоторых консульских функций в одной точке 
страны, разгрузив от этого другие консульские учреждения, действующие в этой стране.

Поставлена  задача  изучения  возможности  создания  посольств   регионального  масштаба 
вместо того, чтобы иметь отдельные посольства в каждой из стран региона. Выдвинута 
идея создания в центре мобильных групп дипломатов, которые могли бы направляться для 
временного   укрепления   того   или   иного   дипломатического   поста,   когда   этого   требует 
международная обстановка.

Наконец   выдвинута   идея   совершенствования   деятельности   в   области   культуры   за   счет 
замены   множественности   форм   организации   такой   деятельности   единой   формой 
«французского института» и практического осуществления плана создания французской 
информационной службы международного масштаба.

Эта реформа является частью реорганизации государственного аппарата Франции в целом.

Ее   замысел   и   осуществление   продолжают   традицию   французской   дипломатической 
службы   смело   совершенствовать   свою   организацию   и   методы   деятельности   с   учетом 
требований времени.

Численный   состав   дипломатической   службы   Франции.   Поступление   на   Кэ   д'Орсэ. 
Прохождение службы

50