ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2696
Скачиваний: 3
МНОГОСТОРОННЯЯ И КОЛЛЕКТИВНАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИХ
ГОСУДАРСТВ
Место Латинской Америки в мироустройстве XXI века и приоритеты ее многосторонней
дипломатии
Фундаментальные и динамичные перемены глобального характера, которые переживает
мировое сообщество на рубеже веков, оказывают существенное влияние на формирование
нового мироустройства. Не осталась в стороне от этого процесса и Латинская Америка.
Латиноамериканские государства выступают за утверждение многополярного мира и
полагают, что миропорядок XXI в. должен основываться на механизмах коллективного
решения ключевых проблем и, прежде всего ООН, на верховенстве права и широкой
демократизации международных отношений. В то же время, в условиях регионализации
мировой политики, связанной с ускорением интеграционных процессов в Северной
Америке, Западной Европе, Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе
(АТР), Латинская Америка активно ведет самостоятельный поиск адаптации к новым
геополитическим реалиям. В действиях ее дипломатии и дипломатической службы на этом
направлении четко прослеживаются две взаимообусловленные тенденции. С одной
стороны, латиноамериканские государства стремятся установить тесное сотрудничество с
уже существующими в других регионах мира интеграционными структурами, с другой —
создают основу для образования нового чисто латиноамериканского (или
южноамериканского), экономического и политического союза, который бы смог стать
самостоятельным центром силы, способным маневрировать в отношениях с мегаблоками
будущего*. В этом контексте неизмеримо возрастает роль многосторонней и коллективной
дипломатии стран Латинской Америки, которые принимают полноформатное и
равноправное участие в работе крупнейших мировых форумов, а также основных
универсальных, региональных и субрегиональных международных организаций. В
качестве приоритетов дипломатической деятельности латиноамериканских государств в
многостороннем формате можно выделить следующие:
* Свидетельством тому стали итоги состоявшейся в Бразилии в 2000 г. встречи глав
государств Южной Америки (впервые в таком формате), продемонстрировавшие
стремление латиноамериканских лидеров вести линию на превращение Латинской
Америки во влиятельный центр формирующегося многополярного мира.
— обеспечение национальной безопасности, сохранение и укрепление суверенитета и
территориальной целостности, приобретение прочных и авторитетных позиций в мировом
сообществе;
— формирование системы региональной или континентальной безопасности стран
Западного полушария;
— воздействие на общемировые процессы в целях установления стабильного,
справедливого и демократического миропорядка, основанного на нормах международного
права, принципах Устава ООН;
191
— углубление политической и экономической региональной и субрегиональной
интеграции;
— укрепление межамериканского, иберо-американского, азиатско-тихоокеанского
сотрудничества и расширение связей Латинская Америка — ЕС;
— либерализация внешней торговли, урегулирование проблем внешней задолженности и
участие в разработке основных современных принципов функционирования мировой
финансово-экономической системы в рамках международных институтов и механизмов
(Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и
развития (МБРР), Всемирная торговая организация (ВТО) и др.).
Поскольку формы и методы двусторонней дипломатии, особенности современной
дипломатической службы ведущих латиноамериканских стран (Аргентины, Бразилии,
Мексики, Чили, Перу, Колумбии, Кубы) уже получили детальное освещение в научной
литературе*, целесообразно остановиться более предметно на организации
многосторонней и коллективной дипломатии государств Латинской Америки, некоторой
специфике прохождения дипслужбы в их постпредствах при международных
организациях и участии специальных миссий (делегаций) латиноамериканских стран в
работе международных форумов.
* Квасов O.K. Дипломатия и дипломатическая служба стран Латинской Америки. М.:
Дипломатическая академия МИД РФ, 1999.
Государства Латинской Америки принимают участие во всех формах многостороннего
межгосударственного взаимодействия: конференциях, форумах, международных
организациях. Последние являются высшей формой многосторонней дипломатии, т.к.
имеют свой устав, бюджет, штаб-квартиру, секретариат, который обеспечивает их
регулярную жизнедеятельность*. Работа в международных организациях является
важнейшей составной частью функционирования всего дипломатического механизма
латиноамериканских стран. Государство, состоящее в международной организации,
осуществляет с ней взаимодействие через аккредитованное при этой организации
дипломатическое представительство, возглавляемое постоянным представителем. Их
функции обычно определяются Уставом организации, специальными соглашениями или
протоколами к нему между странами-участницами, а также законодательными актами
аккредитующего государства. Однако процесс быстрого роста числа международных
организаций предопределил необходимость унификации деятельности представительств,
регламентации функций постоянного представителя и наблюдателя, определения их
правового статуса, иммунитетов, привилегий и других вопросов. В этой связи 14 марта
1975 г. в Вене была подписана «Конвенция о представительстве государств в их
отношениях с международными организациями универсального характера». В
соответствии с Конвенцией постоянным представителям, наблюдателям, оперативному
составу постпредств предоставляются иммунитеты и привилегии, аналогичные
дипломатическим**. Участниками Конвенции являются и все латиноамериканские
государства.
* Служба в секретариатах этих организаций называется международной гражданской и
подчиняется специальному нормативному регулированию.
192
** Иммунитеты и привилегии главы и дипломатического персонала представительства
государства при региональных и субрегиональных международных организациях
регламентируются соответствующими правовыми актами, действующими в рамках этих
организаций.
Страны Латинской Америки принимают самое активное участие в многочисленных
международных конференциях, созываемых по какому-то определенному случаю,
сессионных заседаниях в рамках международных форумов или объединений государств,
не имеющих статуса международной организации, различных консультациях или
переговорах, насчитывающих три и более участников. Такая форма многосторонней
дипломатии часто называется конференционной. Лица или делегации, направляемые
государствами для участия в таких мероприятиях, относятся к категории специальных
миссий. Название их происходит от латинского «ad hoc», т.е. для данного случая. Статус
таких миссий регламентируется Конвенцией ООН 1969 г. о специальных миссиях
(вступила в силу 21 июня 1985 г.). В соответствии с ней миссия имеет представительный и
временный характер и посылается одним государством в другое с согласия последнего для
выполнения в этом государстве определенной задачи, независимо от того,
поддерживаются ли между ними дипломатические или консульские отношения или нет.
Возглавлять делегацию-миссию как дипломатическое представительство может глава
государства или правительства, министр иностранных дел или иное лицо, имеющее
соответствующие полномочия для выполнения поставленной задачи. Нередко такую
миссию выполняют специальные представители государств или правительств или послы
по особым поручениям, причем формы таких миссий определяются задачами, которые им
приходится решать. Согласно конвенции глава дипломатический миссии и ее дипперсонал
пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетом, сходными с
предоставляемыми постоянным дипломатическим представительствам.
Представительство Латинской Америки в международных организациях и объединениях
универсального характера
Дипломатическое представительство латиноамериканских государств в международных
организациях и объединениях универсального характера осуществляется большим и
сложным механизмом, состоящим из постоянных представительств государств при этих
организациях и специальных миссий — делегаций, участвующих в работе форумов
соответствующих объединений. Здесь речь пойдет, прежде всего, об Организации
Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях, Движении
неприсоединения и Группе 77, — международных структурах, в которых принимают
участие почти все страны Латинской Америки.
Главным звеном этого механизма является Постоянное представительство государства при
ООН в Нью-Йорке, которое, как и другие постпредства при отделениях ООН в Женеве и
Вене и специализированных учреждениях ООН, является органом внешних сношений и
входит в систему МИД страны. Постпредство осуществляет свою деятельность на основе
соответствующих законодательных и нормативных актов, распоряжений президента и
правительства, указаний МИД, а также международных договоров страны, норм
международного права, правил ООН, соглашений с США как государством пребывания и
с учетом американского законодательства. Постпредство обеспечивает проведение единой
193
политической линии страны в ООН и в этих целях координирует участие в деятельности
ООН всех органов исполнительной власти, госучреждений, организаций и предприятий,
их делегаций и групп экспертов, которые оказывают Постоянному представительству
содействие в осуществлении его функций.
Основные задачи и функции типового Постпредства латиноамериканского государства при
Организации Объединенных Наций, призванные обеспечить достижение целей
национальной дипломатии в ООН, могут быть сформулированы так:
— представительство страны в ООН, защита своих национальных интересов и реализация
внешнеполитического курса в рамках ООН;
— обеспечение участия в деятельности ООН и анализ сотрудничества в рамках ООН
государств-членов;
— выполнение поручений президента, правительства, МИД и их информирование об
исполнении этих поручений, а также по вопросам деятельности ООН;
— содействие осуществлению целей и принципов ООН и ведение переговоров с ООН и в
ее рамках, участие в разработке проектов международных договоров, конвенций,
резолюций и других документов, относящихся к деятельности ООН;
— поддержание контактов с Секретариатом ООН, постпредствами государств — членов
ООН и наблюдателями, международными неправительственными организациями,
аккредитованными при ООН, а также с органами государственной власти, общественными
объединениями, деловыми, научными и культурными кругами страны пребывания,
средствами массовой информации по вопросам, относящимся к компетенции
Постпредства при ООН;
— обеспечение работы делегации своей страны на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН и
конференциях ООН, подготовка совместно и по согласованию с МИД позиций
правительства по всем обсуждаемым вопросам и их изложение в соответствующих
органах ООН;
— широкое освещение внешней и внутренней политики страны как внутри ООН, так и
вне ее и разъяснение позиций при голосовании в Совете Безопасности (СБ) ООН.
Организационная структура современного латиноамериканского постпредства при ООН
выглядит следующим образом. Во главе этого учреждения стоит Постоянный
представитель в ранге Чрезвычайного и Полномочного посла, который назначается
президентом страны, как правило, из числа видных политических деятелей правящей
партии или карьерных дипломатов — бывших министров иностранных дел,
поддерживающих политический курс главы государства. Далее следуют 1-й заместитель и
заместители постпреда в ранге Чрезвычайных и Полномочных послов или посланников,
курирующие политическое, экономическое, социально-правовое и административное
направления деятельности представительства. Все эти должностные лица составляют его
руководство. Остальной персонал разделен на отделы или группы согласно выполняемым
ими функциям — политический, социально-правовой, бюджетный, информации,
административно-хозяйственный и др.
Постоянный представитель страны при ООН обладает большими полномочиями. Он
руководит всей деятельностью постпредства, является членом национальной делегации на
194
сессии Генеральной Ассамблеи, представляет свое правительство в Совете Безопасности и
Экономическом и социальном совете (ЭКОСОС), участвует в работе наиболее важных
органов ООН при обсуждении самых сложных и особенно интересующих представляемое
государство вопросов. На него возлагается произнесение наиболее ответственных
заявлений от имени правительства. Он определяет структуру постпредства, распределяет
должностные обязанности между его сотрудниками.
Первый заместитель и заместители постоянного представителя являются
непосредственными помощниками главы представительства. Они назначаются министром
иностранных дел и подчиняются постоянному представителю как своему
непосредственному руководителю, а также МИДу своей страны. Первый заместитель по
сложившейся традиции руководит текущей работой делегации в СБ в случае избрания его
страны непостоянным членом Совета Безопасности и выполняет функции постпреда в его
отсутствие. Заместители постоянного представителя возглавляют оперативно-
дипломатическую деятельность постпредства на соответствующих направлениях, несут
основную ответственность за ведение переговоров и участие в прениях в главных органах
ООН и встречаются со своими коллегами из делегаций других государств — членов ООН.
Поскольку политические вопросы обычно являются наиболее важными и сложными,
политический отдел постпредства — самое большое по составу и весьма ответственное
его подразделение. Он отвечает за работу Первого (политического) комитета ГА ООН,
Совета Безопасности и охватывает проблематику международной безопасности,
разоружения, операций по поддержанию мира (ОПМ) и др.
Экономический отдел курирует деятельность ЭКОСОС, Второго (экономического)
комитета Генеральной Ассамблеи, специализированных учреждений ООН
соответствующего профиля. Это подразделение приобретает все большее значение по
мере смещения акцентов с политической на экономическую сторону деятельности ООН.
Социально-правовой отдел занимается социальными проблемами, проблемами
гуманитарного сотрудничества (Третий комитет) и вопросами международного права
(Шестой комитет ГА ООН).
Бюджетный отдел координирует взаимодействие с Пятым (бюджетным) комитетом ГА и
осуществляет контакты с властями страны пребывания и мэрией Нью-Йорка.
Деятельности отдела информации придается огромное значение в рамках общих задач,
стоящих перед Постоянным представительством любого латиноамериканского государства
при ООН. Во главу угла функционирования данного подразделения поставлена задача
максимально широкого информирования ООН, представительств других стран,
американских властей и общественности о внешней и внутренней политике страны или
акциях ее правительства на мировой арене. Сотрудники отдела поддерживают связи с
международными неправительственными организациями, аккредитованными в Нью-
Йорке, проводят огромную работу с представителями всех средств массовой информации,
освещающих деятельность ООН, устраивая для них пресс-конференции и встречи с
руководителями своей делегации во время работы Генеральной Ассамблеи и интервью с
Постоянным представителем при ООН. Отдел осуществляет тесный контакт с
Управлением общественной информации ООН.
Административно-хозяйственный отдел занимается вопросами протокола, бюджета и
финансирования, связи, документации, поездок и другими аспектами общей
администрации постпредства.
195