ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 2671
Скачиваний: 3
В задачи представительства Комиссии входит организация брифингов в преддверии визита
в страну Комиссара или руководителя генерального директората Комиссии, а также
подготовка программы этого визита. Представительствам надлежит направлять в
Брюссель обзоры средств массовой информации, которые затем рассылаются Комиссарам
и высшим чиновникам Комиссии.
Представительства Комиссии сотрудничают с имеющимися в каждой стране
информационными бюро Европейского парламента. Совместно они организуют визиты
государственных и политических деятелей в Брюссель и Страсбург, принимают
европейских парламентариев в стране пребывания. Информационные бюро парламента
помимо этого знакомят общественность с деятельностью Европейского парламента,
обеспечивают контакты с представителями властей, с бизнесменами, руководителями
предприятий, представителями университетов, молодежных ассоциаций, профсоюзных
организаций. Они также поддерживают отношения со СМИ, неправительственными
организациями, представителями европейских движений и организаций.
Информационные бюро парламента действуют в тесном контакте с парламентами страны
пребывания и с министерскими департаментами, занимающимися проблемами ЕС. И
представительства Комиссии и информационные бюро парламента занимаются
распространением литературы, знакомящей с деятельностью европейских институтов.
В странах ЕС координация дипломатической деятельности между министерствами
иностранных дел и органами Союза осуществляется широкой сетью «корреспондентов»,
имеющих офисы во всех столицах интегрированной Европы, а также соответствующее
бюро в самом Брюсселе. «Корреспонденты» обеспечивают также постоянную связь между
национальными центрами и Комиссией, направляя в течение года свыше 20000
шифрованных сообщений*.
* Spence D. Foreign Ministries in National and European Context // B.Hocking (ed). Foreign
Ministries. Change and Adaptation. London. 1999. P. 258.
Представительства Комиссии за пределами ЕС носят название «делегаций» или «миссий».
Они аккредитованы в 124 странах и при международных организациях, в частности, при
ООН, ВТО и ОБСЕ. В представительствах занято более 700 функционеров ЕС и около
1600 работающих по контракту местных жителей*.
* Representations of the European Commission, http://www.europe.eu.int/.
Статья «J.10» Амстердамского договора определяет основные задачи всех
дипломатических представительств следующим образом: дипломатические и консульские
миссии государств-членов и делегации Комиссии в третьих странах и на международных
конференциях, а также их представители в международных организациях призваны
кооперировать свои действия, обеспечивая достижение совместных позиций и принятия
совместных мер в соответствии с решениями Совета. Им вменяется в обязанность
обмениваться информацией и вырабатывать совместные акции. Они также должны
содействовать защите граждан стран ЕС, не представленных в данной третьей стране.
Представительства стран, являющихся членами Совета Безопасности ООН, должны
сотрудничать и в полном объеме информировать представительства других стран —
251
членов ЕС. Постоянные члены Совета Безопасности, исполняя свои функции, будут
обеспечивать защиту позиций и интересов ЕС, если это не будет противоречить
положениям Устава ООН. Традиционная ответственность посольств в странах-членах в
большей или меньшей степени переложена на европейские институты, на дипломатов и
служащих различных департаментов Совета министров.
По замыслу авторов договора, такая система должна способствовать снижению
возникающей по поводу событий в третьих государствах напряженности в отношениях и
укрепить солидарность и взаимопонимание между самими государствами-членами.
На европейском саммите в Хельсинки в декабре 1999 г. была поставлена задача изучить
наиболее эффективные способы и средства использования сети посольств стран-членов
ЕС и делегаций Комиссии в целях усиления роли ЕС в международной политике.
Система, позволяющая проводить линию ЕС в третьих странах, представляется
достаточно сложной. Послы стран ЕС в известной мере координируют свою деятельность
с делегацией Комиссии, представленной в той или иной стране. Однако непосредственно
внешнеполитическую линию ЕС проводят послы государств, входящих на каждый данный
момент в «тройку»*, руководящую на протяжении полугода деятельностью Совета ЕС, а
также органами, осуществляющими всю подготовительную работу (COREPER, рабочие
группы и т.д.).
* После Амстердама «тройкой» стали называть руководящую группу, состоящую из
представителя председательствующего на данный момент в ЕС государства и
Генерального секретаря Совета ЕС — Высокого представителя CFSP,
взаимодействующего с Комиссией. К работе этой группы может подключаться
представитель государства, которое будет осуществлять председательские функции в ЕС в
последующие шесть месяцев. http://www.ue.eu.int/cfsp
Таким образом, главы делегаций Комиссии через «тройку» постоянно вовлечены в
проведение политики ЕС. Послы других стран ЕС непосредственно участвуют в
реализации политики «тройки» в среднем на протяжении восемнадцати месяцев в течение
семи с половиной лет. Иногда этот период участия в политике «тройки» может составить
более восемнадцати месяцев, так как некоторые страны ЕС, не имеющие послов в данной
стране, могут поручить представительство своих интересов одной из стран ЕС.
Следовательно, только глава делегации Комиссии, в условиях регулярно изменяющейся
конфигурации руководства ЕС, является постоянной фигурой, представляющей интересы
Союза. Отмечают, правда, что нередко посольства европейских стран все еще не
соглашаются видеть в делегации Комиссии равноправного дипломатического партнера.
Деятельность постоянных представительств оказывает существенное влияние на работу
интеграционных институтов. В свою очередь отмечается и обратное влияние
интеграционных структур на дипломатическую службу. Дело в том, что раньше
согласование позиций, как правило, осуществлялось создаваемыми ad hoc
межправительственными рабочими группами, которые действовали под руководством глав
соответствующих департаментов министерств иностранных дел. Теперь же центр
дипломатической активности переместился в Брюссель, что увеличивает возможность ЕС
оказывать значительное влияние на политику государств-членов через аккредитованных
при нем дипломатов*.
252
* Hayes-Renshaw F., Lequesne Cr. and Lopez P. M. The Permanent Representations of Member
States to the European Communities // Journal of Common Market Studies. 1989. V. 28. № 2.
December. P. 119-137.
В силу этих обстоятельств роль двусторонних представительств представляется в ином
свете. Так, уже в начале 80-х годов известный итальянский дипломат и в то время посол в
Великобритании Роберто Дуччи даже позволил себе усомниться в целесообразности
своего пребывания в этой стране. Всякий раз, когда он обращался к британскому министру
иностранных дел с каким-либо вопросом, то в ответ неизменно слышал одну и ту же фразу
— «вопрос находится в компетенции Брюсселя»*.
* Serra E. La diplomazia in Italia. Milano, 1984. P. 210.
Все это составляет некий новый контекст, в котором разворачивается традиционная
двусторонняя дипломатия, благодаря чему двусторонние отношения между
государствами-членами развиваются в отличие от прошлого по другим направлениям.
В известной степени это напоминает практику городов Ганзейского союза. Еще в XIX в.
Бремен, Гамбург и Любек совместно содержали министров-резидентов в Берлине,
Копенгагене, Лондоне и Париже. Известный знаток истории дипломатии А.Ватсон
остроумно сравнивает европейских послов, которые аккредитованы в странах ЕС, с
посланниками германских правителей конца XIX в. Несмотря на произошедшее
объединение Германии, эти правители упорно продолжали обмениваться
дипломатическими представителями. Такова была дань протокольной символике бывшего
суверенитета. Правда, вряд ли такой обмен может считаться признаком подлинной
дипломатии*.
* Watson A. Diplomacy. The Dialogue between States. London: Routledge, 1982. P. 147.
В этих условиях сама традиционная дипломатия приобретает новые оттенки. Бывший
министр обороны Дании однажды заметил, что шведские, австрийские и финские
дипломаты, чьи страны лишь недавно стали членами Союза, значительно отличаются от
дипломатов стран, чье пребывание в объединенной Европе насчитывает не один десяток
лет*.
* Jergensen K.E. Modern European Diplomacy: A Research Agenda. DSP. Discussion Papers.
Leisester: Centre for the Study of Diplomacy. 1997. P. 7.
Различные национальные ведомства стран-членов установили прямые отношения с
генеральными директоратами Комиссии ЕС. Это вынудило министерства иностранных
дел, стремящиеся сохранить за собой роль главного координатора, наладить самые тесные
контакты со своими внутренними ведомствами, выходящими на внешние связи. Это
позволило построить гораздо более интегрированную систему менеджмента в вопросах
253
международной деятельности, чем та, которую пытаются создать внешнеполитические
ведомства других стран.
Ежедневная координирующая деятельность министерств иностранных дел состоит в
отслеживании обмена, происходящего между ведомствами и Брюсселем.
Соответствующие департаменты министерства в своей ежедневной работе занимаются
распространением поступающей из ЕС информации, пытаются стать непременным
участником контактов между внутренними ведомствами и своим постоянным
представительством в Брюсселе (что не всегда удается, поскольку представительство в
основном состоит из чиновников внутренних ведомств), организуют консультации между
участниками внешних сношений (обычно там, где существуют коалиционные
правительства, межпартийные разногласия затрудняют процесс выработки согласованной
политики), осуществляют подготовку к межправительственным конференциям,
мобилизуют ресурсы для управления кризисными ситуациями.
Европейские министерства иностранных дел вынуждены также активно заниматься
лоббированием не только членов Комиссии, но и представителей своих национальных
ведомств. По образному выражению Д.Спенса, потенциально все министерства стран —
членов ЕС могут превратиться в своего рода «лопасти европейского мельничного
колеса»*.
* Spence D. Foreign Minisries in National and European Context. Op. cit. P. 251.
Известная унификация структур, профессиональной подготовки, методов ведения
внешней политики позволила европейским внешнеполитическим ведомствам перейти к
найму на работу в посольствах жителей страны пребывания не только в качестве
административно-технического персонала, но и замещение ими дипломатических
должностей. Так, в Париже говорят о возможности доверить иностранцам такие
традиционно дипломатические функции, как связь посольств со средствами массовой
информации.
Между странами — членами ЕС широко распространен опыт обмена кадрами, регулярно
проводящийся внешнеполитическими ведомствами Англии, Нидерландов, ФРГ и др.
Например, французские дипломаты направляются на длительные сроки от одного года до
двух лет в Министерство иностранных дел ФРГ, в различных подразделениях которого
они работают вместе со своими немецкими коллегами. В ряде случаев, например, в
британском Форин офис, пройти стажировку в зарубежной администрации получают
возможность слушатели Национальной школы администрации.
Еврокомиссия предлагает придать динамику не только кадровым обменам между
институтами ЕС, но и между национальными администрациями стран-членов. В том же
духе намерен действовать Совет Европы, наладить взаимодействие в этой области с
ОБСЕ, ООН и другими международными организациями, в том числе и
неправительственными.
В свое время в Европейском союзе были озвучены достаточно фантастичные проекты,
предполагающие создание единого Министерства иностранных дел ЕС, что позволило бы
направлять в третьи страны единое посольство, способное заменить многочисленные
посольства всех стран-членов*. Правда, раздавались и менее радикальные предложения
равномерно распределить обязанности между представительствами стран ЕС, когда
254
посольство одной страны берет на себя лишь проблемы экономического сотрудничества,
другой — консульские функции и т.д. В Форин офис обсуждается вопрос о слиянии
консульских служб стран — членов ЕС. Не исключается возможность прислушаться к
настоятельным советам Министерства финансов и закрыть некоторое число консульств,
заменив их горячей телефонной линией, связывающей нуждающихся в консульских
услугах с чиновниками в Лондоне**.
* Soldatos P. La Theorie et la Politique EtrangHre et sa pertinence pour 1'etude des relations
exterieures des Communautes europeennes // Etudes Internationales. 1978. 1 mars.
** Kampfner J. Call to Share Consular Task? // Financial Times. 1999. 2 February.
В одобренном Европейским парламентом в июне 1997 г. докладе Спенсера содержится
предложение «дать возможность странам — членам ЕС использовать в качестве
представителя своих собственных интересов в тех третьих странах, где у них нет
посольства, делегацию Комиссии»*.
* Le parlament europeen se prononce en faveur de la creation d'une diplomatic commune.
http://www.radicalparty.org./humanrihgts.
В других европейских форумах высказывалась также идея совместно приобретать или
арендовать здания для посольств, причем в этом могли бы участвовать не только
европейские страны, но и делегации Комиссии.
Любопытно, что уже сегодня в Алма-Ате и Минске представительства Великобритании,
Франции и Германии располагаются в одном здании. В Намибию и Танзанию направлены
совместные представительства Северных стран Европы. Однако следует отметить, что,
например, Великобритания, имеющая значительные экономические и финансовые
интересы в Нигерии, отказалась размещать свое посольство совместно с партнерами по
ЕС в общем здании.
Еще не так давно имели хождение радужные проекты создания совместных посольств
стран ЕС и, в частности, франко-германских миссий. Однако последовавшее решение
высшего органа административной юстиции Франции (Госсовета) о недопустимости
создания совместных дипломатических представительств закрыло такую перспективу.
Правда, пока еще речь может идти о совместной аренде помещений.
Некоторые эксперты предлагают европейцам последовать примеру латиноамериканских
стран. Известно, что Колумбия, Мексика и Перу имеют несколько совместных посольств в
третьих странах, причем раз в год послом становится по очереди представитель одной из
этих трех латиноамериканских государств. Во всяком случае, в европейских зарубежных
представительствах все более широкое распространение получает система совместного
использования не только помещений дипломатического представительства, но и
оздоровительных комплексов, транспорта, школ, коммуникаций, систем связи и персонала.
На практике взаимно согласованные действия дипломатов стран ЕС чаще всего
осуществляются с использованием инструментов национальной политики, путем
совместных действий посольств различных стран и делегаций ЕС, или же исключительно
255