ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 300

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Казалось, что создание франко-русского союза создавало противовес тройственному пакту и тем укрепляло сохранявшийся после франко-германской и русско-турецкой войн мир в Европе. Однако возникновение этого союза только подхлестнуло соперничество теперь вполне определенных двух блоков и гонку вооружений, так как никто из их руководителей не желал поступаться интересами финансовых олигархий своих стран.

Достигнутый в Европе баланс был неустойчив, и оба блока стремились привлечь на свою сторону новых союзников. Между тем в 90-х годах в разделе и переделе мира усилилась роль США, стала участвовать Япония, активизировались Италия и Германия.

В 1894 г. Япония нанесла поражение Китаю, отторгла у него Тайвань и Пескадорские острова, использовала признание им независимости Кореи для усиления там своей экспансии. Это послужило Германии, Франции, России и Великобритании сигналом к захвату в Китае опорных баз и концессий, расширению своих сфер влияния. А США, надеявшиеся на свою высокую конкурентоспособность, вскоре предложили державам провозгласить в отношении Китая принцип "открытых дверей" и равных возможностей, свободного ввоза и вывоза товаров и капиталов. При этом Великобритания и США использовали усиление Японии для противодействия представлявшейся им наиболее опасной экспансии России, а Германия стремилась добиться обострения отношений России с Японией и Великобританией, чтобы ослабить ее позиции в Европе. Соперничество великих держав не помешало им организовать в 1900 г. вооруженную интервенцию для подавления развернувшегося антиимпериалистического движения в Китае.

Стремясь закрепить и расширить зону своего господства, США в 1898 г. напали на позиции Испании в ее колониях, нанесли ей поражение и добились ликвидации ее контроля над Кубой, Пуэрто- Рико и Филиппинами. Независимость Кубы, фактически контролировавшейся США, и переход в руки США Филиппин, Пуэрто-Рико и ряда других островов в Тихом океане значительно расширили сферу влияния США. Уступки Великобритании и расчленение Колумбии позволили США приступить к сооружению Панамского канала. Оно

было завершено в 1914 г. и способствовало укреплению стратегических позиций США.

Италия, стремившаяся создать колониальную империю в Африке, в 1895 г. напала на Эфиопию. В следующем году ее войска потерпели поражение, и Эфиопии удалось отстоять свою независимость. Однако при содействии Великобритании Италии удалось сохранить свою опорную базу на берегу Красного моря - колонию Эритрею, а также установить протекторат над Сомали.

После приобретения в 80-х годах первых колоний в Африке Германия оказалась заинтересованной в споре держав о Конго и в поддержке сопротивлявшегося английской экспансии Трансвааля. Однако здесь она уступила Великобритании, рассчитывая добиться гораздо большего в Османской империи, где получила концессии на строительство железной дороги Босфор - Багдад, которой предназначалось стать орудием дальнейшей экспансии.


Быстро возраставшие притязания Германии, требовавшей себе "места под солнцем", ее увеличивавшиеся вооружения, особенно ускоренное строительство военного флота, а главное - начавшееся вытеснение с некоторых рынков английских товаров немецкими заставило руководителей Великобритании начать пересмотр своей внешней политики. Почти до конца 90-х годов они считали главным конкурентом Францию. С нею сталкивалась экспансия Великобритании в Африке, в Юго-Восточной Азии и в Китае. Однако Франция, признав первоочередной опасностью усиление Германии в Европе, не могла обострять отношения с Великобританией и в 1899 г. вынуждена была признать бассейн Нила сферой ее влияния, ограничив свои притязания бассейном озера Чад.

Попытка Великобритании расширить и укрепить свои владения в Южной Африке установлением контроля над республиками буров (потомков давно переселившихся туда голландцев, а также немцев и французов) - Трансваалем и Оранжевой - привела к затяжной войне с ними, продолжавшейся до 1903 г. Победа дорого досталась Великобритании, и военные неудачи подорвали ее престиж. Напор ее колониальной экспансии несколько ослабел. Она признала права Германии, Франции и США на некоторые территории, захватить которые сама уже не имела сил и оказалась не в состоянии добиться отказа России от дальнейшей экспансии в Азии.

Ослабление престижа Великобритании побуждало ее правительство начать пересмотр своей традиционной политики "блестящей изоляции" и искать союзников. В 1902 г. оно заключило договор о союзе с Японией, обеспечивший последней финансовую поддержку и благожелательный нейтралитет ее экспансии в Китае и борьбе против России. Но главное, теперь Франция представлялась ему не только

менее опасной, чем Германия, активно расширявшая свои сферы влияния и колонии, бросившая вызов "владычице морей" строительством мощного военного флота, теснившая ее своими товарами на рынках и продолжавшая стремиться к гегемонии в Европе, но и возможной союзницей.

Как ни ценила Франция союз с Россией, он все же не был достаточной гарантией ее безопасности. Это побуждало ее добиваться хотя бы нейтрализации или привлечения на свою сторону других европейских держав. Путем предоставления кредитов и попустительством в Северной Африке Франции удалось подготовить и в 1902 г. заключить соглашение с Италией о взаимном нейтралитете в случае нападения на них других держав. Это несколько обесценивало для Германии участие Италии в Тройственном союзе.

Но еще большее значение имело решительное сближение Франции с Великобританией. После взаимных визитов короля Эдуарда VII и президента Лубэ, а также переговоров в 1904 г. между государствами было подписано соглашение о разделе сфер влияний в Африке. Этим преодолевалось соперничество и достигалось "сердечное согласие" двух держав. Такое согласие - Антанта - открывало им возможность широкого сотрудничества против Германии, хотя о ней в документе не было ни слова.


Хотя по заверениям руководителей держав и мнению большей части общественности все договоры тех лет имели благие цели и были направлены на упрочение мира, действительные результаты оказывались недостаточными или даже противоположными. В конце XIX в., конечно, дипломатии удалось избежать ряда вооруженных столкновений - между Германией и Францией, между Россией и Англией, между Австро-Венгрией и Россией, между Францией и Англией. Европа продолжала наслаждаться миром. Международными арбитражными судами, по согласию конфликтовавших сторон, в 1881 - 1900 гг. было мирно решено 111 международных споров. Но напряженность отношений между державами усиливалась, частота и острота конфликтов возрастали. За 20 лет до 1903 г. только в европейских государствах военные расходы возросли почти в 2 раза, а численность солдат увеличилась на 25 %.

По инициативе России в 1899 г. в Гааге была проведена конференция мира, в которой участвовало 26 государств. Принятые ею конвенции рекомендовали мирное разрешение международных споров, устанавливали некоторые нормы войн, в частности запрещали применение разрывных пуль и отравляющих веществ, обязывали гуманно обращаться с ранеными и пленными. Конференция рекомендовала державам сокращать военные расходы и вооруженные силы.

Во второй Гаагской конференции мира, созванной по инициативе США в 1907 г., участвовало 44 государства. Эта самая представительная после Венского конгресса конференция Нового времени выработала нормы урегулирования международных споров, ограничила случаи правомерного применения вооруженной силы, конкретизировала нормы войны, на суше и на море, определила права и обязанности нейтральных государств. Многие положения этих конвенций, впервые формулировавших нормы международного права, касающиеся войны, не утратили значения и сейчас, а их нарушение квалифицируется как военное преступление.

Однако влияние гаагских конвенций, как и деятельности международных третейских судов, на развитие международных отношений было все же недостаточно эффективным. Державы придерживались их лишь настолько, насколько они соответствовали их переменчивым интересам.

После испано-американской и англо-бурской русско-японская война, вспыхнувшая в 1904 г., стала уже третьей войной за передел мира. В этом конфликте из-за сфер влияния в Корее и Манчьжурии погибло более полумиллиона человек.

Поражение в русско-японской войне и революция 1905 - 1907 гг. обнаружили слабость России. Потеряв южную часть Сахалина и сферы влияния в Маньчжурии, российские правящие крути стали избегать осложнения отношений с другими державами как на Балканах, так и в Средней Азии. Они нуждались в союзниках, способных оказать царизму эффективную поддержку.

Обещанием помощи и спекуляцией на родственных узах монархов Германия убедила российское правительство подписать с нею невыгодный для России торговый договор, попыталась привлечь Россию на свою сторону и ослабить ее связь с Францией. Но ожидаемая царизмом помощь из Парижа и Лондона была значительнее того, что могла предоставить Германия, а конкуренция между державами - острее солидарности их монархов.


Рассчитывая воспользоваться ослаблением России и испытать прочность англо-французского согласия, Германия в 1905 г. пошла на конфликт с Францией из-за Марокко. Однако все державы, кроме Австро-Венгрии, выступили против ее претензий, что заставило кайзера согласиться на компромисс и отложить план вторжения во Францию. Активность Германии побудила Францию и Великобританию в 1906 г. договориться о военном сотрудничестве, к которому была подключена и Бельгия. А после окончания русско-японской войны произошло сближение между Великобританией и Россией. При содействии Франции в 1907 г. они подписали соглашение о разделении своих зон влияния в Персии, невмешательстве в дела Тибета и признании Афганистана сферой интересов Великобритании.

Это соглашение открыло возможность сотрудничества России и Великобритании против Германии, хотя о ней в документе и не упоминалось. Оно стало последним звеном тройственного согласия - Франции, России и Великобритании, вошедшего в историю под названием Антанта. Перегруппировка сил в Европе в основном завершилась в соответствии с интересами не столько династий или идеологических пристрастий, как не раз бывало прежде, а в соответствии с интересами прежде всего финансовых олигархий, выдававшихся за интересы народов.

27. Причины мировой войны и цели ее участников. Причиной первой мировой войны было столкновение интересов европейских великих держав. Формулируя эти интересы, правящие круги каждой из них связывали удовлетворение потребностей народов со стремлениями финансовых олигархий. В Париже официальная пропаганда уверяла, что без возвращения утерянных в 1871 г. территорий и даже перенесения границы на Рейн не могут быть удовлетворены потребности французского народа, тем более его амбиции - играть ведущую роль на континенте. В Лондоне - доказывала, что без сокрушения

Германии как главного конкурента не могут быть удовлетворены жизненные потребности народа Великобритании. В Петербурге и Москве ею утверждалось, что якобы без пресечения германской конкуренции, защиты славян от Австро-Венгрии и расширения влияния на Балканах, вплоть до черноморских проливов, не может развиваться Россия. А в Берлине перспективы удовлетворения потребностей немецкого народа связывались с разгромом Великобритании и Франции, объединением государств континента (Серединной Европы) под руководством Германии, с колонизацией европейской части России. Официальная пропаганда в Вене и Будапеште уверяла, что народы Австро-Венгрии не могут жить спокойно, пока не разгромлены очаги панславянского движения на Балканах и его главный оплот - Россия.

Значение этих целей подчеркивалось правящими кругами в каждой стране тем решительнее, чем больше они стремились сплотить население и преодолеть внутренние центробежные тенденции, подавить социалистическую и националистическую оппозицию.


Главным очагом противоречий была Европа, хотя правящие круги каждой из великих держав не упускали из вида расширение за счет противников своих заморских владений и сфер влияния на Ближнем Востоке, в Китае и Африке. В ходе войны ими разрабатывались разнообразные планы радикального передела всего мира. o

Выдвигая различные цели войны, правящие круги великих держав апеллировали к интересам народов своих стран, но подчиняли их империалистическим устремлениям олигархий и династий. Ради реализации этих устремлений они, не исчерпав мирных средств разрешения конфликтов, авантюристически решились на войну, поставив на карту жизнь и благосостояние сотен миллионов людей. Справедливой война была лишь со стороны Бельгии и Сербии, вынужденных отстаивать само свое существование.

Большинство населения в каждой европейской стране видело в государстве выразителя общих интересов народа, не отличало свои действительные потребности от устремлений олигархий и не имело иных представлений о путях их удовлетворения, чем предложенные правящими кругами. Часть людей была заражена национализмом и даже шовинизмом. Конечно, многие сомневались, что цели держав недостижимы без войны, и не хотели воевать. Но правящие круги привлекли их на свою сторону, взваливая ответственность за развязывание войны на противника и выступая против его очевидных негативных черт: Германии - милитаризма, Франции - реваншизма, Великобритании - гегемонизма и коварства, России - реакционности царизма, Австро-Венгрии - угнетения славян.

Этому не могли помешать ни пацифисты, ни социалисты. Их антивоенные призывы потонули в мощной волне националистических

выступлений и шовинистических демонстраций. Большинство их лидеров не могли отличить действительные интересы стран от амбиций правящих кругов, выдвинуть убедительную альтернативу решению международных противоречий силой оружия.

Увидев, что сознание национально-государственной общности людей намного сильнее интернациональной солидарности пролетариата, многие из этих лидеров стали поддерживать правительства своих стран, используя авторитет рабочих партий и профсоюзов. Социал-демократическая фракция германского рейхстага проголосовала за военные кредиты и вместе с руководством профсоюзов ради сплочения населения в войне провозгласила "гражданский мир". Руководители австрийской социал-демократии призывали всех "на бой с царизмом". Французские социалисты вскоре после убийства пламенного противника войны Ж. Жореса проголосовали в парламенте за военные кредиты, а их лидеры вступили в правительство. В Великобритании тред-юнионы объявили "мир в промышленности", а некоторые лидеры социалистов призывали народ "бороться против германского империализма".

Такой отказ крупнейших рабочих организаций вступивших в войну держав от интернациональной солидарности и классовой борьбы означал их идейно-политическую переориентацию и привел к распаду II Интернационала. Никто не мог созвать ни намеченный новый его конгресс, ни Международное социалистическое бюро. Распалось и пацифистское движение.