Файл: Molchanov_Diplomatia_Petra_Pervogo.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 3224

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Примером служит позиция В. И. Ленина по отношению к Пет­ру Великому и к его деятельности. Как известно, Ленин оставил ряд конкретных суждений об основных этапах развития самодер­жавия в России, о его классовой, социальной природе, его полити­ческой эволюции, о крепостном праве и т. п. Пожалуй, ни к кому из русских царей не относится столь непосредственно, как к Петру, тезис Ленина о независимости монарха от господствующего класса. «Классовый характер царской монархии нисколько не устраняет громадной независимости и самостоятельности царской власти». Действительно, Петр правил деспотически и по отношению к го­сподствующему классу, к боярству и к дворянству. Среди его дей­ствий было немало таких, которые по своей форме и методам Ле­нин считал необходимыми в экстремальных условиях.

Именно в таких условиях оказалась Россия в 1918 году, когда надо было любой ценой налаживать управление расстроенным хо­зяйством огромной страны, чтобы спасти революцию. В. И. Ленин считал крайне необходимым использовать для этого освоение «последнего слова» крупнокапиталистической техники и плано­мерной организации государственного капитализма, особенно развитого в Германии. «Наша задача,— писал он,— учиться госу­дарственному капитализму немцев, всеми силами перенимать его, не жалеть диктаторских приемов для того, чтобы ускорить это перенимание еще больше, чем Петр ускорял перенимание запад­ничества варварской Русью, не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».

Хотя слова В. И. Ленина «варварские средства» и содержат оттенок осуждения или неприятия, в целом его отношение к дея­тельности Петра Великого в высшей степени положительное, по­скольку преодолевающая все препятствия, целеустремленная энер­гия Петра рассматривается В. И. Лениным как пример действий, отвечающих требованиям обстановки.

Итак, марксизм не открывает легких путей в изучении и пони­мании петровской эпохи. Напротив, он требует брать ее во всей сложности и противоречивости, не обходя еще не решенных про­блем и загадок, которых достаточно и в истории дипломатии Петра. Конечно, гораздо удобнее и проще идти путем замалчивания этих проблем, делая вид, что они вообще не существуют. Однако для добросовестного историка предпочтительнее хотя бы признавать их существование, даже если он и не имеет возможности предложить их готовое решение. Тем более, что эти проблемы рано или поздно все равно дают о себе знать в ходе естественного развития истори­ческой науки.

Одним из наиболее острых, в сущности, самым кардинальным, продолжает оставаться вопрос о «цене», которую пришлось запла­тить русскому народу за петровские преобразования. Противники этих преобразований разного толка, движимые чувствами вульгар­ного русофильства или примитивного консерватизма, увидели в них «повреждение нравов» старой Руси, опасный «революцион­ный» прецедент и т. п. Для них вся петровская эпоха — сплошное несчастье, роковым образом омрачившее русскую историю. Но даже среди тех, кто признает прогрессивность петровских реформ, некоторые считают, что она не стоила тягот и страданий, перене­сенных Россией. При этом речь идет лишь о масштабах жертв, а не о том, насколько они окупились. Историческая аксиома, в соответ­ствии с которой без усилий и жертв никакой прогресс немыслим, что за прогресс надо платить, просто игнорируется.


А чтобы сделать свою критику Петра более «убедительной», его противники стремятся всячески преувеличить бесспорные тяго­ты, которые действительно пришлось вынести русскому народу в царствование Петра. Вопреки очевидному факту экономического подъема России в первой четверти XVIII века пытаются доказать, что Петр не усилил Россию, а ослабил ее, особенно экономически. Пальма первенства в «научном» обосновании этой версии принад­лежит известному кадетскому политику и историку П. Н. Милюко­ву. Еще в конце прошлого века он писал в своей работе о хозяйстве России при Петре, что «ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы». Произвольно оперируя прими­тивной статистикой, Милюков пытался доказать, что в результате налоговой реформы Петра (введение подушной подати) тяготы русского крестьянина возросли в три раза, что деятельность Петра разорила страну и привела к уменьшению ее населения. Концеп­ция Милюкова была встречена критически с самого начала, а затем и опровергнута в работах русских и зарубежных специалистов. Однако он продолжал ее пропагандировать. В первом томе «Исто­рии России», вышедшей в 1935 году в Париже на французском языке под редакцией Милюкова, глава о петровских преобразова­ниях имеет характерный заголовок: «Результаты реформы: хаос». В 1959 году с детальным разбором выводов Милюкова высту­пил специалист по истории экономики России академик С. Г. Струмилин. Что же побудило крупнейшего советского экономиста вновь обратиться к уже опровергнутым старым теориям? «Концеп­ция Милюкова об утроении налогов,— писал С. Г. Струмилин,— к сожалению, и доныне еще воспринимается без достаточного ана­лиза и фактической проверки даже в таких солидных коллектив­ных трудах советской академической науки, как «Очерки истории СССР». Действительно, в вышедшем в 1954 году томе «Очерков», посвященном преобразованиям Петра I, который до сих пор остает­ся наиболее обширным (814 стр.) советским трудом по этой теме, воспроизводились основные выводы Милюкова. Они подобным образом фигурировали и в других книгах. Так, в первом томе учебни­ка «История СССР» для исторических факультетов университетов, изданном в 1947 году, говорилось: «Налоговые тяготы крестьянства с введением подушной подати увеличились почти в три раза». Это и заставило С. Г. Струмилина предпринять специальное исследование, в котором он показал несостоятельность теории Ми­люкова. Действительно, Петр добился резкого увеличения бюд­жетных поступлений, но это явилось следствием не утроения на­логовых тягот каждого плательщика, а главным образом их нового перераспределения. Произошло не разорение страны, а рост эко­номической мощи России. Да и мыслимо было бы вообще без это­го небывалое укрепление ее международных позиций, решение важнейших внешнеполитических задач и превращение России в великую державу?


В 1982 году вышла работа советского историка Е. В. Анисимова «Податная реформа Петра I», в которой спорная проблема глу­боко исследована на основе многочисленных архивных материалов. Автор также показал ошибочность милюковских расчетов. Хотя он не во всем согласен с конкретными данными С. Г. Струмилина, в целом он в своих выводах ближе к нему, чем к Милюкову. Нельзя пройти мимо общего заключения академика С. Г. Стру­милина: «Петровская эпоха великих преобразований в России при­влекала к себе внимание очень многих русских историков. И все же экономика этой эпохи не получила и доныне достаточного освещения. Во всяком случае ошибочных оценок и легенд в этой области было до сих пор гораздо больше, чем твердо установлен­ных фактов и бесспорных суждений».

Хотя в изучении петровской внешней политики положение далеко не столь мрачно, нерешенных проблем и в этой области все же хватает.

Они начинаются у самых истоков дипломатии Петра, понима­емой в широком смысле, то есть не только в качестве техники про­ведения внешней политики, но и включающей саму эту политику. Взял ли Петр ее в готовом виде у своих предшественников? Или, напротив, он создал все заново, и между петровской внешней по­литикой и политикой его предшественников лежит непроходимая граница? И первое, и второе мнение представляют собой крайно­сти. Правда, в литературе чаще всего встречаются утверждения, что Петр унаследовал основные направления своей внешней поли­тики. Акцент делается, как правило, на сходстве между старым и новым, тем более что сам Петр не раз подчеркивал, что продолжа­ет политику своих предков. Но эти его высказывания нельзя при­нимать без учета обстоятельств, в которых они были сделаны. Перед лицом оппозиции, обвинявшей его в отречении от всего исконно русского, Петр намеренно подчеркивал свою связь с прош­лым. К тому же в данном случае это выглядело вполне достоверно, особенно в самом начале его царствования, когда Петр продол­жил войну с Турцией, начатую еще до него. Затем, прекратив эту войну, он выступил против Швеции и начал добиваться выхода к Балтийскому морю. Однако и для этого нашлись прецеденты в царствование Ивана Грозного и отца Петра — царя Алексея Ми­хайловича. Балтийское направление, таким образом, не было но­вым. Но тогда оно оставалось только направлением, предопреде­ляемым неизменностью географического положения России. Вот здесь-то и начинались различия, при сохранении преемственности. Историки петровской внешней политики, прибегающие к класси­ческому методу сравнения, почему-то отдают предпочтение сход­ству, то есть выяснению неизменного, постоянного. Однако задача истории — обнаружить движение, найти различия между старым и новым. Такой метод представляется более плодотворным.

Он открывает картину поразительного прогресса, достигнутого Россией в укреплении своих международных позиций. Московское государство оставило в наследство Петру обязанность платить дань крымскому хану и отсутствие заметного влияния в европейских делах. В 1648 году в Вестфальском мирном договоре, надолго опре­делившем политическую карту Европы, великий князь Московский упоминается в списке европейских монархов на предпоследнем месте. После него фигурировал лишь князь Трансильвании.


В конце царствования Петра Россия завоевала славу победите­ля легендарной шведской армии. Она обладала могучей армией, морским флотом и превратилась в сильнейшую державу, способ­ную соперничать и говорить на равных с крупнейшими страна­ми, даже с самой влиятельной и богатой среди них — с Англией. Если взять дипломатию в чисто техническом аспекте, то и здесь видны коренные изменения. До Петра Россия не имеет постоян­ных дипломатических представительств, тогда как Франция, на­пример, держит своих послов и резидентов в 19 странах. Редкие, эпизодически появляющиеся при европейских дворах московские великие послы вызывают смех своими нелепыми требованиями оказывать московскому государю почести, как самому великому монарху в мире, и официальными попытками навязать европей­ским королям немыслимые идеи о войне против их самых близких союзников и о дружбе с опаснейшими противниками. Ведь основ­ные явления мировой политики московским дипломатам иногда не были известны. Но проходит какой-то десяток лет после выхода Петра на международную арену, и послы России, образованные, не уступающие ни в чем изощренным западным дипломатам, дейст­вуют в крупнейших европейских столицах. Они становятся влия­тельными и уважаемыми, с ними все считаются, их даже побаива­ются, что особенно показательно. Кроме вновь созданных дипло­матических каналов связи с европейскими странами возникли или были резко расширены связи экономические, культурные, военные, религиозные. Россия стала влиятельнейшим участником между­народных отношений во всех сферах.

Допетровская Россия поддерживала постоянные политические отношения лишь со своими соседями: Швецией, Турцией, особенно с Польшей. Связи с такими странами, как Англия или Голландия, строились на основе внешнеторговых интересов этих стран. Внеш­няя политика Московского государства носила, таким образом, региональный характер. Петровская дипломатия, сохраняя и рас­ширяя эти старые отношения, имеет совершенно иную сферу поли­тических интересов, охватывающих всю Европу. Следовательно, это уже не региональная, а глобальная общеевропейская политика.

Сравнение в главном конкретном вопросе о выходе к Балтий­скому морю также больше говорит о различии. Действительно, предки Петра сознавали жизненную необходимость для России завоевания балтийского побережья. Но Петр пошел дальше осозна­ния этого интереса. Он воплотил его в конкретные внешнеполити­ческие цели, создал средства их достижения и успешно достиг их. Иван Грозный воевал за Балтику 24 года и не только не приобрел вершка побережья, но потерял его важнейшие части. Он потерпел полное поражение и совершенно разорил страну, вызвав действие факторов, которые привели к «смутному времени», поставившему Россию на грань гибели. Петр же за 10 лет разгромил опаснейшего врага, завоевал на огромном протяжении балтийское побережье, а затем заставил Европу признать эти справедливые и оправдан­ные приобретения.


Итак, различие между допетровской политикой и дипломатией Петра огромно, сравнение во многих отношениях бессмысленно, ибо возникла совершенно новая, активно действующая сила ми­ровой политики, а выросший на глазах изумленной Европы Пе­тербург стал одним из важных центров всемирной дипломатиче­ской жизни. И все же нет оснований говорить о полном разрыве и об отсутствии преемственности. Петр вовсе не отказался целиком от полученного им дипломатического наследства. Он использовал все ценное, начиная с сохранения на дипломатической службе ста­рых, опытных московских дипломатов. Все, что было рационально, разумно и проверено на опыте, Петр бережно сохранял, решитель­но отбрасывая устаревшее. Была ли дипломатия Петра совершенно новой или обновленной старой? Каково в ней соотношение старого и нового? Вот, пожалуй, одна из проблем, требующая работы и мысли историка.

Еще одна проблема касается условий, в которых действовала петровская дипломатия. Странным образом возникло убеждение, версия или, если хотите, легенда о необыкновенной легкости, с ка­кой могли действовать дипломаты Петра. России, оказывается, просто случайно повезло в отношении международного положения начала XVIII века, которое сказочным образом играло на руку Петру, облегчая ему реализацию самых смелых замыслов. Возник­новение этого мифа в какой-то мере связано с чрезмерно расшири­тельным толкованием и применением приведенного выше высказы­вания Ф. Энгельса об «исключительно благоприятных» условиях, которые Петр оценил и успешно использовал.

Между тем совершенно справедливая мысль Энгельса была ретроспективной оценкой главных итогов всей внешней политики Петра и общих условий их достижения. Действительно, на протя­жении 21 года Северной войны, которую вела Россия, 12 лет одно­временно шла война за испанское наследство. В ней участвовали крупнейшие европейские государства, в том числе и союзники Швеции. Они, естественно, не могли оказать ей всю ту помощь в борьбе с петровской Россией, на какую они были бы способны, если бы имели свободные руки. Это и в самом деле оказалось весь­ма благоприятным для замыслов Петра.

Однако такое положение вовсе не означает, что условия каж­дой конкретной дипломатической акции были благоприятны. Не значит это и того, что факт скованности действий европейских держав существовал на всем протяжении Северной войны. В дей­ствительности он проявлялся лишь в последнем счете, в определен­ные конкретные моменты, ослабляя невероятно сложные, тяжелые условия, с которыми постоянно сталкивалась внешняя политика России. Возможности антирусской активности стран Западной Ев­ропы были ограничены исключительно в военной области, но отнюдь не в дипломатической. Разве война за испанское наслед­ство помешала Англии, Германской империи, Франции непрерыв­но изощряться в дипломатических интригах против Петра?