Файл: Kholliev_i_Tatybaev_Istoria_MO_i_diplomatii.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 576

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Министерство Высшего и Среднего Специального 

Образования  

Национальный Университета Узбекистана 

 

имени Мирзо Улугбека. 

  

 
 

 
 
 
 
 
 
 

 
 
 

ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ 

ОТНОШЕНИЙ И ДИПЛОМАТИИ 

(Учебно-методическое пособие) 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 
 

ТАШКЕНТ – 2002 

 

 


background image

 
 

Авторы составители :   

 

к.и.н., и. о.доц. А.Г.Холлиев. 

к.и.н. доц. А.С.Татыбаев. 

 
 
 
 
 

 

Рецензенты: к.и.н. доц.У.В.Рахмонов. 
                        

к.и.н. У.Мавлонов.  

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 

Ответственный редактор: к.и.н. доц. З.Р.Ишонходжаева 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рекомендовано  к  изданию  на  заседании  Учебно-методического 

Совета Национального Университета Узбекистана имени Мирзо Улугбека 

29 января 2002 года (пртокол №5) 

 

Оглавление. 

№                     Т  Е  М  А 

 


background image

1. 

Международные связи и дипломатия в Древнем Востоке. 

2. 

Международные отношения и дипломатия в Древней Греции. 

3. 

Международные отношения и дипломатия в Древнем Риме. 

4. 

Византия и государства «Варваров». 

5. 

Международные  отношения  и  дипломатия  в  раннем 

средневековье. 

6. 

Международные  отношения  и  дипломатия  периодаа 

феодальной раздробленности. 

7. 

Международные отношения и дипломатия в XI – XV  вв. 

8. 

Международные  отношения  и  дипломатия  в    XVI  –  первой 

половине XVII в. 

9. 

Международные отношения и дипломатия во второй половине 
XVII-XVIII 

в. 

10. 

Наполеоновские войны. 

11. 

Международные отношения в 20-60-е годы XIX в. 

12. 

Франко-прусская войнаа (1870-1871 гг.). 

13. 

Международные отношения (1871-1914 гг.). 

14. 

Первая Мировая война (1914-1918 гг.) 

15. 

Международные  отношения  и  дипломатия  после  Первой 

Мировой войны. 

16. 

Международные  отношения  и  дипломатия  накануне  Второй 

Мировой войны. 

17. 

Вторая Мировая война (1939-1945 гг.). 

18.  

Международные  отношения  после  Второй  Мировой  войны 
(1945-90-

е гг.). 

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тема 1:

 

Международные связи и дипломатия в Древнем Востоке. 

  

 

 

 
 

ПЛАН: 

 


background image

1. 

 

Документы  по  международным  отношениям  и  дипломатии  в  Древнем 

Востоке. 

2. 

 

Международные отношения и дипломатия в Древней Индии.

 

3. 

 

Международные отношения и дипломатия в Древнем Китае.

 

 

 

 

История  Древнего  Востока  сохранила  для  нас  некоторое  количество 

документов  -  дипломатических  писем,  договоров  и  других  международных 

актов, 

свидетельствующих 

об 

оживлённых 

отношениях 

между 

древневосточными царствами. 
 

Уже  в  III  тысячелетии  до н.э. египетские цари делали попытки завязать 

отношения с соседними странами. В эпоху царей VI династии (XXV в. до н.э.) 

египтяне сняражали посольские экспедиции в страну Пунт (южное побережье 

Красного моря). 
 

К  началу  II  тыс.  до  н.э.  сношения  Египта  с  соседними  государствами 

сделались  более  частыми.  При  царском  дворе  появилась  особая  категория 

служителей, которых посылали гонцами к другим народам. 
 

Египет  при  XVIII  династии  (середина  II  тыс.  до  н.э.)  играл 

первенствующую  роль  в  международной  жизни  Древнего  Востока.  Египтяне 

поддерживали  оживлённые  связи  с  Митанией,  Вавилоном,  Ассирией, 

государством  Хеттов,  Критским  царством  и  островами  Эгейского  моря,  с 

сирийскими и палистинскими князьями. Дипломатической перепиской в Египте 

заведовала особая государственная канцелярия по иностранным делам. 
 

Из  многочисленных  памятников  древневосточной  дипломатии 

наибольший  интерес  представляют  эль-амарнская  переписка  и  договор 

египетского фараона Рамсеса II с царём хеттов Хаттусилем III, заключонный в 

1296  г.  до  н.э.  В  1887-1888  гг.  в  местности  Амарна  (правый  берег  Нила  в 

Среднем Египте) был открыт архив, содержащий дипломатическую переписку 

фараонов XVIII династии - Аменхотепа III и его сына Аменхотепа IV (середина 
II 

тыс. , XV-XIV вв. до н.э.). 

 

Большую  часть  эль-амарнского  архива  составляют  письма  сирийских  и 

палестинских князей к фараону, от которого они зависели. Главное содержание 

писем  составляют:  обмен  взаимными  любезностями  и  приветствиями, 

переговоры о заключении браков, просьбы о присылки военной помощи, золота 

и  подарков,  жалобы,  доносы  и  т  д.  В  письмах  имеются  также  сведения  об 

отправке караванов. 
 

В  эль-амарнском  архиве  сохранились  дипломатические  письма 

вавилонских  и  миттанийских  царей  к  Аменхотепу  III  и  Аменхотепу  IV. 

Сближение Египта с Вавилоном и Миттани стимулировалось общей угрозой со 

стороны  царства  хеттов,  которое  уже  в  XIV  в.  до.  н.  э.  достигло  большого 

могущества. 
 

XIV-

XIII  вв.  до.  н.э.  были  заполнены  ожесточёнными  войнами  между 

хеттами  и  Египтом.  Войны  эти  истощили  обоих  противников.  Общее 

ослабление  и  возможность  нападения  ассирийцев  заставили  борющиеся 

стороны пойти на обоюдные уступки и заключить дружественное соглашение в 

 


background image

1296  г.  до.  н.э.  Мирный  договор  был  подписан  фарооном  ХIХ  династии 

Рамсесом  II  и  хеттским  царём  Хаттусилем  III.  Договор  сохранился  в  трёх 

редакциях (надписях) - двух египетских, в Карнаке и Рамсее, и одной хеттской, 

открытой в Богаз-Кёе. Сохранился не только текст договора, но и упоминание о 

переговорах, предшествовавших его заключению.  
 

Обмен  дипломатическими  письмами  и  посольствами  продолжался  и 

после заключения «прекрасного договора». Обменивались письмами не только 

цари, но и царицы. 
 

Интереснейшим 

памятником 

древневосточной 

дипломатии 

и 

международного права являются законы Ману (I в. н.э.) 
 

Согласно  индийскому  преданию,  законы  Ману  -  божественного 

происхождения:  относятся  они  к  эпохе  легендарного  Ману,  почитавшегося 

родоначальником  арийцев.  По  своему  характеру  законы  Ману  представляют 

собой свод различных древнеиндийских постановлений, касающихся политики, 

международного  права,  торговли  и  военного  дела.  Эти  правила  складывались 

на протяжении всего I тыс. до. н.э. 
 

Индийские 

правители 

вели 

активную 

внешнюю 

политику, 

заключавшуюся в сношениях и переговорах не только между царями различных 

древнеиндийских  государств,  а  также  и  с  соседними  государствами, 

расположенными  за  пределами  индийского  полуострова.  Так,  основатель 

мощной  древнеиндийской  державы  Маурья  -  Чандрагупта  имел 

взаимовыгодные отношения с одним из приемников Александра Македонского 

Селевком. 

 

Международные  отношения  между  правителями  державы  Маурья  и 

царями эллинистических государств продолжались и в III в. до н.э. При внуке 

Чандрагупты - царе Ашоке - индийские послы посещали не только государство 

Селевкидов, но доезжали даже до Македонии. 
 

В  I-II  вв.  посольства  от  индийских  правителей  Кушанского  царства 

прибывали  в  Римскую  империю.  О  приездах  индийских  послов  к  императору 

Августу  упоминает  географ  Страбон.  Известно  также  посещение  индийским 

послом Римской империи при императоре Трояне около 100 г. н.э. 
 

Первые  государственные  образования,  возникшие  на  среднем  течении 

реки  Хуанхэ  ещё  в  начале  II  тыс.  до  н.э.,  с  течением  времени  (XII  в.  до.  э.) 

слились  в  единое  большое  царство.  В  I  тыс.  единое  древнекитайское 

государство распалось на ряд крупных и мелких царств, которые с VIII в. до н.э. 

стали  совершенно  самостоятельными.  Эти  государства,  то  враждуя  между 

собою, то вступая в дружественные переговоры и заключая союзы, находились 

в тесных взаимоотношениях. 
 

Древнекитайские  государства  неоднократно  подвергались  набегам 

кочевых  племён  -  гуннов.  Для  защиты  от  этих  набегов  правители 

древнекитайских  государств  вынуждены  были  объединяться  в  союзы,  а  в 

середине  VI  в.  до  н.э.  заключили  соглашение,  предусматривавшее  отказ  от 

разрешения  спорных  вопросов  с  помощью  военной  силы  и  обязательное 

обращение обеих конфликтовавших сторон к третейскому суду.