ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 76
Скачиваний: 1
51
ВЕСТНИК ОГУ №3 (109)/март`2010
УДК 341.1/8
Жукова И.С.
Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина
Email – annizhka@rambler.ru
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ И ГЕОПОЛИТИКА КАК СОСТАВНОЙ
ЭЛЕМЕНТ МЕЖДУНАРОДНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПРАВА
В статье рассматривается значимость затронутых вопросов для развития международного
энергетического сотрудничества, раскрывается их суть, методы и средства реализации. Про2
слеживается эволюция термина «геополитика» и раскрывается его значение в энергетической
сфере.
Ключевые слова: внешняя энергетическая политика; энергетическая дипломатия и геополи2
тика; интересы групп стран в сфере энергетики; мировая геополитическая картина; новые гео2
политические аспекты энергетики.
Вопросы энергетики в современном мире
играют существенную роль при определении
внешнеполитических стратегий во взаимоотно
шениях государств. Одним из основных средств
реализации таких стратегий является энерге
тическая дипломатия. Геополитика при этом
играет роль координатора направления дипло
матических средств и методов с целью установ
ления взаимовыгодного сотрудничества между
государствами в энергетической сфере.
Энергетическая дипломатия и геополити
ка входят в состав вопросов по внешней энерге
тической политике, непосредственно характе
ризующих развитие международного энергети
ческого права на ряду с энергетической безопас
ностью, международными институтами энерге
тического права (универсальные и региональ
ные организации), энергетическими рынками,
отраслями энергопромышленности и инфра
структурой, экологией мировой энергетики.
В последние десятилетия XX века внешняя
энергетическая политика государств сформиро
валась как самостоятельное функциональное на
правление [1; с. 58.]. Ее построение непосредствен
но связано с такими факторами, как внешнеэко
номические интересы и геополитика государства.
Известно, что многие государства мира, яв
ляющиеся основными потребителями энергоре
сурсов, вынуждены их импортировать. Таким
образом, от положения на мировых энергетичес
ких рынках зависит их национальная энергети
ческая безопасность. В настоящий момент на
этих рынках заметно усиливается конкуренция
в связи с высокой экономической рентабельнос
тью отрасли. С целью избежать разрушитель
ной и хаотичной конкуренции, а также обеспе
чить энергетическую безопасность отдельных
стран, регионов и мира в целом активизируется
межгосударственное взаимодействие в энергети
ческой сфере. Такое взаимодействие лежит в ос
нове энергетической дипломатии. Дипломатия,
как инструмент внешней политики, все чаще
подключается к решению энергетических воп
росов в международных отношениях.
Понятие «энергетическая дипломатия»
включает в себя практическую деятельность
внешнеполитических, внешнеэкономических и
энергетических ведомств по осуществлению
целей и задач «внешней энергетической поли
тики».
Под «внешней энергетической политикой»
понимается сфера деятельности государства в
международных отношениях по защите и отста
иванию национальных интересов, обусловлен
ных производством, транспортировкой и по
треблением энергоресурсов. Заметим, что цели,
задачи, приоритеты и направления внешней
энергетической политики тесно связаны с
«внешней политикой» [1; с. 64, 65].
В настоящее время сложилась система ми
ровой энергетической политики и дипломатии
на глобальном, региональном, межгосударствен
ном и корпоративном уровнях. Формируются
организационноправовые основы двусторонней
и многосторонней энергетической дипломатии.
Основные вопросы, разрешаемые с помо
щью энергодипломатии: проблемы междуна
родного транзита (обеспечение надежного и
бесперебойного функционирования транзит
ных маршрутов); противоречия между потен
циальными транзитными странами в борьбе за
экспортные маршруты транспортировки угле
водородов; неурегулированность территори
альных споров между странами по поводу смеж
ных районов, богатых энергетическим сырьем;
разграничение прав на морские месторождения
между соседними государствами; решение ин
вестиционных проблем и развитие крупных
52
ВЕСТНИК ОГУ №3 (109)/март`2010
Юридические науки
энергетических проектов; вопросы ценообразо
вания и стабильности энергетических рынков.
Процесс формирования внешней энергети
ческой политики и дипломатии начался после
энергетического кризиса середины 70х гг. В
ряде стран сформировалось функциональное
направление во внешней политике и диплома
тии, связанное с энергетическим фактором.
Чаще всего энергетическая политика государств
заключается в разработке и реализации меж
дународных акций, направленных на внешне
политическое обеспечение интересов энергети
ческой безопасности страны и внешнеэкономи
ческих интересов национальных компаний
энергетического профиля.
Для странпроизводителей данные интере
сы реализуются путем установления таких при
оритетов внешней энергетической политики, как
поддержание высоких цен на экспортируемые
энергоресурсы и обеспечение рынков сбыта.
Для странпотребителей таким приорите
том является противодействие резким увеличе
ниям цен и угрозе нарушения системы энерго
снабжения из внешних источников.
Интересы транзитных стран заключают
ся в получении максимальной прибыли за пре
доставление транзитных услуг по транспорти
ровке энергоресурсов через их территорию.
С учетом этих целей в течение нескольких
десятилетий идет развитие концептуальных
положений и отладка механизмов реализации
энергетической дипломатии многих стран. За
частую это происходит в рамках международ
ных организаций энергетического профиля
глобального и регионального масштаба.
В современной энергетической дипломатии
можно выделить следующие комплексы взаи
моотношений:
– между потребляющими государствами;
– между ресурсопроизводящими государ
ствами;
– между этими группами государств в рам
ках международных энергетических организа
ций;
– между государствами – производителя
ми и потребителями;
– между государствами – импортерами и эк
спортерами, а также с странамитранзитерами.
В качестве механизмов реализации целей в
процессе взаимоотношений используются тра
диционные организационные формы и общепри
нятые в международной практике разновиднос
ти политических и правовых документов. А имен
но на двусторонней основе распространены в ка
честве рабочих органов межправительственные
комиссии по экономическому и научнотехничес
кому сотрудничеству, в рамках которых созданы
специализированные комитеты или постоянные
рабочие группы по сотрудничеству в ТЭК. К при
меру, рабочая группа по сотрудничеству в обла
сти энергетики между РФ и Великобританией,
РФ и Болгарией, РФ и Вьетнамом (действую
щие в настоящий момент) [2].
В многостороннем формате создаются со
веты или постоянные рабочие группы по энер
гетике в рамках организаций регионального
экономического сотрудничества. Например, в
Департаменте экономического сотрудничества
стран СНГ создан Межправительственный со
вет по нефти и газу [3].
В практике энергетической дипломатии
распространены традиционные формы перего
ворных механизмов, включая дипломатические
конференции. Для фиксирования достигнутых
в ходе переговоров договоренностей в практике
энергетической дипломатии используются тра
диционные документы политического характе
ра: декларации, меморандумы, заявления, ком
мюнике и т. д. А также международные догово
ры и их разновидности [1; с. 437].
Все большее воздействие на мировою энер
гетику оказывают геополитические факторы.
«Геополитика» – это политическая концеп
ция, возникшая в конце XIX – начале XX в.,
согласно которой внешняя политика государств
(геополитическая стратегия и т. п.) предопре
деляется в основном географическими факто
рами (положением страны, природными ресур
сами, климатом и др.).
Понятие «геополитика» ввел в научное об
ращение шведский ученый Рудольф Челлен.
Выступающую же под этим названием науку он
определял как «доктрину, рассматривающую
государство как географический организм или
пространственный феномен»[4; с. 7]. Само же
возникновение науки связано с именем германс
кого географа Фридриха Ратцеля (18441904),
которого считают отцомоснователем геополи
тики или политической географии (как ее тогда
называли). Суть выдвинутой им теории заклю
чалась в том, что пространство, занимаемое го
сударством, – само по себе есть политическая
сила. Оно представляет собой те природные рам
ки, в которых происходит экспансия народов.
Каждое государство имеет свою пространствен
ную концепцию, т. е. идею о возможных преде
53
ВЕСТНИК ОГУ №3 (109)/март`2010
лах своих территориальных владений. Упадок
государства, считал Ратцель, есть результат сла
беющей пространственной концепции, а разви
тые страны, по его наблюдению, характеризует
тенденция к максимальной географической экс
пансии. Ратцель вывел тезис о географической
обусловленности не только становления и раз
вития государства, но и всех политических явле
ний, происходящих с ним. В частности, его рабо
та «Народоведение» 1893 года посвящена иссле
дованиям географической обусловленности по
литической жизни государств. Таким образом,
сущностные характеристики государства, по
Ратцелю, определяются его территорией и мес
торасположением, а его процветание зависит от
того, насколько успешно государство приспосаб
ливается к условиям среды.
Эволюционировав со временем, данная на
ука в наши дни трактуется следующим обра
зом: «Геополитика изучает политические явле
ния в их пространственном взаимоотношении,
в их влиянии на Землю, на культурные факто
ры. Это географически интерпретированная
политика, промежуточная наука, не имеющая
независимого поля исследования. Больше тя
готея к политике, она концентрирует внимание
на политических явлениях и стремится дать гео
графическую интерпретацию и анализ геогра
фических аспектов этих явлений» [4, с. 7].
Геополитические интересы государства в
международных отношениях вытекают из об
щих национальных интересов и предполагают
специфический анализ и оценку внешнеполи
тических и внешнеэкономических проблем. При
этом применяется пространственная логика,
основанная в первую очередь на географичес
ких реалиях, которая может не принимать во
внимание некоторые категории в области эко
номики, морали, религии и т. п.
Активное развитие международной торгов
ли энергоресурсами, а также оборудованием и
услугами в данной сфере сделало весьма акту
альным понятие о геополитических аспектах
энергетики. Сюда относится географическое по
ложение крупнейших месторождений газа, не
фти, угля с точки зрения их отдаленности от
рынков сбыта, а также возможности транспор
тировки этих ресурсов. К примеру, в отличие от
государств Персидского залива богатые углево
дородными ресурсами страны Центральной
Азии не имеют выхода к морю, а транспорти
ровка их ресурсов на внешние рынки осуществ
ляется пока по системе трубопроводов, проло
женных через территорию России. Дальнейшее
расширение разработки центральноазиатских
углеводородов зависит от развития транспорт
ной инфраструктуры (порты, трубопроводы),
проходящей не только через Россию, но и другие
страны. В связи с чем построение взаимовыгод
ных отношений и является необходимым факто
ром геополитики стран Центральной Азии.
Причем отметим, что геополитические ин
тересы государства в сфере энергетики не все
гда могут совпадать с его внешнеэкономически
ми интересами. Например, интересы РФ в Кас
пийском регионе основаны не только на энерге
тических и внешнеэкономических факторах, но
также и на геополитическом значении региона
(т. е. географическом расположении), важного
для национальной безопасности страны, что
чаще имеет большее значение, нежели экономи
ческая выгода [1; с. 60, 61].
Возможность государства реализовать
свои экономические интересы благодаря геогра
фически благоприятному расположению явля
ется несомненной силой этого государства. В
связи с чем Ганс Моргентау разделял державы
на морские и сухопутные, исходя из противо
стояния моря и суши. «71% поверхности Земли
занимает океан, т. е. государства, имеющие вы
ход к морю, могут иметь большее влияние и бо
лее быстро развиваться по сравнению с сухо
путными государствами» [5; с. 58]. Эту мысль
поддержал и П.Н. Советский в своей работе
«Континент – океан. Россия и мировой ры
нок»[6; с. 38], где высказал идею о том, что ос
новные зоны торговли тяготеют к морским ком
муникациям, т. е. морские державы могут более
выгодно продавать свой товар, в отличие от кон
тинентальных государств. Континентальным
же государствам выгоднее устанавливать тор
говые отношения на суше с себе подобными.
Изучение энергетической геополитики по
могает увидеть исходные данные (предпосыл
ки) для развития внешнеполитических и внеш
неэкономических отношений между странами,
складывающихся по поводу энергоресурсов. Гео
политика является основой для исследования
таких вопросов, как проблемы международно
го энергетического сотрудничества, развитие
мировых энергетических рынков, энергетичес
кой политики и дипломатии в целом.
Мировая геополитическая картина после
дних лет резко изменилась в связи с распадом
Советского Союза на ряд суверенных госу
дарств, радикальными переменами в Восточной
Жукова И.С.
Энергетическая дипломатия и геополитика как составной элемент
54
ВЕСТНИК ОГУ №3 (109)/март`2010
Юридические науки
Европе изза прекращения действия Варшавс
кого договора и системы СЭВ. Усиление эконо
мической мощи Китая, стран ЮгоВосточной
Азии и Индии создали совершенно новые гео
экономические, геополитические и военностра
тегические реалии в Евразии, да и в мире в це
лом. В начале 1990х годов это характеризова
лось сокращением зоны российского влияния, а
в последние годы речь идет также и о расшире
нии НАТО на восток с вовлечением в его струк
туры части постсоветского пространства (в т.
ч. стран Балтии, Украины и Грузии). На Даль
нем Востоке и в Центральной Азии стремитель
но возрастает роль «мастерской мира» – Китая
и в целом – восточноазиатского региона как
нового центра силы XXI века. Судя по обозна
чившимся тенденциям, оба центра (на Западе и
Востоке) будут стремиться к геоэкономической
экспансии, в том числе в виде ресурсного освое
ния евразийского постсоветского пространства,
находящегося пока в неустойчивом положении.
Растет роль других региональных держав –
Турции и Ирана в Центральной Азии, что чре
вато усилением борьбы за сферы влияния в этом
богатом ресурсами регионе.
В последние годы появились новые геопо
литические факторы, существенно повысившие
значение ряда стран СНГ в энергетике, в том
числе для России. Несмотря на то, что Россия
владеет крупнейшими запасами природного
газа в мире, тем не менее в стране возникли труд
ности с ресурсным обеспечением быстро расту
щих потребностей внутреннего рынка и выпол
нением ее экспортных обязательств, а также
резко обострились проблемы взаимоотношений
России с транзитными странами, прежде всего
с Украиной и Белоруссией. Немалая часть этих
проблем могла бы быть решена за счет активи
зации связей с государствами Центральной
Азии (ЦА), такими как Туркмения, Казахстан и
Узбекистан, и урегулирования отношений с
транзитными странами.
Путем правильно разработанной стратегии
ведения внешней энергетической политики на ос
нове анализа геополитических энергетических
факторов Россия, обладающая развитой газо
транспортной инфраструктурой, имеет все воз
можности не только укрепить свои позиции веду
щего экспортера «голубого топлива», но и высту
пить инициатором процесса по формированию
евразийского энергетического пространства при
условии конструктивного сотрудничества со стра
нами СНГ. Такого рода взаимосвязи государств и
раскрывает «энергетическая геополитика».
Список использованной литературы:
1. Жизнин С. Энергетическая дипломатия России: экономика, политика, практика. – М.: ООО Ист Брук, 2005.
2. Справочноправовая система Консультант Плюс: Международное право.
3. http://www.cis.minsk.by
4. Цит. по Н. А. Нартов, В. Н. Нартов. Геополитика. Изд.: «Единство». Москва, 2007.
5. Г. Моргентау. «In Defense of the National Interest» 1951.
6. П.Н. Савицкий. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев». София, 1921.
Жукова Инна Сергеевна, соискатель кафедры международного права МГЮА им. О.Е. Кутафина
Email – annizhka@rambler.ru
Zhukova I.S.
ENERGY DIPLOMACY AND GEOPOLITICS, AS PART OF INTERNATIONAL ENERGY LAW
The article considers the importance of the issues raised for the development of international energy cooper
ation, reveals their essence, the methods and means of implementation. Traces the evolution of the term «geo
politics» and reveals its importance in the energy sector.
Keywords: foreing energy policy; energy diplomacy and geopolitics; interests of groupcountries in the energy
sector, the global geopolitical picture, new geopolitical aspects of energy.
Bibliography:
1. Zhiznin S. Energy Diplomacy of Russia: economics, politics, practice. M.: Ist Bruk, 2005.
2. Legal Referral System Consultant Plus: International law.
3. http://www.cis.minsk.by.
4. Quote from: N.A Nartov, V.N. Nartov. Geopolitics. Ed.: «Unity». Moscow, 2007.
5. Hans Morgenthau. «In Defense of the National Interest» 1951.
6. P.N Savitsky. «Exodus to the East. Premonitions and achievements. Adoption of the Eurasians. Sofia, 1921.