ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 18.10.2020
Просмотров: 365
Скачиваний: 1
-
Формы государственного кредита.
В системе кредитных отношений внутренний государственный кредит выступает в следующих формах:
- государственные займы;
- обращение части вкладов населения в государственные займы;
- заимствование средств общегосударственного ссудного фонда;
- казначейские ссуды;
- гарантированные займы.
Государственные займыхарактеризуются тем, что временно свободные денежные средства физических и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска государственных ценных бумаг: облигаций, казначейских обязательств и др. Облигация представляет собой ценную бумагу, символизирующую государственное долговое обязательство и дающую право ее владельцу по истечению определенного срока получить обратно сумму долга и проценты. Продавая облигацию, государство обязуется вернуть сумму долга в определенный срок с процентами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.
Государство устанавливает нарицательную (номинальную) стоимость облигаций. Она обозначается на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную держателем облигации государству во временное пользование. Именно эта сумма выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что облигации продаются по курсовой цене, которая отклоняется от номинальной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и зависит от ряда факторов. К их числу относятся: величина дохода, выплачиваемого по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигации, степень насыщенности фондового рынка государственными ценными бумагами и др.
Другим видом государственных займов являются казначейские обязательства, которые отличаются от облигаций целями выпуска, формой выплаты дохода и свободой обращения. Средства от продажи облигаций направляются в бюджет, внебюджетные фонды или на специальные цели. Средства от реализации казначейских обязательств направляются только на пополнение бюджета. Доход от облигаций может быть выплачен в виде процентов, выигрышей или не выплачивается вообще, по казначейским обязательствам – в виде процентов. Облигации могут быть либо свободно обращаемые или с ограниченным кругом обращения. Казначейские обязательства имеют только ограниченный круг обращения и реализуются только среди населения
-
Механизм управления государственным кредитом.
При управлении государственным долгом между кредиторами и заемщиком могут быть достигнуты соглашения о новации - замене обязательств по долгу другими обязательствами; унификации - объединении нескольких размещенных ранее долговых обязательств; конверсии - изменении условий займов, касающихся их доходности; консолидации - изменении условий обращения займов, касающихся их сроков; реструктуризации - основанном на соглашении прекращении долговых обязательств с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения.
28 Современная стратегия финансовой политики государства ( приоритеты программы 1996-2000 года, 2000-2005, 2006-2010г)
Проведенные в Научно-исследовательском экономическом институте Министерства экономики Республики Беларусь исследования позволяли сделать вывод о том, что кризис, охвативший экономику нашей страны, преимущественно носил структурный характер. Об этом свидетельствовали значительные несоответствия в структурах производства и потребления, высокий удельный вес привозного сырья и полуфабрикатов, значительная доля вывоза за пределы республики произведенной промышленной продукции, слабая насыщенность потребительского рынка товарами народного потребления собственного производства, недостаточное развитие экспортного сектора экономики, чрезмерная зависимость республики от поставок топливно-энергетических ресурсов из одного государства.
-
основные технико-экономические показатели на протяжении рассматриваемого периода имели тенденцию к снижению;
-
валовой внутренний продукт за период 1991-1995 гг. сократился на 9,2% (89,6-98,8);
-
объем промышленной продукции также понизился на 10,7% (88,3-99,0);
-
существенный скачок наблюдался в снижении объема инвестиций в основной капитал – на 45% (59,0-104,0);
-
реальные денежные доходы населения уменьшились на 26,7%.
Необходимость преломления столь далеко зашедших и опасных для экономической безопасности страны тенденций стала жестким императивом. В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. и Программа-2000, которые определили не только стратегию преодоления кризисных явлений, достижения макроэкономической стабилизации и возобновления хозяйственного роста, но и конкретные практические меры по решению поставленных задач.
Развитие экономики происходило в условиях противоборства позитивных и негативных тенденций, оказывающих разнонаправленное воздействие на общеэкономическое положение страны.
Среди позитивных можно выделить следующие основные тенденции.
-
последовательное замедление инфляционных процессов.
-
сдерживание падения курса белорусского рубля.
-
Замедление темпов экономического спада в целом, а в отдельных отраслях оживление деловой активности.
-
Адаптация многих предприятий страны к условиям рынка, диверсификация и обновление производства, расширение выпуска продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и внешнем рынках.
-
Повышение реальных денежных доходов населения.
Учитыва недостаток ресурсов и не возможность и нецелесообразность государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства, в Программе-2000 выделены три главных направления развития: экспорт, жилье, продовольствие. Они должны были стать теми «локомотивами», которые смогут «потянуть» другие сферы и производства, обеспечив выход из кризисного состояния, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния народа. Приоритетное развитие этих направлений было ориентировано на преимущественное использование местных ресурсов и нацелено на более полное насыщение внутреннего рынка товарами и услугами и обеспечение их выхода на внешние рынки.
Была создана система управления экономикой, отвечающая реалиям трансформационного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения, активизирована инвестиционная деятельность, снижен инфляционный потенциал. На смену либерализации цен пришло их государственное регулирование, дополненное жесткой бюджетно-финансовой политикой.
Однако улучшение основных показателей еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем рынке, определились основные подходы к проведению реформДва из трех намеченных Программой-2000 приоритетов были реализованы полностью. Это относится к строительству жилья и наращиванию экспортного потенциала.
Социально-экономическая политика нового пятилетия быта определена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. (Программа-2005). С учетом преемственности важнейших векторов социально-экономической политики и необходимости дальнейшего
продвижения по пути подъема в Программе-2005 намечены следующие ключевые приоритеты:
1 формирование эффективной системы здравоохранения;
2 активизация инновационной и инвестиционной деятельности;
3 наращивание экспорта товаров и услуг;
4 дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;
5 развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.
Важнейшей составляющей макроэкономической политики был определен социальный вектор развития. При этом главными задачами в области оплаты труда стали:
1 усиление стимулирующей роли заработной платы в расширении производства и росте его эффективности;
2 существенное повышение удельного веса оплаты труда в ВВП и денежных доходах населения;
3 приближение тарифной ставки первого разряда к размеру минимального потребительского бюджета.
главную свою функцию Программа-2005 выполнила. Была закреплена тенденция экономического роста достаточно высокими темпами, созданы фундаментальные предпосылки социальной стабильности общества, существенно активизирована инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования, достигнута определенная конкурентоспособность белорусских товаров на некоторых внешних рынках, мотивирован экономический рост и обеспечено расширение спроса на внутреннем рынке, ужесточена денежно-кредитная политика. Важнейшим результатом экономической политики этого периода является рационализация системы оплаты потребляемых энергоносителей и коммунальных услуг, состоящая в обеспечении полного возмещения затрат за счет повышения тарифов и жесткой платежной дисциплины
Стратегической целью Правительства на очередное пятилетие является завершение технического перевооружения и модернизации организаций реального сектора экономики в соответствии с Программой социально-экономического развития страны на 2006 - 2010 годы и обеспечение реализации ее приоритетных направлений. Для этого предусматривается:
разработка во II - III кварталах 2006 г. отраслевых (ведомственных) и региональных программ социально-экономического развития, конкретизирующих с учетом специфики отраслей и регионов основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006 - 2010 годы. В этих программах в качестве основных целевых ориентиров определены переход на инновационный путь развития отраслей и повышение уровня конкурентоспособности производимой продукции на основе внедрения новейших ресурсосберегающих технологий и максимально возможного использования потенциальных конкурентных преимуществ Республики Беларусь;
продолжение формирования крупных промышленно-финансовых корпораций и объединений и создание в их составе по приоритетным направлениям развития национальной экономики научно-практических центров, как, например, центры по агропромышленному комплексу при Национальной академии наук Беларуси;
организация разработки организациями стратегических планов (бизнес-планов) на пятилетку с конкретными мероприятиями по их реструктуризации - финансовому оздоровлению, развитию инновационной и инвестиционной деятельности, улучшению качественных характеристик выпускаемой продукции и созданию новых конкурентных производств. В этих планах в рамках приоритетных направлений развития экономики намечается разработать инвестиционные проекты, которые будут предложены отечественным и иностранным инвесторам для реализации;
совершенствование хозяйственного механизма в направлении упрощения налоговой системы и реального снижения налоговой нагрузки, унификации налогового законодательства с Российской Федерацией, реализации соглашений в рамках Единого экономического пространства и Евразийского экономического сообщества. Инструменты кредитно-денежной и ценовой политики будут обеспечивать активизацию инновационной и инвестиционной деятельности, рост благосостояния народа. Для этого потребуется усовершенствовать имеющиеся и разработать новые нормативные правовые акты;
принятие комплекса взаимоувязанных мер по дебюрократизации органов государственного и местного управления, совершенствованию стиля и методов их работы, проведению идеологической и кадровой политики.