ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 18.10.2020

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

04.04.2012 год

Тема 16: Формы безналичных расчетов

КБ оказывают своим клиентам услуги по безналичному переводу денежных средств.

Безналичные переводы приносят ЦБ доходы. Эти доходы относятся к непроцентным доходам.

Денежные средства отражаются в виде записей на счетах КБ.

Главный источник безналичных расчетов – это ссуды банков.

Когда банк представляет кредит клиенту, то он открывает ему счет до востребования на пассиве своего баланса на сумму выданного платежа.

При этом актив баланса увеличивается на эту сумму долгового требования, и вместе с тем увеличиваются пассивы.

Открыв счет клиенту до востребования, банки тем самым увеличивают денежную массу.

Затем вклады мобилизуются и могут быть использованы в виде чеков, платежных поручений в процессе безналичных расчетов.

Безналичные расчеты проводятся между юр лицами и индивидуальными предпринимателями.

Данные расчеты основаны на некоторых принципах, которые отражают начало их проведения. Принципы должны отвечать 3 требованиям:

  1. Своевременности

  2. Надежности

  3. Эффективности

Принципы безналичных расчетов:

  1. Правовой режим – осуществление платежей и расчетов, которые связаны по сроку платежной системы как основного элемента любого современного общества.

Все гражданские правоотношения подразделяются на:

  1. Вещные (раздел 2 ГК РФ)

  2. Обязательственные (3, 4 ГК РФ)

2.Рыночный оборот по существу представляет собой совокупность различных обязательственных отношений, связанных с исполнением определенных обязанностей конкретными должниками в пользу кредиторов.

Роль принципа данного - осуществление расчетов по банковским счетам. Для расчетного обслуживания между банками клиентами заключается договор банковского счета - это две самостоятельные стороны гражданско-правового договора.

С.30 ФЗ о Б и БД говорит, какие именно параметры кредитного договора должны быть отражены в этом документа: это процентная ставка по кредитам, порядок расторжения договора и другие.

3. принцип поддержания ликвидности на уровне, обеспечивающем бесперебойное осуществление платежей.

4. наличие согласия плательщика платежа. Этот принцип реализуется двумя способами:

- использование определенного инструмента: чек или вексель

- путем специального акцепта

5. срочности - заключается в своевременности и полноте выполнения платежных обязательств.

6. контроль всех участников за правильностью совершения расчетов, соблюдением установленного порядка и погашения платежей в порядке проведения расчетов

7. имущественная ответственность. Данный принцип заключается в том, что нарушения договорных обязательств в области безналичных расчетов влекут за собой возможность применения гражданско-правовой ответственности в форме возмещения убытков, уплаты неустойки (ГК РФ Гл. 25. Ст. 395).

Безналичные расчеты проводятся на основании расчетных документов установленной формы и с соблюдением соответствующего документооборота.




В зависимости от вида расчетных документов, способа платежа и организации документооборота в банке, плательщиков и получателей средств различают следующие основные формы безналичных расчетов:

  1. Расчеты платежными поручениями

  2. Аккредитивная форма расчетов

  3. Расчеты чеками

  4. Расчеты платежными требованиями поручениями

Разнообразие применяемых форм расчетов и принципы выбора той или иной формы расчетов при заключении договоров и сделок зависят от конкретной экономической ситуации в стране, и претерпевают значительные изменения при проведении реформ в хозяйственной сфере.

Выбор формы расчетов в основном определяется:

характером хозяйственных связей между контрагентами;

особенностью поставляемой продукции и условиями ее приемки;

местонахождением сторон сделки;

способом транспортировки грузов;

финансовым положением юридических лиц

Банк должен рекомендовать клиентам руководствоваться при установлении форм расчетов следующими принципами:

  1. необходимостью максимального ускорения расчетов,

  2. упрощения документооборота,

  3. исключения встречного перераспределения средств между контрагентами

Расчеты платежными поручениями являются самой распространенной формой безналичных расчетов.

Платёжное поручение — это распоряжение владельца счёта (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчётным документом, перевести определённую денежную сумму на счёт получателя средств, открытый в этом или другом банке. 

Платежные поручения действительны в течение десяти дней со дня их выписки (день выписки при этом в расчет не берется) и принимаются от плательщика к исполнению только при наличии средств на счете, если иное (получение ссуды для совершения платежа) не оговорено между банком и владельцем счета.

поставщик

покупатель

1

2

4

Банк покупателя

Банк поставщика

3





Рис. 16.1 расчеты платежными поручениями при последующей оплате товаров (услуг)



0 – заключение договора

1 – поставка товара

2 – передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя

3- перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя (поставщика)

4 – сообщение поставщика о зачислении средств на его банковский счет

1

поставщик

покупатель

5

2

4

Банк покупателя

Банк поставщика

3





Рис.16.2 расчеты

платежными поручениями при предварительной оплате товаров

1 – заключение договора о поставке товара с предварительной оплатой

2 – передача платежного поручения в банк и списание средств со счета покупателя

3- перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет получателя

4 – сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет

5 – поставка товаров (оказание услуг)

При равномерных (постоянных) поставках между поставщиком и покупателем расчеты могут осуществляться в порядке плановых платежей на основании договоров, соглашений с использованием в расчетах платежных поручений.


При этом поставщик по условиям договора берет на себя обязательства отгружать продукцию покупателю в установленных размерах и в определенные сроки, исходя из самостоятельного графика поставщика.

Покупатель обязуется в сроки, определенные договором, производить плановые платежи, исходя их планового объема поставок и периодических платежей.

При переходе на расчеты плановых платежей стороны сделки направляют в обслуживающие их банки копии соглашений с реквизитами контрагента сделки с указанием длительности расчетных периодов, сроков перечисленных платежей, указанием счетов, с которых будут производиться платежи, и на которые будут зачисляться средства, сроки выверки и порядок завершения расчетов.

Ежемесячно проверяется правильность осуществления плановых платежей, их соответствие стоимости фактически отгруженной продукции или оказании услуг, один из участников сделки, определенной договором, контролирует расчетные отношения.

Обязательным условием успешного применения данной формы расчетов являются стабильное финансовое состояние и высокая теснота связей между участниками сделки.

Аккредитивная форма расчетов

Сфера применения аккредитивной формы расчетов недостаточно широка, ее удельный вес в структуре форм безналичных расчетов относительно невелик, но стабилен как в условиях административно-командной экономики, так и рыночной.


Сущность аккредитивной формы расчетов состоит в том, что плательщик

поручает обслуживающему его банку произвести за счет средств, предварительно депонированных на счете, либо под гарантию банка оплату

товарно-материальных ценностей по месту нахождения получателя

средств на условиях, предусмотренных плательщиком в заявлении на

открытие аккредитива.

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство банка, выдаваемое им по поручению клиента в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие платежи при условии предоставления им документов, предусмотренных в аккредитиве.



поставщик

покупатель

5

2

4

6

8

Банк покупателя

Банк поставщика

3

7



Рис.16.3 аккредитивная

форма расчетов с предварительным депонированием средств

1 – заключение договора с использованием аккредитивной формы расчетов с предварительным депонированием средств на отдельным счете в банке

2 – передача в банк заявления на открытие аккредитива, платежного поручения о депонировании средств, а затем списание средств со счета покупателя

3 – перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет «аккредитивы»

4 - сообщение поставщику об открытии аккредитива

5 – поставка товара (оказание услуг)

6 – передача в банк поставщика расчетных документов, подтверждающих отгрузку товаров или оказание услуг в соответствии с договором, и списание средств со счета «аккредитивы» и зачисление средств на счет поставщика


7 – сообщение об использовании аккредитива, направленное в банк покупателя

8 – сообщение покупателю об использовании аккредитива

В соответствии с положением «О безналичных расчетах» в России могут открываться следующие виды аккредитивов:

  1. Покрытые (депонированные)

  2. Непокрытые (гарантированные)

  3. Отзывные

  4. Безотзывные

Покрытыми (депонированными) считаются аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет собственные средства плательщика или предоставляет ему кредит в распоряжение банка –поставщика (исполняющий банк) на весь срок действия обязательства банка-эмитента.

Непокрытый аккредитив может открываться в исполняющем банке (банке поставщика) путем предоставления ему права списывать всю сумму аккредитива с ведущегося у него счета банка-эмитента.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен (онулирован) без согласия поставщика, в пользу которого он был открыт.

В РФ аккредитив может быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком и не может быть переадресован. Выплата с аккредитива наличными деньгами не допускается.

Поставщик может досрочно отказаться от использования аккредитива в пользу расчетов чеками.

Расчеты чеками

При расчетах чеками владелец счета (чекодатель) дает письменное распоряжение банку, выдавшему расчетные чеки, уплатить определенную сумму денег, указанную в чеке, получателю средств (чекодержателю).

Чеки используются физическими и юридическими лицами, однако, не допускаются расчеты чеками между физическими лицами. Допускается прием чеков во вклады граждан, на их лицевые счета в банках на условиях, определенных банком-эмитентом или банком-корреспондентом.



3



поставщик

покупатель

1



4

2



банк





Рис.16.4. расчеты чеками

1-покупатель направляет заявление в банк на выдачу чековой книжки

2-банк выдает чековую книжку или разовый чек покупателю

3-отгрузка товаров или оказание услуг

3а-оплата товаров чеками

4-поставщик предъявляет чек в банк к оплате, и последний списывает средства со счета покупателя и зачисляет их счет поставщика

Клиринг (зачет взаимных требований)

Все платежи в экономике осуществляются в двух формах:

  1. Валовые расчеты

  2. В форме клиринга

Валовые расчеты – это платежи по каждой отдельной сделке.

Такая форма расчетов имеет следующие недостатки:

  1. Требуется большой объем денежных затрат

  2. Увеличиваются трудозатраты и расходы на ведение дел

Расчеты на основе зачета взаимных требований одновременно снижают объем оборотных средств и расходы на ведение дела.

Клиринг применяется между организациями, которые совершают между собой встречные сделки (2 брокера на бирже, которые покупают или продают друг другу ценные бумаги клиентов). В один день несколько встречных сделок.

В рамках клиринга в установленный срок расчетов 10 рабочих дней подсчитывается сальдо (итог) платежей и проводится платеж по остатку сальдо, а не по всей сумме.


Постоянно действующие периодические расчеты по сальдо производятся обычно 1 раз в 10 дней между двумя хозяйствующими организациями на основе встречных примерно равных поставок.

Разовые зачеты взаимных требований между двумя юр лицами осуществляются в том случае, когда одна сторона при совершении платежа в пользу другой стороны имеет к ней встречное требование и претензии. Такие расчеты могут осуществляться через специально создаваемые клиринговые палаты или центры.

Акцептная форма расчетов (расчеты платежными требованиями-поручениями)

Суть таких расчетов состоит в том, что получатель средств предоставляет в обслуживающий его банк на инкассо расчетный документ, содержащий требования к плательщику об уплате получателю определенной суммы через банк.

Акцепт означает согласие плательщика на оплату платежных документов.

Различают положительный и отрицательный акцепты.

Положительный акцепт – предполагает письменное уведомление банку плательщика о согласии на оплату. Отсутствие такого уведомления о согласии на оплату в течение определенного срока означает отказ от акцепта.

При отрицательном акцепте молчание плательщика в течение определенного срока трактовалось как согласие на оплату, а отказ от акцепта оформляется письменно.

Предварительный акцепт, как правило, положительный, если такой порядок предусмотрен условиями договора в качестве санкций к неаккуратному плательщику.

Расчеты платежными требованиями - поручениями

Представляет собой требование поставщика к покупателю оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетов и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг и поручений плательщика списать средства с его счета.



1

поставщик

покупатель

5

2

3



Банк поставщика

Банк покупателя



4





Рис.16.5 расчеты платежными

требованиями-поручениями

1-поставка товаров, услуг

– передача платежного требования-поручения в банк покупателя

2- расчетные документы передаются покупателю для акцепта

3-акцептированные расчетные документы возвращаются в банк, где производится списание средств со счета покупателя

4-перевод средств в банк поставщика и зачисление средств на счет поставщика

5-сообщение поставщику о зачислении средств на его банковский счет