Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3397
Скачиваний: 63
правило, ведётся одиночными самолётами или парами.
По
мимо с
n
е
ц
иал
ьных самолётов, разведку могут вести
т
а
кж
е
штурмовики, бомбард,ировшики и истребители.
§
13. Боевые
средства
авиации и
их
назначение. К
основ
ным боевым средствам
п
ор
а
жен
ия
в
а
в
иа
ц
и
и относятся
авиационные
бомбы, пуш�и. пулемёты, торпеды, мины
н
специальные снаряды.
Авиационю�Jе
бомбы по своему назначению по
д
ра
зд
е
ляются на фуГасные,
о
с
к
о
л
оч
ны
е
,
бронебойные, б
е
т
о
ноб
о
й
ные, зажигательные
и
специальные (
о
свет
ит
е
л
ьны
е
, дымо-
вые ·и др.).
·
Фу г а сн ы
е б
о м
б ы. бывают весом от
50
кг
и более.
Тяжёлые
бомбы предназначаются для
р
а
з
р
у
ш
е
н
и
я
больших
сооружений,
желе�нодорожных
с
т
а
н
ц
и
й
,
мостов, заводов.
Бомбы мел�их к
а
ли
б
р
ов применяются для
уничтожения
живой силы и техниюи противника, тан.ков, артиллерии,
железнодорожных
эшелонов и
р
а
з
р
у
ш
ени
я
оборонительных
сооружений полевого типа.
Фугасные бомбы производят
разрушен·ия гЛавным
о
б
р
а
з
о
·
м
�илой
в
з
р
ывн
о
й
волны. Суше
ствуют та·кже
ос
к
о
л
о
ч
н
о
-
ф
у
г
а
сн
ы
е
бо•мбы,
которы-е наряду
с
фугасным
д
ей
ст
в
ие
м
дают прн р
а
з
р
ыв
е мног·о
оскuЛI<ОВ.
О
с к о л о ч н
ы е б о м бы весом от
0,5
кг
и более пред-.
назначаются для по
р
а
ж
Р н
и
я
г
л
а
в
ны
м
обр
аз
о
м
живой силы
я
техники, находящихся вне укрытий. Они дают при взрыве
большое количество мелких осколков, которыми надёжно
поражаются цели
в радиус-е до
25
.м.
Б
р о н е б
о
й н ы е и
б
е
т о
н
о
б
о
й
н
ы
е б о
м
б
ы при
меняются для разрушения же
л
е
з
о
б
е
т
о
н
н
ы
х
и
б
р
о
н
и
ро
в
ан
ных сооружений,
больших мостов
и
для потопления круп
ных кораблей флота. Вес
их
-
от 100
кг
и более. Эти
бомбы
имеют
утолшённый
к
ор
п
ус
и
го.повную
часть,
сде
ланную из
п
р
о
ч
н
оr
о
мета.пла, что даёт им возможность
пробивать
т
в
ё
р
д
ь
lе материалы и разрушать их.
3
а ж и г
а
т
е ль н ы
е
б
о м
бы
предна1начаются
для
зажигания вое
н
н
ы
х
объектов, лесов, насе.пённых
п
ункт
о
в
,
за·нятых войсками,
складов
и
т.
д.
Эти
бомбы сбрасываются
одновременно в
большом
к
о
л и ч е
с
т
в
е
для
с
о
зд
а
н
и
и много
численных очагов пожара.
С
н
а
р
я
ж
а
ю
т
ся они
зажигателц
ным составом, соз
д
а
ю
ши
м
при горении
высокие темпер
а
туры. По ·весу это
преимущественно небuльшflе бомбы,
ве·
сом
от
1
кг и
б
о
л
е
е.
О
с в е
т
и т е
.11 ь н
ы е
б
о
м
б ы
и
б о м б ы
д
л я н о ч·
ного
фо т огр аф и р о вания
применяются
для оеве
шения
целей
при
ночном
б
о
м
б
u
м
е
та нии и
ноtшой разведке.
Осветительная бомба, сброшенная
с
само.ттёта,
загорается
в воздухе и, медJtенно опускаясь на парашюте, освещает
местность в течение н�скольких минут
д
ы м
о в ы
е
б о м
б ы
предназначЕ>ны для создан·ия ды
мовых завес
с целью
затруднить ведение противником nри
nельного огня. Облако дыма, образованное юрывом бомбы,
держится до
15.
минут (в зависимости от ветра). Вес этих
бомб- до
50
кг.
Кроме nеречисленных бомб,
в
ряде стран разрабатыва
ются
образцы бомб, опыты
с
которыми производились
ещё
в конце второй мировой войны.
В конце второй мировой войны американпы применили
а
т
о м н ы е
б о м
б
ы,
сбросив
их
на
японские
города.
Атомная бомба представляет собой оружие массового уни
чтожения мирного насе.�ения и разрушения городов, яв
ляясь в руках американо-английских поджигателей войны
оружием агрессы1. Советский Союз, несмотря �1а то, что он
владеет атомным оружием: ведёт настойчивую
борьбу
за
залрешение этого вида оружия.
В
3ависимости
от типа самолёта
и
калибра бомб са-мо
лёт можt>т поднимать от одной до •не-скольки•х сотен
бuмб.
Сбрасывание бомб
с
самолёта
может
производиться
залпом (все бомбы одновременно) или серийно (по одной
или по нескальку бомб с определёнными интервалами),
с больших
и
малых высот, а
с по:.юшью
спепиальных прине
лов -и вне види•моспt земли (из-за облаков, ноч•ью и
т.
д.).
Взрыв
авиационной
бомбы
происходит
от
действия
взрывателя. Взрыватели бьтвяют мгновенного, дистанцион
ного
или замедJtен
н
ого действия.
Взрыватели мгновенного действия срабатывают немед
ленно после соприкосновения бомбы с препятствием, взры
ватели дистянпионного действия производят взрыв бомбы
в
воздухе
на
устяновленной высоте (дистанu:Ии).
Взрыватели замедленного дейсrвия позволяют произве
сти
взрыв бомбы через некоторое время после
е�
падения
(от
сотых долей секунды
до
нескольких часов).
ПУшк и
и
п у л
а м
ё
т
ь1
самол�тов бывают разли!f
ных
систем и калибров. Наиболее распростран�нный калибр
авиационных пушек- от
20
до
37
мм,
пулемётов- от
7,62
до
lf) мм.
.
дJtя
стрельбы из авиационных пушек и пулемётов при
�
Р�яются различные специальные пули и снаряды:
броне-
оино-зажигатет,ные,
трасси-
рующие
и
другие.
·
б7
Специальные дымовые авиационные приqоры ПР,една
значаются для постановки дымовых завес с целью прикры
тия дымом военных объектов или войск. Эти приборы
в виде баллонов снаряжаются дымаобразующим веще
ством, которое, вьшиваясь в воздухе, образует дым. Дымо
вые завесы ставятся авиацией с малых высот.
Кроме указанных боевых средств, авиацией некоторых
капиталис1'ических стран применялись отравляющие веще
ства, которые выливались или разбрызгивались из специ
альных приборов; кроме того, применялись
химичео�ие
авиационные бомбы.
Злейшие враги всего прогрессивного человечества -
американские
интервенты,- ведя
захватническую
·
войну
в Корее, применяли в массовом масштабе бактериологиче
ское оружие против геройческого корейского народа, бо
ровшегося за свободу и независимость своей родины. Грубо
нарушая международные соглашения, запрещающие при
менение этого вида оруж,ия, так же как и отравляющих
веществ, американс�ие интервенты разбрасывали с само
лётов насекомых, заражённых смертоносными бактериЯми.
§
14.
Вз�имное опознавание наземных войск и самолё
тов. Способы целеуказания и связи.
Взаимное опознавание
наземных войск и самолётов, целе)'lказание и связь явля
ются непременными условиями организации
взаимодей-
ствия между ними.
·
Особо важное значение этот вопрос приобретает при
действиях авиации
R
условиях плохой ви;щмости, ночью,
nри полё11ах на больших высотах, а такж·е при деЙIСтВiиях
авиации вблизи своих войок. Для обеспечения согласован
ных действий в этих условиях устанавливаются сигналы
взаимодействия.
Основным средством
надёжного
взаимодействия яв
ляется радиосвязь, но она должна дополняться
1И
дублиро
ваться другими средствами.
Необходимо, чтобы наземные войска при появлении
на
шей авиации обозначали свой передний край и свои пере
довые части ракетами, трассирующими пулями, дымами
установленного цвета, полотнищами, кострами, фонарями
и другими сигналами, отчётливо видимыми с самолёта.
Танки, самоходно-ар11иллерийские установки,
автомобили
могут, кроме того, обозначать себя путём накрашивания
или выкладывания на верхних поверхностях установленных
отличительных знаков.
Для опознавания своих самолётов служат опознаnатель
ные знаки. Кроме того, самолёты подают установленные
сигналы по радио, ракетами, миганиями борт-огней, поса
дочной фарой, пок�чиванием
с
·kрыла на крьшо и другими
движениями саvмолета.
v
v
Показ uелеи, подлежащих поражению нашеи авиациеи,
наземные войска обычно осуществляют стрельбой дымо
выми снарядами, трассирующими снарядами и пулями
в направлении uели, а также подачей сигналов
щ>
радио.
Взаимное опознавание, uелеуказание и связь будут на
дёжными, если установленные сигналы будут чётко знать и
выполн-ять как лётчики, так и наземные войска. Кроме
того, наземные войска обязаны твёрдо знать типы своих
самолётов, самолётов , противника и их отличительные· при
знаки.
§
15.
Государственные опознавательные знаки и отличи
тельные признаки сам.олётов
СССР
и зарубежных стран.
Для того чтобы опознать зрением тип самолёта и устано
вить его принадлежность, необходимо прежде всего знать
государственные
опознавательные
знаки и характерные
внешние признаки самолётов.
Государственные опознавательные знаки обычно изо
бражаются сбоку фюзеляжа, на крыльях и хвосте само
лёта (см. приложение
1).
Рассмотреть их можно только
с
небольших
расстояний:
невооружённым
глазом-до
1
км, с
п·омощью бИJнокля -до
2-3
км.
Поэтому принад
"'lежность самолёта легче определить по его типу, а тип
самолёта определяется по его конструктивным особенно
стям или характерным внешним признакам. Силуэты само
Jiётов Боенно-воздушных сил СССР показаны на рис.
54,
55
и
56.
При наблюдении спереди. можно рассмотреть, как
у
са
молёта расположены крылья -низко, посредине фюзеляжа
или над фюзеляжем, горизонтально или под углом, а также
установить число двигателей. По количеству двигателей
м9жно лег.ко отличить самолёт-бомбард:ировщик от само
J/ета-истребителя, имеющего, как правило, один двигатель.
При наблюдении сбоку видны очертания вертикального
хвостового оперения, форма носовой части самолёта- на
сколько она выступает; можно рассмотреть очертания дви·
гателя (с тупым или заострённым носом).
Когда самолёт проходит над наблюдателем, отличитель
ные
признаюи самолёта видны более отчётливо. Можно
установить очертация крыльев, горизонтального хвостового
59
Рис. 54. С
и
луэт самолёта- ре
активного
бомбардировщика
Рис. 55. С
и
луэт
самолёта
реактивного истребит�ля
•
оперения,
количество
и
форму двигателей; разгля
деть оrюзнавательные зна
ки
на нижних
nоверхно
стях крыльев (если nозво
ляет высота полёта само
лёта).
Когда самолёт уходит
от
наблюдателя,
легко
определить форму хвосто
вого
о перен
и
я и
количе
ство
рулей
наnравления
(
один или два).
Наблюдение
в
такой
последоват·ельности
даёт
возмож.ность
установить
хара•ктерные признаки ле
тящих самолё'ГО'В
и
оnо
знать
их
тип.
С:1луэты
самоJJётов
иностранных армий поока
заны на рис.
57
и
58.
Рис. 56. СиJiуэт
самолёта
штурмовика