Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3397

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

правило,  ведётся  одиночными  самолётами  или  парами. 

По­

мимо  с

n

е

ц

иал

ьных  самолётов,  разведку  могут  вести 

т

а

кж

е 

штурмовики,  бомбард,ировшики  и  истребители. 

§ 

13.  Боевые 

средства 

авиации  и 

их 

назначение.  К 

основ­

ным  боевым  средствам 

п

ор

а

жен

ия 

в 

а

в

иа

ц

и

и  относятся 

авиационные 

бомбы,  пуш�и.  пулемёты,  торпеды,  мины 

н 

специальные  снаряды. 

Авиационю�Jе 

бомбы  по  своему  назначению  по

д

ра

зд

е

­

ляются  на  фуГасные, 

о

с

к

о

л

оч

ны

е

бронебойные,  б

е

т

о

ноб

о

й

­

ные,  зажигательные 

и 

специальные  (

о

свет

ит

е

л

ьны

е

,  дымо-

вые  ·и  др.). 

· 

Фу г а  сн ы 

е  б 

о м 

б ы.  бывают  весом  от 

50 

кг 

и  более. 

Тяжёлые 

бомбы  предназначаются  для 

р

а

з

р

у

ш

е

н

и

я 

больших 

сооружений, 

желе�нодорожных 

с

т

а

н

ц

и

й

мостов,  заводов. 

Бомбы  мел�их  к

а

ли

б

р

ов  применяются  для 

уничтожения 

живой  силы  и  техниюи  противника,  тан.ков,  артиллерии, 

железнодорожных 

эшелонов  и 

р

а

з

р

у

ш

ени

я 

оборонительных 

сооружений  полевого  типа. 

Фугасные  бомбы  производят 

разрушен·ия  гЛавным 

о

б

р

а

з

о

·

м 

�илой 

в

з

р

ывн

о

й 

волны.  Суше­

ствуют  та·кже 

ос

к

о

л

о

ч

н

о

-

ф

у

г

а

сн

ы

е 

бо•мбы, 

которы-е  наряду 

с 

фугасным 

д

ей

ст

в

ие

м 

дают  прн  р

а

з

р

ыв

е  мног·о 

оскuЛI<ОВ. 

О 

с к о л о ч н 

ы е  б о м бы  весом  от 

0,5 

кг 

и  более  пред-. 

назначаются  для  по

р

а

ж

Р н

и

я 

г

л

а

в

ны

м 

обр

аз

о

м 

живой  силы 

я 

техники,  находящихся  вне  укрытий.  Они  дают  при  взрыве 

большое  количество  мелких  осколков,  которыми  надёжно 

поражаются  цели 

в  радиус-е  до 

25 

.м. 

Б 

р о н е б 

о 

й н ы е  и 

б 

е 

т о 

н 

о 

б 

о 

й 

н 

ы 

е  б о 

м 

б 

ы  при­

меняются  для  разрушения  же

л

е

з

о

б

е

т

о

н

н

ы

х 

и 

б

р

о

н

и

ро

в

ан­

ных  сооружений, 

больших  мостов 

и 

для  потопления  круп­

ных  кораблей  флота.  Вес 

их 

-

от  100 

кг 

и  более.  Эти 

бомбы 

имеют 

утолшённый 

к

ор

п

ус 

и 

го.повную 

часть, 

сде­

ланную  из 

п

р

о

ч

н

оr

о 

мета.пла,  что  даёт  им  возможность 

пробивать 

т

в

ё

р

д

ь

lе  материалы  и  разрушать  их. 

а  ж  и  г 

а 

т 

е ль н ы  

е 

б 

о м 

бы 

предна1начаются 

для 

зажигания  вое

н

н

ы

х 

объектов,  лесов,  насе.пённых 

п

ункт

о

в

за·нятых  войсками, 

складов 

и 

т. 

д. 

Эти 

бомбы  сбрасываются 

одновременно  в 

большом 

к

о

л и ч е

с

т

в

е 

для 

с

о

зд

а

н

и

и  много­

численных  очагов  пожара. 

С

н

а

р

я

ж

а

ю

т

ся  они 

зажигателц­

ным  составом,  соз

д

а

ю

ши

м 

при  горении 

высокие  темпер

а

­

туры.  По  ·весу  это 

преимущественно  небuльшflе  бомбы, 

ве· 

сом 

от 

кг  и 

б

о

л

е

е. 

О 

с в е 

т 

и т е 

.11  ь  н 

ы е 

б 

о 

м 

б  ы 

и 

б  о  м  б  ы 

д 

л  я  н  о  ч· 

ного 

фо т огр аф и р о вания 

применяются 

для  оеве­

шения 

целей 

при 

ночном 

б

о

м

б

u

м

е

та нии  и 

ноtшой  разведке. 


background image

Осветительная  бомба,  сброшенная 

с 

само.ттёта, 

загорается 

в  воздухе  и,  медJtенно  опускаясь  на  парашюте,  освещает 

местность  в  течение  н�скольких  минут 

д 

ы  м 

о  в  ы 

е 

б  о  м 

б  ы 

предназначЕ>ны  для  создан·ия  ды­

мовых  завес 

с  целью 

затруднить  ведение  противником  nри­

nельного  огня.  Облако  дыма,  образованное  юрывом  бомбы, 

держится  до 

15. 

минут  (в  зависимости  от  ветра).  Вес  этих 

бомб- до 

50 

кг. 

Кроме  nеречисленных  бомб, 

в 

ряде  стран  разрабатыва­

ются 

образцы  бомб,  опыты 

с 

которыми  производились 

ещё 

в  конце  второй  мировой  войны. 

В  конце  второй  мировой  войны  американпы  применили 

а 

т 

о  м н  ы  е 

б  о  м 

б 

ы, 

сбросив 

их 

на 

японские 

города. 

Атомная  бомба  представляет  собой  оружие  массового  уни­

чтожения  мирного  насе.�ения  и  разрушения  городов,  яв­

ляясь  в  руках  американо-английских  поджигателей  войны 
оружием  агрессы1.  Советский  Союз,  несмотря  �1а  то,  что  он 
владеет  атомным  оружием:  ведёт  настойчивую 

борьбу 

за 

залрешение  этого  вида  оружия. 

В 

3ависимости 

от  типа  самолёта 

и 

калибра  бомб  са-мо­

лёт  можt>т  поднимать  от  одной  до  •не-скольки•х  сотен 

бuмб. 

Сбрасывание  бомб 

с 

самолёта 

может 

производиться 

залпом  (все  бомбы  одновременно)  или  серийно  (по  одной 

или  по  нескальку  бомб  с  определёнными  интервалами), 
с  больших 

и 

малых  высот,  а 

с  по:.юшью 

спепиальных  прине­

лов  -и  вне  види•моспt  земли  (из-за  облаков,  ноч•ью  и 

т. 

д.). 

Взрыв 

авиационной 

бомбы 

происходит 

от 

действия 

взрывателя.  Взрыватели  бьтвяют  мгновенного,  дистанцион­

ного 

или  замедJtен 

н 

ого  действия. 

Взрыватели  мгновенного  действия  срабатывают  немед­

ленно  после  соприкосновения  бомбы  с  препятствием,  взры­

ватели  дистянпионного  действия  производят  взрыв  бомбы 

в 

воздухе 

на 

устяновленной  высоте  (дистанu:Ии). 

Взрыватели  замедленного  дейсrвия  позволяют  произве­

сти 

взрыв  бомбы  через  некоторое  время  после 

е� 

падения 

(от 

сотых  долей  секунды 

до 

нескольких  часов). 

ПУшк и 

и 

п у л  

а  м 

ё 

т 

ь1 

самол�тов  бывают  разли!f­

ных 

систем  и  калибров.  Наиболее распростран�нный калибр 

авиационных  пушек- от 

20 

до 

37 

мм, 

пулемётов- от 

7,62 

до 

lf)  мм. 

дJtя 

стрельбы  из  авиационных  пушек  и  пулемётов  при­

Р�яются  различные  специальные  пули  и  снаряды: 

броне-

оино-зажигатет,ные, 

трасси-

рующие 

и 

другие. 

· 

б7 


background image

Специальные  дымовые  авиационные  приqоры  ПР,една­

значаются  для  постановки  дымовых  завес  с  целью  прикры­
тия  дымом  военных  объектов  или  войск.  Эти  приборы 
в  виде  баллонов  снаряжаются  дымаобразующим  веще­
ством,  которое,  вьшиваясь  в  воздухе,  образует  дым.  Дымо­
вые  завесы  ставятся  авиацией  с  малых  высот. 

Кроме  указанных  боевых  средств,  авиацией  некоторых 

капиталис1'ических  стран  применялись  отравляющие  веще­
ства,  которые  выливались  или  разбрызгивались  из  специ­
альных  приборов;  кроме  того,  применялись 

химичео�ие 

авиационные  бомбы. 

Злейшие  враги  всего  прогрессивного  человечества  -

американские 

интервенты,- ведя 

захватническую 

· 

войну 

в  Корее,  применяли  в  массовом  масштабе  бактериологиче­
ское  оружие  против  геройческого  корейского  народа,  бо­
ровшегося  за  свободу  и  независимость  своей  родины.  Грубо 
нарушая  международные  соглашения,  запрещающие  при­
менение  этого  вида  оруж,ия,  так  же  как  и  отравляющих 
веществ,  американс�ие  интервенты  разбрасывали  с  само­

лётов  насекомых,  заражённых  смертоносными  бактериЯми. 

§ 

14. 

Вз�имное  опознавание  наземных  войск  и  самолё­

тов.  Способы  целеуказания  и  связи. 

Взаимное  опознавание 

наземных  войск  и  самолётов,  целе)'lказание  и  связь  явля­
ются  непременными  условиями  организации 

взаимодей-

ствия  между  ними. 

· 

Особо  важное  значение  этот  вопрос  приобретает  при 

действиях  авиации 

условиях  плохой  ви;щмости,  ночью, 

nри  полё11ах  на  больших  высотах,  а  такж·е  при  деЙIСтВiиях 

авиации  вблизи  своих  войок.  Для  обеспечения  согласован­
ных  действий  в  этих  условиях  устанавливаются  сигналы 
взаимодействия. 

Основным  средством 

надёжного 

взаимодействия  яв­

ляется  радиосвязь,  но  она  должна  дополняться 

1И 

дублиро­

ваться  другими  средствами. 

Необходимо,  чтобы  наземные  войска  при  появлении 

на­

шей  авиации  обозначали  свой  передний  край  и  свои  пере­
довые  части  ракетами,  трассирующими  пулями,  дымами 

установленного  цвета,  полотнищами,  кострами,  фонарями 

и  другими  сигналами,  отчётливо  видимыми  с  самолёта. 
Танки,  самоходно-ар11иллерийские  установки, 

автомобили 

могут,  кроме  того,  обозначать  себя  путём  накрашивания 
или  выкладывания  на  верхних  поверхностях  установленных 

отличительных  знаков. 


background image

Для  опознавания  своих  самолётов  служат опознаnатель­

ные  знаки.  Кроме  того,  самолёты  подают  установленные 
сигналы  по  радио,  ракетами,  миганиями  борт-огней,  поса­
дочной  фарой,  пок�чиванием 

с 

·kрыла  на  крьшо  и  другими 

движениями  саvмолета. 

Показ  uелеи,  подлежащих  поражению  нашеи  авиациеи, 

наземные  войска  обычно  осуществляют  стрельбой  дымо­
выми  снарядами,  трассирующими  снарядами  и  пулями 
в  направлении  uели,  а  также  подачей  сигналов 

щ> 

радио. 

Взаимное  опознавание,  uелеуказание  и  связь  будут  на­

дёжными,  если  установленные  сигналы  будут  чётко  знать  и 

выполн-ять  как  лётчики,  так  и  наземные  войска.  Кроме 

того,  наземные  войска  обязаны  твёрдо  знать  типы  своих 
самолётов,  самолётов  , противника  и  их  отличительные·  при­
знаки. 

§ 

15. 

Государственные  опознавательные  знаки  и  отличи­

тельные  признаки  сам.олётов 

СССР 

и  зарубежных  стран. 

Для  того  чтобы  опознать  зрением  тип  самолёта  и  устано­
вить  его  принадлежность,  необходимо  прежде  всего  знать 
государственные 

опознавательные 

знаки  и  характерные 

внешние  признаки  самолётов. 

Государственные  опознавательные  знаки  обычно  изо­

бражаются  сбоку  фюзеляжа,  на  крыльях  и  хвосте  само­

лёта  (см.  приложение 

1). 

Рассмотреть  их  можно  только 

с 

небольших 

расстояний: 

невооружённым 

глазом-до 

км,  с 

п·омощью  бИJнокля -до 

2-3 

км. 

Поэтому  принад­

"'lежность  самолёта  легче  определить  по  его  типу,  а  тип 

самолёта  определяется  по  его  конструктивным  особенно­
стям  или  характерным  внешним  признакам.  Силуэты  само­
Jiётов  Боенно-воздушных  сил  СССР  показаны  на  рис. 

54, 

55 

и 

56. 

При  наблюдении  спереди.  можно  рассмотреть,  как 

у 

са­

молёта  расположены  крылья -низко,  посредине  фюзеляжа 

или  над  фюзеляжем,  горизонтально  или  под  углом,  а  также 

установить  число  двигателей.  По  количеству  двигателей 

м9жно  лег.ко  отличить  самолёт-бомбард:ировщик  от  само­

J/ета-истребителя,  имеющего,  как  правило,  один  двигатель. 

При  наблюдении  сбоку  видны  очертания  вертикального 

хвостового  оперения,  форма  носовой  части  самолёта- на­

сколько  она  выступает;  можно  рассмотреть  очертания  дви· 

гателя  (с  тупым  или  заострённым  носом). 

Когда  самолёт  проходит  над  наблюдателем,  отличитель­

ные 

признаюи  самолёта  видны  более  отчётливо.  Можно 

установить  очертация  крыльев,  горизонтального  хвостового 

59 


background image

Рис.  54.  С

и

луэт  самолёта- ре­

активного 

бомбардировщика 

Рис.  55.  С

и

луэт 

самолёта­

реактивного  истребит�ля 

• 

оперения, 

количество 

и 

форму  двигателей;  разгля­

деть  оrюзнавательные  зна­

ки 

на  нижних 

nоверхно­

стях  крыльев  (если  nозво­

ляет  высота  полёта  само­

лёта). 

Когда  самолёт  уходит 

от 

наблюдателя, 

легко 

определить  форму  хвосто­

вого 

о перен

и

я  и 

количе­

ство 

рулей 

наnравления 

(

один  или  два). 

Наблюдение 

в 

такой 

последоват·ельности 

даёт 

возмож.ность 

установить 

хара•ктерные  признаки  ле­

тящих  самолё'ГО'В 

и 

оnо­

знать 

их 

тип. 

С:1луэты 

самоJJётов 

иностранных  армий  поока­

заны  на  рис. 

57 

и 

58. 

Рис.  56.  СиJiуэт 

самолёта­

штурмовика