Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3416

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

13итнся  к 

йх  унйчтожению.  Ко

ма

н

д

и

р  отделения,  обнаружйв 

подг

о

т

о

в

к

у 

,к 

атаке  танков  противника, 

д

о

л

же

н  немедленно 

с

о

о

бш

и

ть  об  этом  старшему  начальнику,  а  при 

н

е

об

х

о

ди

­

мос'J1и 

п

о

с

та

в

и

т

ь 

в 

известность 

командира 

танка 

(

с

амо

­

ходно-артиллермйской 

установки), 

находящегося 

•на 

позиции 

Рис.  45, 

Примерная  толщина  брони  средних  и 

тяжёлых 

танков 

вбл1изи  п

о

зи

ц

и

и 

стрелкового 

о

т

д

е

ле

н

и

я

и 

уто

ч

н

и

т

ь 

з

а

д

а

ч

у 

по 

отражению  танков  в  соответствии  с 

конкретно  сложи

в

­

шейся  обстановкой. 

Рис.  46. 

�1язвимые  места  танков: 

1- ходовая 

часть; 

2- веити!lиторы 

и 

жалю"и; 

ii-

кормовая  броня; 

4-

• 

рыша;  5- погон  башн.t; 

б-

ствол 

11ушьи;  7-

смотровые  приборы 

Борьба  стрелкового  подразделения 

с 

т

а

н

к

а

м

и 

против­

ника 

б

у

д

е

т 

успешной,  если  личный  состав  действует  см

е

л

о 

и 

решительно,  хорошо  знает  уязвимые  места  танков  про-

46 


background image

тивника 

и 

в  совершенстве  владеет  средствам,!! 

борьбьt 

с 

ними.  Это  подтверждает  и  опыт  Вели�ой  Отечественной 

войны.  Подвиг  двадцати  восьми  гвард�ицев  - воинов  ди­

визии 

которой  командовал  генерал  IПанфилов,  - вошёJI 

в  зол

той 

фонд 

истории  нашей  Советской  Армии.  В  ноябре 

1941 

г. 

гвардейцы-паифиловцы 

занимали  оборону 

под 

Москвой 

у 

железнодорожного  разъезда  Дубосеково.  Про­

тив  них  немцы  бросили  в  бой 

20 

танков.  Бой  двадцати 

восьми  советских  пехо11инцев  с  двадцатью  немецкими  тан­

ками  продолжался  более 

часов.  Огнём  из  противотанко­

вых  ружей,  гранатам1и  и  бутылками  с  горючей  смесью  гвар­

дейцы' 

уничтожили 

14 

'Lанков  из 

20. 

Немцы  ввели  в  бой 

второй  эшелон,  ещё 

30 

танков,  в  том  числ'е  несколько  тяжё­

лых.  Герои-воины  вступили  в  единоборство  с  вражескими 
танками  и,  несмотря  на  неравные  силы,  не  пропус11или 
танки  врага  через  свой  рубеж. 

Этот  пример  наглядно  показывает,  что,  умело  используя 

свои  огневые  противотанковые  средства,  пехота 

может 

с  успехом  вести  борьбу  с  танками  противника. 

111. 

АВИАЦИЯ 

В  поня11ие  «авиация»  включаются  теория 

и 

прак-гика 

rтередвижения  в  воздушной  среде  летательных  аппаратов 

тяжелее  воздуха. 

Первым  исследователем,  давшим  научное  обоснование 

возможности  полёта  тел  тяжелее  воздуха,  является  ве.rш­

кий  русский  учёный  М.  В.  Ломоносов,  который  в 

1754 

г. 

построил  модель  первого  в  мире  .11етательного  аппарата 

(вертолёта).  Работы  русских  учёных 

Д. 

И. 

Менделее-ва, 

М.  А. 

Рыкачёва,  Н.  П. 

Фёдорова 

и  других  '(jоздали1 

т-еuр·еr·и­

ческую  основу  для  завоевания  воздуха  человеком. 

В 

1882 

г.  русский  учёный  и  изобретатель 

А.  Ф. 

Можай­

ский  завершил  постройку  первого в  мире са:vюлёта  (рис. 

47). 

В  период 

1882-1885 

гг. 

А.  Ф. 

Можайокий  производил 

испытаниЯ  своего  самолёта. ·При  одном  из  э11их  испытаний 

самолёт  Можайского  отделил·ся  от  земли  и  поднялся  в  воз­

дух. 

Это  был  первый  в  мире  полёт  аппарата  тяжелее  воз­

духа.  Великое  изобретение 

А.  Ф. 

Можайского  прославило 

нашу  страну  и  сделало  её  родиной  авиации.  Только  через 
двадцать  с  лишним  лет  американцы  братья  Райт  повторили 
этот  опыт. 

Всё  развитие  авиации  в  нашей  стране  шло  самостоя­

тел

ь

н

ым 

путём,  опережая  Достижения 

иностранной 

техни-

47 


background image

ческой 

мысJ!IИ. 

Исключителыtые 

заслуги  nрrtнадлежат  рус­

ским  учёным 

Н.  Е. 

Жуковскому 

и 

С. 

А. 

труды 

которых  сделали  нашу  страну 

пе-редовых  научно­

теоретических 

исследований 

в 

о

б

л

а

с

�и 

авиации,  родиной 

аэродинамики. 

Рис.  47.  Летающая  модель  самол!!та  А.  Ф.  Можайского 

Изобретение  па

р

а

ш

юта

,  автопилота,  оптического  при­

цела  и 

м

н о

ги

х 

других  приборов 

и 

аппаратов,  используемых 

в 

авиации, 

также  принадлежит  русским 

людям.  В 

н

а

ш

ей 

стране 

впервые 

б

ы

л 

построен  гидросамолёт, 

в

п

е

р

в

ы

е 

была 

осуществлена 

связь 

по 

радио 

с

а

м

о

л

ё

т

а 

с 

землёй. 

Русский  у

ч

ё

н

ы

й  К  Э. 

Циолковский  первым  разработаJl 

теорию  реактивного  движения 

и 

обосновал 

возможность 

использования  её  для  летательных  а

пп

а

р

а

т

о

в

В  да

л

ь

н

е

й

­

шем 

п

ер

в

ы

й  ра

к

е

тн

ы

й 

самолёт  был 

создан 

также  нашими 

конструкторами. 

Ещё  до  первой 

м

и

ро

в

о

й 

войны  в 

нашей 

ст

р

а

н

е 

были 

построены  многомоторные 

с

а

м

о

лё

i

ы 

«Русский 

витязь» 

и 

«Илья 

Муромец»- первенцы  тяжёлой  бомбардировочной 

8ВИ311ИИ. 

Пер

е

д

о

вы

е  русские  лётч·ики 

П.  Н.  Н

е

с

тер

ов

К.  К. 

Ар­

цеулов, 

М.  Н. 

Еф

и

мо

в

Е.  Н. 

Крутень 

и 

другие, 

работая 

над  вопросами 

боевого 

применения  авиации,  положили  на� 

ч

а

л

о  высшему  пилотажу, 

в

о

з

д

у

ш

н

о

м

у 

бою 

и 

тактике  авиа­

uии. 

Н

естер

о

в  в 

1913 

г. 

пе

р

в

ы

м 

в  мире 

практически  о

с

ущ

е

­

ствил 

на  самолёте 

петлю 

в 

в

е

р

т

и

к

ал

ь

н

ой  плоскости. 

«Пет­

лёй  Нестерова»  эта  фигура 

высшего 

пилотажа 

названа 

в 

п

а

м я

т

ь 

о  замечательном  русском  лётчике. 

Во 

время 

пер­

вой 

м

и

р

о

в

о

й  в

о

й

н

ы 

в  1914 

г. 

Н

ес

те

р

о

в 

впервые 

в  ис

т

о

ри

и 

авиации  вступил 

в 

воздушный  бой 

с 

в

ра

ж

е

с

ки

м 

самолё­

то

м

С 

твёрдой  решимостью  во  что  бы  то  ни  стало  уничто­

жить 

врага 

он 

ударом 

своего  с

ам

о

л

ё

т

а  сбил  самолёт  про-

48 


background image

ивника  но  и  сам  погиб  смертью  храбрых,  sащищая 

род­

у

ю  зе

лю.  Это  был  �ервый  в 

мире  воздушный  бой 

и  пер-

вый 

в  мире  в?

з

�ушны

и 

таран. 

в 

дальнеишем 

начали 

появляться 

самолеты-истреби­

тели,  применяемые  для  борьбы 

с 

самолётами 

противника, 

и  стали 

формироваться 

с

пециаль

ны

е 

ис

т

ре

би

т

ель

ны

е  от­

ряды.  Так  зародилась  истребительная  авиация, 

р

о

д

и

н

о

й 

ко­

торой  явилась  наша  страна. 

Однако  в  условиях 

ц

а

р

о

к

ой 

России  авиация 

должного 

развития  не  получила. 

с 

победой  Великой  Октябрьской 

социалистической  р

е

­

·

олющИи  для  нашего 

народа 

открылись 

неоrрюtиченные 

возможности 

во  всех  областях  авиационной  науюи 

и  тех­

rшки. 

Под  руководством 

Коммунистической 

п

а

р

т

и

и 

и  Совет-

::С

коrо  правительства  была 

создана  мощная  авиационная 

промышленность,  'которой  раньше 

у  нас  не 

было.  Коммуни­

'стической  партией  выращена 

замечательная 

п

л

ея

д

а  талант­

'лtивых 

конструкторов 

самолётостроения 

и 

м

о

т

о

р

о

стр

о

е

-

. ния  - Туполев,  Поликарпов, 

Петляков, 

И

л

ью

ш

и

н

Я,ковлев, 

Лавочкин,  Микоян,  Швецов, 

М

и

к

у

л

и

н

Климов  и  другие. 

Коммунистическая 

партия  вы

р

а

с

11

и

л

а 

tИ 

воспитала  заме­

чательных  советсюих  лётчиков, 

высокие  морально-боевые 

качества  которых 

известны  всему  миру. 

И

с

т

о

р

и

ч

е

с

кие  пере-

.  лёты  великого  лётчика.  f{аш�го 

времени  Валерия 

Па

в

л

о

вц

ча 

Чкалова,  выдающегося  лётчика 

М.  М. 

Г

р

о

м

о

в

а 

и 

других 

на  наших  замечательных  самолётах  п

о

каз

а

ли  всему  миру, 

что  советоюие  лётчики  летают 

дальше 

всех,  быстрее  всех 

и 

выше  всех. 

«В  Великой 

Отечественной 

войне  советского 

народа 

против 

фашистской 

Германии,- писал 

И. 

В. 

Сталин,­

наша  аниащия  с  честью  выполнила 

свой  долг 

перед  Роди­

ной»  (

П

ри

к

аз 

Верховного 

Главнокомандующего  о

т 

19 

авгу­

ста 

1945 

г. 

J\l'g 

51). 

Гордостью  нашего  народа 

явЛяются  славные 

имена 

со­

ветских  лётчиков,  героев  Великой 

Отечественной  войны 

-

Гастелло,  Талалихина, 

Супруна,  Сафонова, 

Х

а

рит

он

о

ва

Полбина,  Тимура 

Фрунзе,  Покрышева, 

братьев 

Глинка, 

Алексея 

Маресьева,  трижды  Героев  Советского 

Союза 

П

о

­

кр

ы

ш

кина 

и 

Кожедуба  ,и  многих 

других. 

§ 

11.  Рода  авиации,  их  свойства  и  назначение.  Во

е

нн

а

я 

:

виация  подразделяется  на 

бомбардировочную,  ш

т

урм

о

ву

ю, 

стре6ительную 

авиащию 

а  также  авиацию 

специального 

н

аз

н

а

ч

е

н

и

я 

(разведывате�ыiую, 

тра:нспортную,  сан

ита

рн

у

ю 

4-2322 

49 


background image

и. 

авиацию  связи).  Каждый  род  авиации  предназначается 

для  выполнения  своих  особых  задач  и имеет на вооружен,ии 

соответственно  этому  разл·ичные типы  самолётов.  Состоящие 

на  вооружении  советской  авиации  самолёты  показаны  на 

Р.ИС. 

48,  49 

И  50. 

· 

Б о м б а р д и  р  о в о ч н  а  я  а в 'и ·а ц  и  я  является  основ­

ной  ударной  силой  военной  авиации.  Мощными  бомбарди­
ровочными  ударами  она  способна  производить  разрушения 

цаеиных  и  военно-промышленных  объектов, 

уничтожать 

живую  аилу  и  боевую  технику  врага. 

Бомбардировочная 

авиация 

вооружена 

самолётами, 

имеющими  значительную  дальность  полёта  и  большую  бом­
бовую  нагрузку. 

В  годы  Великой  Отечественной  войны  основными  само­

лётами  бомбардировочной  авиации  были  самолёты  Пет.ilя­

ков-2,  Ильюшин-4  и  Петляков-8. 

Ш 

т у р  м о в а  я  а в и а  ц и  я  предназначена  для  непо­

средственной  поддержки  с  воздуха  наземных  войск  на  поле 

боя.  Она  способна  наносить  мощные  ударь!  по  танкам,  ар­
т.иллери•и  и  живой  силе  про11ивника,  находящимся  на  пoJie 
боя  и  в  ближайШем  тылу,  в  боевых  порядках,  на  паходе  и 
в  местах  сосредоточения. 

Са·молёт-штур.мовик  имеет  сильное  пулемётно-пушечное 

вооружение, 

специальные 

снаряды 

н 

бомбы.  От  огня 

с  земли  специальной  бронёй  защищены  лётчик  и  стрелок, 

а 

также  двигатель  и  другИе  важные  ча-с11и  са.молёта. 

В  годы  Великой  Отечественной  войны  наша  штурмовая 

авиация  имела  на  вооружении  самолёт-штурмовик  Илью­

шин-2,  которому  И. 

В. 

Ст.алин  дал  высокую  оценку,  назвав 

е·го  противотанковым  самолётом. 

Самолётов,  подобных  нашему  штурмовику,  не  было 

и 

нет  ни  в  одной  стране.  В  военной  авиации  капиталистиче­

СJ9ИХ 

государств  для  штурмовых  действий  .  на  поле 

· 

боя 

обычно  используются  истребители  или  истребители-бомбар­

дировщики. 

И 

с 

т 

р  е б  и 

т 

е л  ь  н а  я 

а  в и а ц  и  я  предназначена  для 

уничтоже,ния 

самолётов  про11ивника  в  воздушных  боях. 

Этим  истребительная  авиация  способствует  успеху  боевых 
дЕ-йствий  своих  войск,  а  также  бесперебойной  работе  тыла, 
прикрьtвая  наземные  войска  и  объекты  тыла  от  ударов 
авиации  противни.ка  с  воздуха.  Кроме  того,  истребители 

обеспечи,вают  действия  сво·ей  авиации,  сопровождая  её  при 
боевых 

полётах. 

5О