Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 19.10.2020
Просмотров: 3410
Скачиваний: 63
Получив недолёт (-) или nерелёт ( +), изменяют уста
новку прицела с таким расчётом, чтобы при следующем
разрыве мины получить наблюдение, по знаку противопо
ложное предыдущему, т. е. захватить цель в вилку. Прицел
в этом случае изменяют: на 100
м
при дальности стрельбы
до 2
км,
на 200
м
при дальности стрельбы от 2 до 4
км
и
на 400
м
пр1и дальности стрельбы свыше 4
км.
Захватив цель в первую вилку, продолжают изменять
прицел на величину, равную половине полученной вилки.
Делают это для того, чтобы приблизить разрывы к цели
и
получить узкую вилку, т. е. такую
ВИ.\IКУ,
чтобы прицелы,
на которых будут получены недолёт и перелёт, отличались
один от другого на 50
.м
при дальности стрельбы до 2
KA-t,
на 100
м-
при стрельбе на дальнос11и от 2 до 4
км
и на
200
м
-
на дальности свыше 4
км.
Пристрелку ведут: до захвата цели в первую вилку
одиночными выстрелами; по получен,ии вилки при стрельбе
миномётом -двумя-тремя минами.
Захватив цель в узкую вилку, обеспечивают (прове
ряют) пределы вилки, т. е. добиваются получения не менее
двух недолётов на ближнем пределе и не менее двух пере
лётов на дальнем. После этого изменяют прицел в сторону
цели на 25, 50 или 100
м
в за виоимости от величины полу
ченной узкой виЛI�и и переходят к стрельбе на поражение .
.Та1к, если на прицеле 6-78 (3200
м)
был перелёт, а на при
целе 6-44
(3000 м) - недолёт
(200-метровая вилка), то
следующий выстрел производят на прицеле 6-61 (3100
м)
�
тем, чтобы получить при стрельбе на эту дальность узкую
(100-метровую) в1илку. Получив на прицеле 6-61 (3100
м)
перелёт и имея на прицеле 6-44 (3000
м)
недолёт, произво
дят на этих прицелах повторные выстрелы с целью обеспе
чения пределов полученной узкой вилки. При получении на
э11их прицелах опять таких же знаков, как и предыдущие,
т. е. при получении обеспеченной узкой вилк·и, переходят
к
стр€tllьбе на поражение на прицеле 6-53 (3050
м),
соот
ветствующем середине узкой вилки.
Узкая вилка считается обеспеченной
1И
в том случае,
если на одном ее пределе получено одно или несколько на
блюдений одного знака, а на другом-необеспеченная на
-крывающая группа не менее
чем из пяти знаков с пре
обладанием знаков, противополож-ных знаку наблюдения
на первом пределе.
В
этом случае на поражение переходят
также на прицеле, соответствующем середине узкой вилки.
Так, например, если при обеспечении пределов узкой вилюи
36
каком-либо из указанных выше прицелов
(6-44
или
на
(
-
-
)
б-61)
получатся разные знаки
недолеты и перелеты ,
т.
е.
накрывающая
группа,
то
в
этом
едучае
продолжают
стрельбу на этом лее nрицеле до получения не менее пяти
. зна.ков. Доnустим, что на прицеле
6_�61
(дальний пред:_JI
узкой вилки) nолучили четыре перелета и один недолет
( +-+++),
т.
е. необесnеченную накрывающую группу.
в
этом случае на прицеле
6-44
повторных выстрелов не
лроизводят, а считают, что ближний nредел узкой вилки
(6-44)
·также обе·с.печен за счёт получения
недолёта на
прице.11е
6-61,
и к стрельбе на поралеение переходят на се
редине· узкой вилwи, т. е. на прицел�
6-53.
Если лее .. на при
целе
6-61
будет получено два недолета 'и три перелета,
т. е.
не менее двух наблюдений каждого знака, то в этом случае
накрывающая группа считается обеспеченной и на поралее
ние переходят на этом же пр,ицеле
- 6-61.
Если при обеспечении пределов узкая вилка не подтвер
дится, т. е. узкой вилюи нет и не получена обеспеченная
накрывающая
группа,
то
отыскивают
смежную
узкую
вилку; не получив узкой вилки, снова ищут широкую вилку;
а затем постуnают так, как указано выше. Наnример, на
дальнем nределе узкой вилки
(6-61)
nолучили три пере
лёта (
+++),
а на
6лиm!1'ем
(6-41)
-один н·едолёт и
че
тыр·е перелёта (
-++++);
в ЭТО'М
случае стрельбу
про
должают на прицеле
6-27 (2900 .м),
т. е. отыскивают смеж·
ную узкую вилку.
11.
ТАНКИ И САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИйСКИЕ
УСТАНОВКИ
Создание танка �каrк боевого орулеия стало возмоленым
только тогда, когда были созданы необходимые техниче
ские предпосылки: изобретены двигатель внутреннего сго
рания, гусеничный
движитель,
автомаТiическое
огужие,
освоены производство брони и прокатка броневых плит.
Возможность создания танка имелась уже в начале
ХХ
века,
однако постройка большого количества танков
и
их практи
ческое применевне были осуществлены тольrко
в
ходе пер
вой мировой войны.
Приоритет в создании техничеоwих прелпосьiJ!ОК, необхо
димых для появления танков, так же как изобретение
и
постр?йка первых боевых
.гусеничных
м
а ш
и
н
принад.rrежит
нашеи Родине.
37
Ешё
в
1837
г.
штабс-капитан русской армИIИ Дмитрий
Загряжс.кий представил проект гусеничного дви,жителя. Он
разработал проект металлической гусеницы и винтовой
механизм для регулировки её натяжения. Это первый по
тому времени проект гусеничного движителя.
В
1879
г. изобретатель-самоучка
Ф. А.
Блинов получИ\JI
привилегию (патент) на гусеничный движитель; это был
первый в мире работоспособный гусеничный движитель.
В
1884-1887
гг.
Ф. А.
Блинов построи.'l первый паравой
гусеничный трактор.
.
После этого русокий
Я. В.
Мамин построиQ/1
транспортный бескомпрессорный двигатель с воспламене
нием от сжатия и впервые в мире применил его на колес
ном тракторе, названном им р у с с к и м т р а к т о р о м.
Первые в мире образцы стальноii противопульной брони
были изготовлены в
1854-1856
гг. русск•ими инженерами
Обуховым и Пятовым. Электросварка, применяемая для
сварки броневых ·корпусов танков, также является русским
изобретением
(Н.
Г.
Славянов и
Н.
Н.
Бенардос).
Ешё до первой мировой войны, в
1911
г., талантливый
русский инженер
В.
Д.
Менделеев, сын знаменитого учё
ного
Д.
И.
·Менделеева, предложил первый в м-ире проект
боевой гусеничной машины. По проекту вес машины был
около
170
т,
толшнна лобовой брони- 150 мм, машиость
двигателя-
250
л.
с.,
вооружение-120-м.м пушка и пуJiемёт.
В
первой половине
1915
г. на русоком машинострои
тельном заводе в Риге была построена и испытана боевая
!Колесно-гусенична я машина,
названная «Вездеход».
Это
был первый в мире танк, не только спроектированный, но
1И
построенный. Он развивал скорость до 25
кл1./час.
В зави
симости от грунта этот танк мог персдвигаться как колёс
ная и Ка!К гусеничная машина. Носовая часть корпуса была
приподнята, что позволяло танку преодолевать таkие
пре
пятствия, как пни, брёвна и т. п. Поворот танка произво
дился с помощью двух кол&, распо.rюженных по бокам гу
сеничной ленты
в
передней части танка.
В
1915
г. инженеры
Н. Н.
Лебеденка
и
А. А.
Микулин
построили высококолёсный танк, напоминавший собой пу
шечный лафет. Колёса танка приводились во врашение
двумя двигателями по 200
л.
с.
каждый. Большой диаметр
колёс
(9
м) должен был способствовать преодолению рвов
�траншей.
Таким образом, Россия является родиной не только
пер-.
вого
проекта, но
1И
первого
в
мире п
ос
т
ро
е
нно
г
о
танка.
38
Однако ни один из выдаюшихся проектов танка, ни оди�
из танков, созданных русскими изобретателями, в царекои
России не Получил развития из-за
бюрократизма,
косно
сти чиновнического
аппарата
и
его рабского преклонения
перед иностраншиной.
Как боевое оружие танки
впервые
б
ыл
и применены
в небольшом количестве англичанами в
1916
г.
в сражении
на
реке Сомме (на Западном фронте). Однако английские
танки ·имели низкие боевые к·ачества и
не
отвечали своему
назначению.
Малонадёжные
механизмы, слабая броня, не
значительная скорость
движения,
незащищённость
прибо
ров на-блюдения
- всё
это было причиной быстрого выхода
танков из строя.
Коммунистическая партия
и'
С
о
в
е
тско
е
правительство
оuенили значение танка как мощного боевого
оружия,
и
у
ж
е в период гражданской войны советские рабочие и ин
женеры создали свои отечественные танки.
По указанию
в. И.
Ленина коллектив Сормовского завода в
1920
г. по
строил первый советский танк. Рабочие назвали его именем
вождя
nролетармата - «Борец за свободу товарищ Ленин».
Благодаря успешному завершению предвоенных
п
я
т
ил
е
ток
наша страна получила мощную производственную оте
чественную базу, позволившую в короткий срок вооружить
нашу армию достаточным количеством первоклассных тан
ков. Советские конструкторы создали лучшие в
м
ир
е об
разцы танков, которые по своей
конструкции
наиболее
удачно сочетают в себе основные боевые свойства
та
н
ков:
мошный огонь,
пр
о
ч
н
у
ю
броневую защиту и от
ли
ч
н
у
ю
ма
нёвренность.
I3
ходе Великой Отечественной войны бронетанковые
и
механизированные войсi<3
решали
ответственные
задачи.
Не бьiJЮ
ни одной r<руnной операции, в которой бы они не
принимали активного участия. Боевые действия бронетан
'ковых войск получили высокую оценr<у
И.
В.
Сталина.
I3 1941
г.
в докладе
о
24-й
годовщине
Великой
Октяt'iрьской
СОUiiаJшстической революпни
И. 13.
С
т
а
л
ин
,
так оuенил дей
ствия советских танков: «Наши
танки по
1<ачеству превос
ходят неменкие танки,
а
наши славные танкисты
и
артил
леристы не
р
а
з
обращали
в
бегство
хвалёные немецюие
войска
с
их многочисленными танками».
Т
§ 6.
Типы танков
и
самоходно-артиллерийских установок.
а н
мк
и
делятся на
лёr�ие,
средние и тяжёлые.
ОЛеr!<иtми
танками считаются
тааки весом до
20
т с
лёг-
кои
бронёй
и
вuuруженнем.
'
39
Ср
е
д
н
ими
т
а
н
ками
(
р
и
с
.
36)
с
ч
и
т
а
ю
т
ся
танюи
в
е
с
о
м
до
40
т.
На вооружении
о
ни име
ют
о
д
н
у
п
у
ш
к
у
и
пулемёт.
Средняя
скорость движения 15-30
кмJчас.
Рис. 36. Средниii
танк
Тяжёлыми танками
(р1Ис. 37) считаются
т
ан
ю
и
весом
свыше 40
т.
Они оснащены более мощным вооружением
и
о
бы
ч
но имеют одну пушку крупного калибра и пулемёты .
. Средняя
с
к
о
ро
с
т
ь
движенiИя 12-25
км/час.
Рис. 37. Тижё.%JЙ
тшш
Самоходно-артиллерийская
уст а новка
nредставляет собой бое
в
у
ю гусеничную машину,
у
ко
торой
в
отличие от танка отсутствует
подвижная башня
и
ограни
чен горизонтальный
угол поворота орудия.
40