Файл: Петров И.Е. (ред.) - Учебник сержанта стрелковых войск. Книга 3 - 1954.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 19.10.2020

Просмотров: 3410

Скачиваний: 63

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Получив  недолёт  (-)  или  nерелёт  ( +),  изменяют  уста­

новку  прицела  с  таким  расчётом,  чтобы  при  следующем 

разрыве  мины  получить  наблюдение,  по  знаку  противопо­

ложное  предыдущему,  т.  е.  захватить  цель  в  вилку.  Прицел 

в  этом  случае  изменяют:  на  100 

м 

при  дальности  стрельбы 

до  2 

км, 

на  200 

м 

при  дальности  стрельбы  от  2  до  4 

км 

и 

на  400 

м 

пр1и  дальности  стрельбы  свыше  4 

км. 

Захватив  цель  в  первую  вилку,  продолжают  изменять 

прицел  на  величину,  равную  половине  полученной  вилки. 

Делают  это  для  того,  чтобы  приблизить  разрывы  к  цели 

и 

получить  узкую  вилку,  т.  е.  такую 

ВИ.\IКУ, 

чтобы  прицелы, 

на  которых  будут  получены  недолёт  и  перелёт,  отличались 
один  от  другого  на  50 

.м 

при  дальности  стрельбы  до  2 

KA-t, 

на  100 

м-

при  стрельбе  на  дальнос11и  от  2  до  4 

км 

и  на 

200 

м 

-

на  дальности  свыше  4 

км. 

Пристрелку  ведут:  до  захвата  цели  в  первую  вилку­

одиночными  выстрелами;  по  получен,ии  вилки  при  стрельбе 
миномётом  -двумя-тремя  минами. 

Захватив  цель  в  узкую  вилку,  обеспечивают  (прове­

ряют)  пределы  вилки,  т.  е.  добиваются  получения  не  менее 
двух  недолётов  на  ближнем  пределе  и  не  менее  двух  пере­
лётов  на  дальнем.  После  этого  изменяют  прицел  в  сторону 

цели  на  25,  50  или  100 

м 

в  за виоимости  от  величины  полу­

ченной  узкой  виЛI�и  и  переходят  к  стрельбе  на  поражение . 

.Та1к,  если  на  прицеле  6-78  (3200 

м) 

был  перелёт,  а  на  при­

целе  6-44 

(3000  м)  - недолёт 

(200-метровая  вилка),  то 

следующий  выстрел  производят  на  прицеле  6-61  (3100 

м) 

� 

тем,  чтобы  получить  при  стрельбе  на  эту  дальность  узкую 

(100-метровую)  в1илку.  Получив  на  прицеле  6-61  (3100 

м) 

перелёт  и  имея  на  прицеле  6-44  (3000 

м) 

недолёт,  произво­

дят  на  этих  прицелах  повторные  выстрелы  с  целью  обеспе­

чения  пределов  полученной  узкой  вилки.  При  получении  на 
э11их  прицелах  опять  таких  же  знаков,  как  и  предыдущие, 

т.  е.  при  получении  обеспеченной  узкой  вилк·и,  переходят 

к 

стр€tllьбе  на  поражение  на  прицеле  6-53  (3050 

м), 

соот­

ветствующем  середине  узкой  вилки. 

Узкая  вилка  считается  обеспеченной 

1И 

в  том  случае, 

если  на  одном  ее  пределе  получено  одно  или  несколько  на­
блюдений  одного  знака,  а  на  другом-необеспеченная  на­
-крывающая  группа  не  менее 

чем  из  пяти  знаков  с  пре­

обладанием  знаков,  противополож-ных  знаку  наблюдения 
на  первом  пределе. 

В 

этом  случае  на  поражение  переходят 

также  на  прицеле,  соответствующем  середине  узкой  вилки. 

Так,  например,  если  при  обеспечении  пределов  узкой  вилюи 

36 


background image

каком-либо  из  указанных  выше  прицелов 

(6-44 

или 

на 

-

-

б-61) 

получатся  разные  знаки 

недолеты  и  перелеты  , 

т. 

е. 

накрывающая 

группа, 

то 

в 

этом 

едучае 

продолжают 

стрельбу  на  этом  лее  nрицеле  до  получения  не  менее  пяти 

.  зна.ков.  Доnустим,  что  на  прицеле 

6_�61 

(дальний  пред:_JI 

узкой  вилки)  nолучили  четыре  перелета  и  один  недолет 

( +-+++), 

т. 

е.  необесnеченную  накрывающую  группу. 

в 

этом  случае  на  прицеле 

6-44 

повторных  выстрелов  не 

лроизводят,  а  считают,  что  ближний  nредел  узкой  вилки 

(6-44) 

·также  обе·с.печен  за  счёт  получения 

недолёта  на 

прице.11е 

6-61, 

и  к  стрельбе  на  поралеение  переходят  на  се­

редине·  узкой  вилwи,  т.  е.  на  прицел� 

6-53. 

Если  лее .. на  при­

целе 

6-61 

будет  получено  два  недолета  'и  три  перелета, 

т.  е. 

не  менее  двух  наблюдений  каждого  знака,  то  в  этом  случае 

накрывающая  группа  считается  обеспеченной  и  на  поралее­

ние  переходят  на  этом  же  пр,ицеле 

- 6-61. 

Если  при  обеспечении  пределов  узкая  вилка  не  подтвер­

дится,  т.  е.  узкой  вилюи  нет  и  не  получена  обеспеченная 

накрывающая 

группа, 

то 

отыскивают 

смежную 

узкую 

вилку;  не  получив  узкой  вилки,  снова  ищут  широкую  вилку; 
а  затем  постуnают  так,  как  указано  выше.  Наnример,  на 
дальнем  nределе  узкой  вилки 

(6-61) 

nолучили  три  пере­

лёта  ( 

+++), 

а  на 

6лиm!1'ем 

(6-41) 

-один  н·едолёт  и 

че­

тыр·е  перелёта  ( 

-++++); 

в  ЭТО'М 

случае  стрельбу 

про­

должают  на  прицеле 

6-27  (2900  .м), 

т.  е.  отыскивают  смеж· 

ную  узкую  вилку. 

11. 

ТАНКИ  И  САМОХОДНО-АРТИЛЛЕРИйСКИЕ 

УСТАНОВКИ 

Создание  танка  �каrк  боевого  орулеия  стало  возмоленым 

только  тогда,  когда  были  созданы  необходимые  техниче­

ские  предпосылки:  изобретены  двигатель  внутреннего  сго­
рания,  гусеничный 

движитель, 

автомаТiическое 

огужие, 

освоены  производство  брони  и  прокатка  броневых  плит. 
Возможность  создания  танка  имелась уже в начале 

ХХ 

века, 

однако  постройка  большого  количества  танков 

и 

их  практи­

ческое  применевне  были  осуществлены  тольrко 

в 

ходе  пер­

вой  мировой  войны. 

Приоритет  в  создании  техничеоwих  прелпосьiJ!ОК,  необхо­

димых  для  появления  танков,  так  же  как  изобретение 

и 

постр?йка  первых  боевых 

.гусеничных 

м

а ш

и

н 

принад.rrежит 

нашеи  Родине. 

37 


background image

Ешё 

в 

1837 

г. 

штабс-капитан  русской  армИIИ  Дмитрий 

Загряжс.кий  представил  проект  гусеничного  дви,жителя.  Он 

разработал  проект  металлической  гусеницы  и  винтовой 

механизм  для  регулировки  её  натяжения.  Это  первый  по 

тому  времени  проект  гусеничного  движителя. 

В 

1879 

г.  изобретатель-самоучка 

Ф.  А. 

Блинов  получИ\JI 

привилегию  (патент)  на  гусеничный  движитель;  это  был 
первый  в  мире  работоспособный  гусеничный  движитель. 

В 

1884-1887 

гг. 

Ф.  А. 

Блинов  построи.'l  первый  паравой 

гусеничный  трактор. 

После  этого  русокий 

Я.  В. 

Мамин  построиQ/1 

транспортный  бескомпрессорный  двигатель  с  воспламене­

нием  от  сжатия  и  впервые  в  мире  применил  его  на  колес­

ном  тракторе,  названном  им  р у с  с  к  и м  т р  а к т  о р о м. 

Первые  в  мире  образцы  стальноii  противопульной  брони 

были  изготовлены  в 

1854-1856 

гг.  русск•ими  инженерами 

Обуховым  и  Пятовым.  Электросварка,  применяемая  для 

сварки  броневых  ·корпусов  танков,  также  является  русским 
изобретением 

(Н. 

Г. 

Славянов  и 

Н. 

Н. 

Бенардос). 

Ешё  до  первой  мировой  войны,  в 

1911 

г.,  талантливый 

русский  инженер 

В. 

Д. 

Менделеев,  сын  знаменитого  учё­

ного 

Д. 

И. 

·Менделеева,  предложил  первый  в  м-ире  проект 

боевой  гусеничной  машины.  По  проекту  вес  машины  был 
около 

170 

т, 

толшнна  лобовой  брони- 150  мм,  машиость 

двигателя-

250 

л. 

с., 

вооружение-120-м.м  пушка  и пуJiемёт. 

В 

первой  половине 

1915 

г.  на  русоком  машинострои­

тельном  заводе  в  Риге  была  построена  и  испытана  боевая 

!Колесно-гусенична я  машина, 

названная  «Вездеход». 

Это 

был  первый  в  мире  танк,  не  только  спроектированный,  но 

1И 

построенный.  Он  развивал  скорость  до  25 

кл1./час. 

В  зави­

симости  от  грунта  этот  танк  мог  персдвигаться  как  колёс­

ная  и  Ка!К  гусеничная  машина.  Носовая  часть  корпуса  была 
приподнята,  что  позволяло  танку  преодолевать  таkие 

пре­

пятствия,  как  пни,  брёвна  и  т.  п.  Поворот  танка  произво­

дился  с  помощью  двух  кол&,  распо.rюженных  по  бокам  гу­
сеничной  ленты 

в 

передней  части  танка. 

В 

1915 

г.  инженеры 

Н.  Н. 

Лебеденка 

и 

А.  А. 

Микулин 

построили  высококолёсный  танк,  напоминавший  собой  пу­
шечный  лафет.  Колёса  танка  приводились  во  врашение 

двумя  двигателями  по  200 

л. 

с. 

каждый.  Большой  диаметр 

колёс 

(9 

м)  должен  был  способствовать  преодолению  рвов 

�траншей. 

Таким  образом,  Россия  является  родиной  не  только 

пер-. 

вого 

проекта,  но 

1И 

первого 

в 

мире  п

ос

т

ро

е

нно

г

о 

танка. 

38 


background image

Однако  ни  один  из  выдаюшихся  проектов  танка,  ни  оди� 

из  танков,  созданных  русскими  изобретателями,  в  царекои 

России  не  Получил  развития  из-за 

бюрократизма, 

косно­

сти  чиновнического 

аппарата 

и 

его  рабского  преклонения 

перед  иностраншиной. 

Как  боевое  оружие  танки 

впервые 

б

ыл

и  применены 

в  небольшом  количестве  англичанами  в 

1916 

г. 

в  сражении 

на 

реке  Сомме  (на  Западном  фронте).  Однако  английские 

танки  ·имели  низкие  боевые  к·ачества  и 

не 

отвечали  своему 

назначению. 

Малонадёжные 

механизмы,  слабая  броня,  не­

значительная  скорость 

движения, 

незащищённость 

прибо­

ров  на-блюдения 

- всё 

это  было  причиной  быстрого  выхода 

танков  из  строя. 

Коммунистическая  партия 

и' 

С

о

в

е

тско

е 

правительство 

оuенили  значение  танка  как  мощного  боевого 

оружия, 

и 

у

ж

е  в  период  гражданской  войны  советские  рабочие  и  ин­

женеры  создали  свои  отечественные  танки. 

По  указанию 

в.  И. 

Ленина  коллектив  Сормовского  завода  в 

1920 

г.  по­

строил  первый  советский  танк.  Рабочие  назвали  его  именем 

вождя 

nролетармата  - «Борец  за  свободу  товарищ Ленин». 

Благодаря  успешному  завершению  предвоенных 

п

я

т

ил

е

­

ток 

наша  страна  получила  мощную  производственную  оте­

чественную  базу,  позволившую  в  короткий  срок  вооружить 

нашу  армию  достаточным  количеством  первоклассных  тан­

ков.  Советские  конструкторы  создали  лучшие  в 

м

ир

е  об­

разцы  танков,  которые  по  своей 

конструкции 

наиболее 

удачно  сочетают  в  себе  основные  боевые  свойства 

та 

н 

ков: 

мошный  огонь, 

пр

о

ч

н

у

ю 

броневую  защиту  и  от

ли

ч

н

у

ю 

ма­

нёвренность. 

I3 

ходе  Великой  Отечественной  войны  бронетанковые 

и 

механизированные  войсi<3 

решали 

ответственные 

задачи. 

Не  бьiJЮ 

ни  одной  r<руnной  операции,  в  которой  бы  они  не 

принимали  активного  участия.  Боевые  действия  бронетан­

'ковых  войск  получили  высокую  оценr<у 

И. 

В. 

Сталина. 

I3  1941 

г. 

в  докладе 

о 

24-й 

годовщине 

Великой 

Октяt'iрьской 

СОUiiаJшстической  революпни 

И.  13. 

С

т

а

л

ин

так  оuенил  дей­

ствия  советских  танков:  «Наши 

танки  по 

1<ачеству  превос­

ходят  неменкие  танки, 

а 

наши  славные  танкисты 

и 

артил­

леристы  не 

р

а

з 

обращали 

в 

бегство 

хвалёные  немецюие 

войска 

с 

их  многочисленными  танками». 

Т 

§  6. 

Типы  танков 

и 

самоходно-артиллерийских установок. 

а  н 

мк 

и 

делятся  на 

лёr�ие, 

средние  и  тяжёлые. 

ОЛеr!<иtми 

танками  считаются 

тааки  весом  до 

20 

т  с 

лёг-

кои 

бронёй 

и 

вuuруженнем. 

39 


background image

Ср

е

д

н

ими 

т

а

н

ками 

(

р

и

с

36) 

с

ч

и

т

а

ю

т

ся 

танюи 

в

е

с

о

м 

до 

40 

т. 

На  вооружении 

о

ни  име

ют 

о

д

н

у 

п

у

ш

к

у 

и 

пулемёт. 

Средняя 

скорость  движения  15-30 

кмJчас. 

Рис.  36.  Средниii 

танк 

Тяжёлыми  танками 

(р1Ис.  37)  считаются 

т

ан

ю

и 

весом 

свыше  40 

т. 

Они  оснащены  более  мощным  вооружением 

и 

о

бы

ч

но  имеют  одну  пушку  крупного  калибра  и  пулемёты . 

. Средняя 

с

к

о

ро

с

т

ь 

движенiИя  12-25 

км/час. 

Рис.  37.  Тижё.%JЙ 

тшш 

Самоходно-артиллерийская 

уст а новка 

nредставляет  собой  бое

в

у

ю  гусеничную  машину, 

у 

ко

торой 

в 

отличие от  танка  отсутствует 

подвижная  башня 

и 

ограни­

чен  горизонтальный 

угол  поворота  орудия. 

40