Файл: Акты государственной администрации (Основные признаки акта государственной администрации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Содержание деятельности исполнительной власти составляют выполняемые ею управленческие функции. А понятие ее формы многоаспектно. Она имеет много форм. Организационной формой административной власти является аппарат. Юридическая форма государственной администрации - административное право.

Правильное понимание проблемы формы деятельности исполнительной власти способствует более глубокому проникновению в ее содержание. Еще больше его практическая ценность, так как эффективность реализации власти в немалой степени зависит от правильного использования всего арсенала форм деятельности. Умелое сочетание различных элементов формы способствует лучшей организации административной власти, совершенствованию ее связей с внешней средой. В административно-правовой науке под формами управления чаще всего понимаются «виды действий органов управления с точки зрения их внешнего выражения», «внешнее практическое выражение конкретных действий, совершаемых органами государственного управления...». В общем, с таким мнением можно согласиться, если признать его одним из возможных подходов к анализу формы функционирования исполнительной власти и если иметь в виду деятельность всех субъектов публичной администрации. Фактически здесь речь идет о различении исполнительно-распорядительной деятельности по ее конечном результату или, иными словами, ее правовым последствиям.

Неправовыми формами деятельности исполнительной власти считаются организационные действия и материально-технические операции. Они тоже осуществляются в рамках действующего законодательства, но часто такая деятельность правом регламентируется лишь в общем. Главная же их особенность состоит в том, что эти действия непосредственно юридических последствий не влекут.

Чаще всего встречаются такие организационные действия, как проведение совещаний, обсуждений, проверок, распространение передового опыта, разработка прогнозов, программ, методических рекомендаций, осуществление бухгалтерского и статистического учета, организация демонстраций, пресс-конференций, встреч с трудовыми коллективами, представителями общественных объединений.

Необходимо подчеркнуть, что эффективность функционирования исполнительной власти в немалой степени зависит от умелого сочетания разных форм деятельности. Одностороннее увлечение изданием правовых актов, не подкрепленное организационными, материально-техническими действиями, может создать ситуацию, которая в народе называется «контора пишет». Руководители, увлекающиеся организационными действиями и недооценивающие роль правовых средств, тоже могут не решить стоящих перед ними задач, не получить желаемых результатов.


Известно, что правосудие всегда осуществляется в процессуальной форме, которая является ее атрибутивным признаком. Административная деятельность может иметь процессуальную форму, а может и не иметь. Соответственно можно различать по этому признаку процессуальную и непроцессуальную формы осуществления административной власти.

Процессуальная форма — это юридическая конструкция, которая закрепляет целесообразные способы реализации властных полномочий, решения юридических дел. А процессуальной можно назвать деятельность, осуществляемую в процессуальной форме, соответствующую всем названным выше признакам.

Юридический процесс можно понимать как властную деятельность уполномоченных субъектов, направленную на решение конкретных юридических дел и достаточно полно урегулированную процессуальными нормами. Раскрывая это понятие, необходимо выделить основные признаки юридического процесса.

Во-первых, это деятельность, в которой реализуются властные полномочия. В соответствующих отношениях участвуют и граждане, и организации, но главная роль принадлежит носителям публичной власти. Властность отличает процесс от разнообразных процедур (заключение договоров, организация пресс-конференций, регистрации и т. д.).

Во-вторых, результатом процессуальной деятельности является решение юридических дел (принятие нормативного акта, прием в гражданство, применение санкций и т. д.). Поэтому она оформляется официальными документами, как промежуточными, так и итоговыми.

В-третьих, она с большой степенью детальности регламентируется процессуальными нормами, которые определяют участников процесса, их права и обязанности, подведомственность, последовательность и сроки совершения действий, правила оформления документов, принятия, обжалования, исполнения решений.

Исполнительная власть сама непосредственно и полностью осуществляет административно-процессуальную деятельность, ей принадлежит важная роль в законодательном, избирательном, бюджетном процессах, как правило, она начинает уголовные дела и исполняет приговоры судов, она же нередко участвует в гражданском и других правоприменительных процессах. Исполнительная власть участвует во всех существующих юридических процессах, она осуществляет большую и разнообразную процессуальную деятельность.

Также можно поделить всю исполнительно-распорядительную деятельность еще по одному критерию: гласность, открытость. В основном исполнительная власть действует гласно, информация о ее осуществлении доступна. Но существуют и негласные формы деятельности, информация о которых секретна. Например, оперативно-розыскная, разведывательная и частично — внешнеэкономическая деятельность.


  1. Основные признаки акта государственной администрации

Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. Административная деятельность — это прежде всего искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.

Правовые акты — основная продукция государственной администрации. Это самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты. Наряду с судами, они принимают юрисдикционные акты. А огромное число и разнообразие общественных отношений, которыми государственная администрация призвана руководить, требует от нее издания многих миллионов правоприменительных актов о приеме (на работу, в вузы и т. д.), о призыве на воинскую службу, о выделении (жилой площади, ресурсов и т. д.), о назначении (пенсий, пособий), награждении, выделении, разрешении, возложении обязанностей, запрещении, регистрации, приватизации и т. д.

Рассматриваемым актам свойственен ряд особенностей, которые позволяют отграничить их от иных юридических актов — законов, актов правосудия, протестов и представлений прокуроров, гражданских и иных договоров:

  1. они принимаются при  осуществлении государственной  административной власти, являются  правовой формой исполнительно-распорядительной  деятельности. Как известно, существуют  четыре типа администрации: государственная, муниципальная, частная, международных  организаций. Каждая из них издает  административные акты. Без этого  любая администрация функционировать  не может. Соответственно существуют  акты:

•   государственной администрации;

•    муниципальной администрации;

•   частной администрации;

•    международных организаций.

  1. акты государственной  администрации вправе принимать:
  2. исполнительные органы государственной власти;
  3. администрации государственных учреждений, предприятий, строевых формирований;
  4. структурные подразделения органов исполнительной власти и администраций;
  5. должностные лица государственных организаций;
  6. руководители судебных учреждений, органов прокуратуры, аппаратов представительных органов;
  7. должностные лица Администрации  и Управления делами Президента;
  8. руководство Банка России и входящих в его систему организаций, руководство  Центральной и других избирательных комиссий;
  9. судьи, единолично рассматривающие  дела об административных правонарушениях  в порядке, установленном нормами  административного права.

Представляется, что к актам государственной администрации (АГА) можно отнести и акты уполномоченных государством общественных организаций и их представителей (народных дружинников, общественных инспекторов и др.) об изъятии определенных предметов, о доставлении в ОВД;

з)  подзаконность актов прежде всего означает их соответствие действующим законам. Но, кроме того, это свойство включает в себя их соответствие актам вышестоящих органов, приговорам и решениям судов, заключенным договорам;

  1. официальный характер  правового акта состоит в том, что он издается от имени  определенной структурной единицы  государственного аппарата, выражает  волю государства, влечет служебные  последствия. Он издается уполномоченным  лицом при исполнении служебных  обязанностей;
  2. АГА опирается на  властные полномочия его автора  и является односторонним властным  волеизъявлением. В нем воплощен  синтез мысли и власти компетентного  субъекта, который, используя свои  полномочия, превращает свои знания  и волю в государственные предписания. Если мысль, знание можно считать  отцом правового акта, то государственную  власть следует назвать его  матерью. Односторонность волеизъявления  не означает, что субъекты административной  власти не учитывают воли граждан, подчиненных работников, смежных  организаций. Наоборот, в основе  многих решений лежат заявления, ходатайства, предложения;
  3. решение субъекта власти  становится правовым актом, когда  оно принято в установленном  порядке, надлежащим образом оформлено. Это заключается в соблюдении  процедуры принятия (согласование, обсуждение, голосование), необходимых  требований делопроизводства (указание  даты, номера, автора), подписании, а  иногда и утверждении, регистрации, опубликовании акта. Оформление  изучаемых актов в основном  регулируется административным  правом. Значит, их особенностью  является то, что они принимаются  и оформляются в порядке, установленном  административно-правовыми нормами;
  4. правовые акты исполнительной  власти влекут юридические последствия, с этой точки зрения их можно  объединить в две группы:
  5. а)  они устанавливают, изменяют, отменяют нормы права;
  6. б)  они влекут возникновение, изменение, прекращение правоотношений, служат юридическими фактами.

В АГА могут содержаться нормы как административного, так и нормы других отраслей права (финансового, трудового, гражданского и др.), они могут повлиять на гражданские, семейные, земельные и иные правоотношения.


В последние годы некоторые акты стали как бы не совсем обязательными. Речь идет, например, о постановлениях налоговых, некоторых природоохранительных органов, о наложении на правонарушителей штрафов. Если субъект ответственности не согласен с постановлением, он вправе штраф не платить, а налоговый орган, иной субъект власти обязан обратиться в суд с иском о взыскании с виновного соответствующей суммы. Иными словами, пока суд не поддержит АГА, он не обладает признаком обязательности.

В правовой системе России АГА (правительственным, ведомственным) принадлежит очень важное место. Прежде всего это связано с огромной территорией, разнообразием климатических условий, многонациональным составом населения, что предполагает конкретизацию законов административными актами. Большое значение имеет недостаточность законодательной базы страны, ее пробельность. В России не признается судебный прецедент. К тому же в условиях коренных реформ законодатель не всегда успевает обеспечить законодательную базу для решения новых проблем.

  1. Виды актов государственной администрации

В условиях огромного разнообразия рассматриваемых правовых актов существует множество критериев, позволяющих сгруппировать их по юридически значимым признакам и лучше познать их юридические особенности.

I. По юридическому содержанию  следует различать несколько  категорий актов.

1. Нормативные акты. Они  устанавливают, изменяют или отменяют  юридические нормы, то есть содержат  общие правила, не имеющие конкретного  адресата, не обращенные к конкретным  лицам, рассчитанные на многократное  применение в случаях, предусмотренных  их гипотезами. Нормативные акты  государственной администрации  являются важнейшими источниками  права. В зависимости от отраслевой  принадлежности содержащихся в  них норм они могут быть  моноотраслевыми (административно-правовыми, гражданско-правовыми, источниками  трудового, земельного права и  т. д.) и полиотраслевыми, в которых  имеются нормы различных правовых  отраслей. Но в них не может  быть норм уголовного, уголовно-процессуального, конституционного права. По кругу  лиц, на которых распространяются  нормы, их источники можно поделить  на:

•    акты общего значения (федеральные, республиканские, областные, краевые, окружные, городские, районные, поселковые, сельские);