Файл: Акты государственной администрации (Основные признаки акта государственной администрации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 103

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

•   межведомственные акты;

•   внутриведомственные (в том числе локальные) акты.

2.  Индивидуальные акты -- это решения субъектов административной  власти по конкретным вопросам, обращенные к конкретным лицам. Будучи в своей основной массе  правоприменительными актами, они  порождают, изменяют, прекращают правоотношения. Среди них больше всего правонаделительных, оперативно-распорядительных, а другой  разновидностью индивидуальных  актов являются правоохранительные, юрисдикционные решения (по спорам, жалобам, использованию принудительных  средств). По юридическим последствиям  индивидуальные акты могут быть  обязывающими, запрещающими, управомочивающими, поощряющими, содержащими отказы.

3.   Общие акты либо  содержат общие кратковременные  предписания (о переносе выходного  дня, об очередном призыве на  военную службу и т. д.), либо  содержат общие требования (повысить  требовательность, усилить внимание  к определенным категориям дел, бережнее относиться, экономить  ресурсы, больше внимания уделять  многодетным семьям и т. д.), либо  разъясняют что-то.

4.  В смешанных актах  одновременно содержатся нормы  права и правоприменительные  решения либо даже еще и  общие требования.

II. По форме различают акты письменные, устные, конклюдентные. Письменные являются разновидностью служебных документов. Устные акты широко используются при непосредственном руководстве производственной деятельностью, для обеспечения общественной безопасности, на транспорте, в воинских частях. Конклюдентные акты находят внешнее выражение в жестах работника ГИБДД, регулирующего уличное движение, в световых и звуковых сигналах, знаках.

III. По функциональной роли можно различать акты плановые, по финансовым вопросам, методического характера, по кадровым делам, по учету, снабжению и иным общим функциям административной деятельности. Довольно часто решения исполнительной власти связаны сразу с несколькими функциями администрации, они полифункциональны.

IV. В зависимости от объема полномочий субъекта власти, его правовой связанности различаются:

• дискреционные АГА, принимаемые в условиях свободы усмотрения, широкой самостоятельности органа, должностного лица (например, при приеме на службу). Свободное усмотрение означает возможность выбора в широких пределах, установленных правовыми нормами. В силу недостаточной полноты или конкретности правовых норм, наличия в них оценочных понятий, у правоприменителя существует возможность принимать во внимание разнообразные факторы, а следовательно, выбирать решение из большого числа возможных и законных вариантов;


•  акты, принимаемые на основе альтернативных полномочий, предоставляющих субъекту возможность выбора одного из нескольких названных в норме права вариантов (например, при рассмотрении дела о мелком хулиганстве начальник ОВД вправе оштрафовать виновного, направить дело в суд, передать на рассмотрение администрации, общественных организаций по месту работы, учебы гражданина, прекратить дело и ограничиться устным замечанием);

•       акты «связанной администрации», принимаемые при отсутствии возможности выбора (прием в вузы по результатам конкурса, назначение пенсий, применение абсолютных санкций и т. д.).

V. По степени сложности  решения АГА могут быть простыми (рутинными), сложными и уникальными (например, о строительстве  атомной  электростанции,   о  выводе  войск  из  Афганистана).

VI. В зависимости от даты начала действия нужно различать акты, вступающие в силу:

•       немедленно (по общему правилу), с даты подписания, принятия;

•      с даты, указанной в самом акте;

•      в срок, указанный в другом акте;

•       после государственной регистрации и официального опубликования. С этой даты вступают в силу нормативные акты центральных органов Федерации, затрагивающие права граждан или носящие межведомственный характер.

VII. В зависимости от порядка принятия различают акты коллегиальные (принимаемые простым или квалифицированным большинством от общего числа членов коллегиального органа или от числа присутствующих на заседании) и единоличные. Последних намного больше, но чаще всего единоличные акты оформляют, придают властный характер мнению большой группы лиц, которые готовили, согласовывали, визировали, предварительно обсуждали проект.

VIII. Если анализировать акты в зависимости от объекта организационного воздействия, то полезно учесть решения по сельскому хозяйству, обороне, охране общественного порядка, здравоохранению, административной опеке и другим вопросам.

Очевидно, что АГА можно группировать по многим другим критериям: субъектам, их издавшим, действию по кругу лиц, времени издания и др.

  1. Акты федерального Правительства

В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов, нормативных указов Президента Правительство издает постановления и распоряжения.


Правительственные акты обладают следующими отличительными признаками:

    • это исполнительные, подзаконные акты, детализирующие и конкретизирующие отдельные положения федеральных законов и указов Президента;
    • среди них много актов межотраслевого, общерегламентационного характера,  комплексно регулирующих различные сферы и области жизни страны;
    • это акты, занимающие высшую ступеньку в иерархии актов федеральной исполнительной власти, выступающие фундаментальной основой для ведомственных нормативных актов;
    • эти акты обязательны к исполнению на всей территории РФ;
    • исполнение этих актов обеспечивается системой федеральных органов государственной власти.

Акты Правительства, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений. Решения по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, называются распоряжениями. В практике правительственного нормотворчества нередко встречаются постановления, носящие индивидуальный характер (о назначении на государственную должность), и распоряжения, носящие нормативный характер (о структуре аппарата Правительства), что не может быть признано обоснованным.

Постановления и распоряжения Правительства подписываются Председателем Правительства, а в период его отсутствия — исполняющим обязанности Председателя.

Постановления Правительства могут приниматься на заседаниях Правительства, а также на заседаниях Президиума Правительства, либо принимаются Председателем Правительства в пределах его компетенции. Акты, принятые Президиумом Правительства, могут быть отменены Правительством Российской Федерации.

Распоряжения Правительства являются актами, принимаемыми в порядке единоначалия его Председателем либо по его поручению первым заместителем Председателя Правительства.

Постановления Правительства можно дифференцировать по функциональному предназначению:

    • программно-целевые акты, обеспечивающие экономические, социальные и правовые условия развития определенных сфер и отраслей жизнедеятельности;
    • регламентационные акты, устанавливающие правила деятельности или порядок реализации прав и обязанностей граждан и организаций;
    • статутные акты, закрепляющие правовое положение органов исполнительной власти и иных государственных организаций и их должностных лиц;
    • правонаделительные акты, управомочивающие государственные органы и их должностных лиц на совершение определенных действий;
    • внутриорганизационные акты, определяющие деятельность аппарата Правительства.

Проекты правительственных актов вносятся после проведения необходимой экспертизы (юридической, экологической, научно-технической). В качестве приложения они должны иметь пояснительную записку, содержащую расчеты, обоснования и прогнозы социально-экономических и иных последствий их реализации.

Постановления Правительства, если они затрагивают права, свободы и обязанности граждан и организаций, вступают в силу по истечении семи дней со дня их первого официального опубликования, но не ранее дня их официального опубликования; со дня их подписания, в том числе постановления, содержащие сведения, составляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера; с иной даты, указанной в самом постановлении. Распоряжения Правительства вступают в силу со дня их подписания, если в них не указан иной срок.

Постановления Правительства подлежат официальному опубликованию не позднее пятнадцати дней со дня их принятия, а при необходимости немедленного широкого их обнародования доводятся до всеобщего сведения через средства массовой информации безотлагательно. Распоряжения Правительства подлежат официальному опубликованию в течение десяти дней после их подписания.

Акты Правительства могут быть отменены Президентом в случае их противоречия Конституции, федеральным законам и указам Президента.

  1. Ведомственные нормативные акты

Важной особенностью деятельности центральных федеральных органов исполнительной власти специальной компетенции (в дальнейшем — центральных федеральных органов) является то, что ими издается огромное количество разнообразных правовых актов.

Среди них следует выделить:

    • индивидуальные (содержат предписания, которые порождают, изменяют или прекращают конкретные правоотношения),
    • нормативные (устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы).
    • По сфере действия (кругу лиц) нормативные акты центральных федеральных органов (в дальнейшем - ведомственные нормативные акты, или ВНА) можно разделить на:
    • внутриведомственные (обязательны только для организаций, сотрудников соответствующего органа),
    • общего действия (общеобязательные).

Последний вид актов представляет наибольший интерес. Суть в том, что многие центральные федеральные органы обладают правом издавать нормативные акты, обязательные для неподчиненных им субъектов права, не входящих в систему органов возглавляемого ими административного ведомства.


Конституция не регламентирует ведомственное нормотворчество. Право отдельных центральных федеральных органов на нормотворчество предусмотрено в текстах федеральных законов. Ими оно предоставлено, например, Государственному комитету по управлению государственным имуществом Российской Федерации, Государственной налоговой службе, Государственному таможенному комитету Российской Федерации.

Правила ограничивают наименования ВНА исчерпывающим перечнем. Это постановления, приказы, правила, инструкции, положения, распоряжения. Хотя Правила запрещают издание ВНА в виде писем и телеграмм, на практике допускается нарушение этого положения.

Издание ВНА включает в себя следующие стадии:

    1. подготовительные работы;
    2. разработка проекта  акта;
    3. принятие акта;
    4. государственная регистрация акта;
    5. опубликование акта.

Согласно Правилам подписанный (утвержденный) руководителем центрального федерального органа или лицом, исполняющим его обязанности, нормативный акт должен содержать:

    • наименование органа (органов), издавшего акт;
    • наименование вида акта и его название;
    • дату подписания (утверждения) акта;
    • номер акта;
    • наименование должности и фамилию лица, подписавшего акт. Частое явление — совместная нормотворческая деятельность

центральных федеральных органов. Она может выражаться в издании ими нормативных актов «совместно» или «по согласованию».

Основным способом контроля за ВНА в России выступает их государственная регистрация, осуществляемая Минюстом России.

В соответствии с Правилами государственной регистрации подлежат ВНА:

    • затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина;
    • устанавливающие правовой статус организаций;
    • имеющие межведомственный характер

Указанные акты должны регистрироваться независимо от срока их действия и содержания в них сведений, составляющих государственную тайну, или сведений конфиденциального характера.

Центральные федеральные органы представляют подлежащие государственной регистрации нормативные акты в 10-дневный срок со дня их подписания (утверждения) в Министерство юстиции, которое принимает окончательное решение о необходимости регистрации.

Государственная регистрация включает в себя:

    • юридическую экспертизу соответствия нормативного акта законодательству Российской Федерации,
    • принятие решения о необходимости государственной регистрации,
    • присвоение регистрационного номера,
    • занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.