Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
Другими словами, в различных конкретных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером.
Таким образом, на наш взгляд появление лидера есть результат места, времени и обстоятельств, при которых человек должен проявить нужные именно для данной ситуации качества таким образом, чтобы результат соответствовал ожиданиям группы. При оценке успешности деятельности лидера важен не столько объективный ее результат, сколько признание этой успешности со стороны других сотрудников или членов какой либо группы.
По мере разрастания функций и расширения ее сфер деятельности, складывается иерархия лидеров. Тут начинают действовать и формальные и неформальные лидеры.
Первые получают полномочия руководить людьми из рук вышестоящей инстанции, вторые становятся лидерами по признанию окружающих. Важнейшим условием лидерства является восприятие лидера группой (социумом).
Лидер может восприниматься как «один из нас». Изучение деловых биографий преуспевающих лидеров показывает, что лидер имеет определенные характеристики, общие с членами группы, поэтому воспринимается как «один из нас», а не как «пришелец». Идентификация самих себя с пришельцем была бы для группы крайне затруднительна.
Лидер может восприниматься как «подобный большинству из нас». Ему мало быть настоящим членом группы, он должен восприниматься как в особой степени воплощающий в себе нормы и ценности, имеющие наибольшее значение для группы. До какой степени лидеры устоявшихся групп могут изменять принятые в них нормы и ценности? Концепция лидера как «великого человека» предполагает, что он может навязывать свои желания группе, прибегая к власти, свойственной его положению (статусу). Однако есть другая концепция, согласно которой, группа всегда сильнее лидера, и поэтому он вынужден следовать нормам, принятым в ней. В целом вопрос о влиянии лидера очень интересен и важен, но пока еще не полностью прояснен. Возможно, чтобы оставаться лидером, он должен принимать или делать вид, что принимает традиции, нормы и цели группы и помогать группе в достижении целей.
Лидер может восприниматься как «лучший из нас».
Чтобы стать лидером, недостаточно принять основные нормы и ценности группы. Нужно быть не только как все, а лучшим из всех, поскольку, лишь представляясь выдающейся личностью, он может служить примером для группы и символизировать «отца».
Быть «лучшим» необходимо также для того, чтобы осуществлять эффективное управление и кооперирование работы группы. Если лидер не является экспертом в области задач группы, то эти задачи или не будут выполнены, или будут выполнены крайне посредственно. Хотя лидер и должен быть «лучшим из нас», он не должен быть намного лучше; не должен он быть и намного умнее.
Во-первых, «слишком умный» не воспринимается как «один из нас».
Во-вторых, в этом случае его интересы могут быть далеки от проблем группы, он не мотивирован на помощь группе.
В - третьих, могут возникнуть проблемы коммуникабельности ввиду большого различия в интеллекте. Наконец, умный лидер предпримет нововведения, к принятию которых группа может быть не готова, поскольку они противоречат установившейся групповой идеологии.
«Хороший человек» - лидер такого типа воспринимается и ценится как реальное воплощение лучших нравственных качеств: порядочности, доброжелательности, внимательности к другим, готовности прийти на помощь и т.п.
И, наконец, «служитель» - такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.
Типы восприятия лидера отдельными членами группы часто не совпадают или накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.
1.3. Процесс выявления и развития лидерства.
В наших современных условиях лидерство основано не на традиции, а логически вытекает из психологии современного человека, хотя основной принцип - принцип превосходства, сохраняется.
Лидер обязательно должен в чем-то превосходить других членов группы (умственно, морально, силой и т. п.). Формирование лидера связано с его социальной жизнью.
Поскольку эффект внешних воздействий определяется внутренними условиями личности, то из этого можно сделать вывод, что при выделении лидера важен анализ его биографии.
Основными признаками лидерства являются:
- большее соответствие поведения социальным установкам, ценностям и нормам, принятым в данной группе;
- большая информированность о решаемой задаче, о членах группы и о ситуации в целом;
- большая выраженность личных качеств, эталонных для данной группы.
- более выраженная способность оказывать влияние на других членов группы;
- более высокая активность и инициативность индивида при решении группой совместных задач.
Данные качества являются основным стержнем лидерского потенциала.
Выявление степени выраженности этих качеств и свойств личности осуществляется с помощью различных методов: наблюдением за деятельность индивида, путем изучения его продуктов деятельности, с помощью личностных тестов.
2. ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЛИДЕРСТВА. ЕГО ВИДЫ И НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Зарубежный и российский опыт изучения лидерства.
Ключевые функции лидера - организация совместной жизнедеятельности в её различных сферах, выработка и поддержание групповых норм, внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами, принятие ответственности за результаты групповой деятельности, установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в коллективе.
По мнению некоторых исследователей вопроса лидерства, главную роль здесь играют культурные различия людей в коллективе [27, C. 43].
Исследования различных культур наглядно показывают, что одним из важнейших параметров национальной культуры является преобладание в них либо индивидуализма, либо групповой ориентации. При этом, происхождение индивидуализма и его проявления, также существенно различаются в различных культурах.
К примеру, у японцев - ярко выражена групповая ориентация, следовательно, прививать им навыки работы в команде просто нет необходимости. В то время как американцы имеют наивысший уровень индивидуализма, и им просто необходимы навыки командообразования, поэтому американские лидеры часто побуждают к сотрудничеству членов команды с помощью игр, требующих взаимодействия игроков.
Также невозможно выстроить иерархическую организацию и сконцентрировать всю власть в руках ее руководителя в эгалитарной и коллективистской культуре Нидерландов, так же, как и демократичный и неформальный стиль взаимодействия лидера со своими последователями не смогут принести ему успех в странах Ближнего Востока.
Поэтому нельзя относиться ни к японскому, ни к американскому опыту управления как к образцу, который можно перенести как кальку. В этом кроется и причина того, что пытаясь применить эффективные в США методы командообразования, в России они очень часто не срабатывают. Причина в том, что американцы не учитывают специфической психологии российского человека, а широко распространенный миф о том, что русские - «коллективисты», не совсем правда [10, C. 14].
Согласимся с мнением А. Сергеевой, которое приведено в ее книге «Русские стереотипы поведения, традиции, ментальность» «…исследователи подменяют понятия и за коллективизм выдают взаимное тяготение русских друг к другу, русская открытость в ходе общения, «чувство локтя» и потребность «быть как все», при отсутствии желания выделяться из толпы, а также пристрастие русских к массовым празднествам и народным гуляньям, к шумным компаниям, к традиции гостеприимства, то есть все то, что называют публичностью. Таким образом, происходит подмена понятий, т.к. гостеприимство, общительность, традиция народных праздников, ни желание помочь в беде ближнему, ни боязнь чужого мнения, ни стремления быть «не хуже других» - это еще не коллективизм.
Для истинного коллективизма необходимо такое восприятие мира, когда индивид ощущает себя незаменимым элементом в общей системе, осознание того, что без него эта система остановится и не будет действовать.
И такой тип сознания наиболее ярко проявляется лишь у японцев с их приверженностью к интересам «родной» компании, родного отечества. Для русских же такое сознание все же не вполне характерно, скорее наоборот - русских характерно противоположное качество - тяга к индивидуализации, быть самим по себе. Как считает философ И. Ильин, «уже такие пространства в России много облегчают приспособление людских сообществ: ведь нам нет необходимости «сживаться друг с другом», во что бы то ни стало терпеть соседей. Характерная для Запада теснота в жизни и густота населения, приучает их к организованной сплоченности. А русским же куда проще разбежаться в разные стороны, чем подстраиваться под кого-либо или взаимодействовать организованно». Так что, безоговорочно считать русских коллективистами (особенно в современной России) – заблуждение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В нашей раскрыта тема «Лидерство: врождённое или приобретённое?»
Лидерство - это один из важнейших вопросов современного менеджмента в любой организации.
И на сегодняшний день есть множество научных работ и исследований, посвященной данному вопросу. Однако до конца проблемы лидерства не изучены, и некоторые моменты до сих пор остаются неизвестны.
Лидер первичного трудового коллектива - это человек, обладающий особым авторитетом в своей группе и, следовательно, имеющий особое влияние на происходящие процессы внутри группы.
Какое положение в группе самого руководителя? Как мы и показали в данной работе, руководитель принадлежит к разным группам одновременно: с одной стороны, занимает особое руководящее положение в своем коллективе, а с другой - сам подчинен вышестоящему руководству, он также является коллегой для тех, с кем связан по работе.
В соответствии с содержанием данной работы можно сделать следующие заключения:
- Лидерство и руководство тесно взаимосвязаны. Лидерство является важнейшим компонентом эффективного руководства. Руководителю необходимо воспитывать в себе качества лидера. Организация будет функционировать успешно тогда, когда работники будут воспринимать руководителя не только как человека, которого поставили не этот пост и кому они должны подчиняться, но и как друга, наставника и ментора, который всегда придет им на помощь в затруднительных вопросах.
- Сегодня имеются серьезные возражения по поводу существования универсального набора психологических качеств, делающих человека лидером. В частности, проведя комплексный обзор исследований в области лидерства, отметим, что изучение личностных качеств лидеров дает противоречивые результаты.
- Оптимальным для руководителя является сочетание в себе качеств формального и неформального лидера.
Итого, сделаем вывод:
Лидерство - это качество, которое можно и нужно воспитывать в себе. Для этого необходимо помимо таланта много времени уделять своему развитию, иметь трудолюбие, настойчивость и упорство .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абель Д.Ф. Изменения, преобразования и лидерство: возможности для России / Д.Ф. Абель // Российский журнал менеджмента. - 2014. - № 3. - С. 129-132.
2. Авраменко Е.С. Лидерство: российский контекст / Е.С. Авраменко // Философия экономики и экономическая наука. - 2016. - № 2. - С. 50-74.
3. Адаир Д. Психология лидерства / Д. Адаир, пер. С англ. М. Котельниковой. - М.: Эксмо, 2015. - С. 63.
4. Алексеев Д.Ю. Политическое лидерство в России: основные тенденции / Д.Ю. Алексеев // Вестник ТГЭУ. - 2014. - № 1. - С. 93-100.
6. Барсенков А.С. История России: 1917-2007 / А.С. Барсенков, А.И. Вдовин. - М.: Аспект Пресс, 2012. - С. 743.
7. Беляцкий Н.П. Основы лидерства / Н.П. Беляцкий. - Мн.: БГЭУ, 2011. - 268 с.
8. Дзебоева З.А. Лидерство и власть в организации / З.А. Дзебоева // Материалы VI Международной студенческой электронной научной конференции «Студенческий научный форум». - 2014. - № 3. - С. 23.
10. Евтихов О.В. Эффективное лидерство: учеб. Пособие / О.В. Евтихов. - Красноярск: сибгау, 2012. - 132 с.
11. Крысько В.Г. Этническая психология / В.Г. Крысько. - М.: Академия, 2012. - 320 c.
12. Кудряшова Е.В. Ценности лидерства и лидерство ценностей: лидерство как предмет социально-философского анализа / Е.В. Кудряшова, М.Ю. Ананченко. - Архангельск: Поморский университет, 2004. - 225 с.