Файл: Лидерство: рождённое или приобретённое?.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общепризнанным является тот факт, что основным инструментом обеспечения устойчивых конкурентных преимуществ современных компаний становятся способности их менеджеров и лидеров учиться быстрее своих конкурентов, их умение быстро распознать новые возможности для организации, суметь организовать работу команды, найти нужных людей и пр.

Древняя восточная мудрость гласит: «Искусство вести за собой людей и управлять ими – самое трудное и высокое из всех искусств». Это было справедливо во все времена, но особенно в настоящее время, в первую очередь, в приложении к проблеме лидерства в деловом общении.

Актуальность изучения вопроса лидерства в последнее время связана с тенденцией роста влияния человеческого фактора на деятельность коллектива в организации.

Сам термин «лидер» в переводе с английского («leader») означает «ведущий», «руководящий».

Лидерство в трудовом коллективе - это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов.

До сих пор в мировой психологии отсутствует единое мнение в понимании феномена лидерства.

Различные авторы акцентируют внимание на разных его аспектах. В связи с этим, можно выделить следующие понятия лидерства:

  1. Лидерство - это отношения доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Кроме того, лидерство - это чисто психологическая характеристика поведения отдельных членов группы. Человека называют лидером лишь в том случае, если степень его влияния признается большинством членов группы или коллектива в целом;
  2. Лидерство относится к числу важнейших способов интеграции и дифференциации групповой, коллективной и массовой деятельности и общения людей. В отличие от частных механизмов социально-психологического влияния, оно постоянно воздействует на группу и всех ее членов. Никакая организация невозможна без естественного или искусственного выделения из нее отдельных лидеров, занимающих верхнюю ступень в иерархии ролей;
  3. Лидерство - фундаментальный процесс организации группового поведения. Без лидерства нет и коллектива.

Но откуда взять идеальных лидеров, как их воспитать и, возможно ли такое или же их надо искать как золотые самородки потому, что лидером человек может только родится благодаря своим генетическим и национальным особенностям? В этом заключается актуальность выбранной темы.


Главной целью данной работы является – исследовать, возможно ли воспитание лидерских качеств в будущих руководителях, провести анализ понятия лидерство и продемонстрировать важную роль лидерства в организации.

И для того, чтобы раскрыть эту цель, мы поставили следующие задачи:

1. Раскрыть и проанализировать различные подходы к проблеме современного лидерства;

2. Охарактеризовать виды лидерства, рассмотреть наиболее яркие примеры лидерского поведения руководителей российских и зарубежных компаний;

3. Проиллюстрировать проблему лидерства в рабочем коллективе.

Для решения всех перечисленных задач в ходе выполнения работы использовалась научная литература по данной теме, периодическая печать и труды классиков в сфере организационного поведения и менеджмента.

ПОНЯТИЕ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

    1. Общая характеристика вопроса лидерства

Вопрос лидерства является одним из основных вопросов современного организационного поведения и менеджмента, так как этот процесс не просто относится к проблеме интеграции групповой деятельности, а скорее всего, определяет особенности построения и функционирования всей организационной структуры компании, так как от лидерских качеств руководителя во многом зависит то, как будет функционировать компания.

Когда вопрос обозначается как «проблема лидерства», то этим лишь делается отсылка к социально-психологической традиции, связанной с исследованием данного вопроса.

В современных условиях проблема должна быть поставлена значительно шире, как проблема руководства поведением групп внутри организации и за ее пределами так же.

Поэтому крайне важно сделать, прежде всего, терминологические уточнения и развести понятия «лидер» и «руководитель», и понять что это далеко не тождественные понятия.

В русском языке для обозначения этих двух различных явлений существуют два специальных термина (так же, впрочем, как и в немецком, но не в английском языке, где «лидер» употребляется в обоих случаях) и определены различия в содержании этих терминов.

Изначально понятие лидера трактовалось как некий член группы, который занимал лидирующие позиции постепенно в результате взаимодействия членов группы при решении конкретных задач.


Такой индивид демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.

Другими словами, лидер выполняет в каждой конкретной ситуации, какие-либо функции и задачи которые он берет на себя, выделяясь тем самым из общего коллектива.

Остальная часть группы принимает позиции руководства, это они так строят отношения с лидером, которые предполагают, что лидер будет вести, а остальные будут руководствоваться указаниями и будут ведомыми.

Процесс лидерства может быть довольно спорным: мера "требований" лидера и мера готовности других членов группы взять на себя ведущую роль могут НЕ совпадать. Чтобы узнать реальные возможности лидера, нужно понимать, как другие члены группы воспринимают лидера.

Мера влияния лидера на группу также не является постоянной ценностью: при определенных обстоятельствах лидерская ёмкость может быть увеличена, а при других обстоятельствах, напротив, сократится.

Лидерство - это произвольное (целенаправленное) воздействие на людей и их сообщества, что приводит к их сознательное и активное поведение и деятельность, согласно намерениям руководителя.

Можно выделить следующие различия между руководством и лидерством:

1) лидер в основном призван регулировать межличностные отношения в группе, а руководитель регулирует официальные отношения группы как определенной социальной организации;

2) лидерство может быть найдено в микросреде (которой является малая группа), руководство - элемент резонанс, то есть она связана со всей системой социальных отношений;

3) лидерство возникает стихийно, руководитель каждой реальной социальной группы или назначается, или выбирается, но так или иначе, этот процесс не является спонтанным, а напротив - целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов социальной структуры;

4) явление лидерства менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы, в то время как руководство - явление более стабильное;

5) руководство подчиненными в отличие от лидерства обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках лидера нет;

6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности;


7) сфера деятельности лидера - в основном малая группа, где он и является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую группу в более широкой социальной системе.

Данные различия подводят нас к следующим определениям понятий «руководство» и «лидерство»:

  • Руководство - есть процесс правового воздействия, осуществляемый руководителем на основе власти, данной ему государством или группой (в случаях, если руководитель избирается);
  • Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. Руководство основано на принципах правовых отношений, социального контроля и применения дисциплинарной практики;
  • В свою очередь, лидерство - это процесс психологического влияния одного человека на других при их совместной жизнедеятельности, который осуществляется на основе восприятия, подражания, внушения, понимания друг друга. Лидерство - чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы и основано на принципах свободного общения, взаимопонимания и добровольности подчинения.

Таким образом, управленческую деятельность в широком смысле слова может осуществлять не только руководитель, но и лидер. Социально приемлемым и эффективным в современных условиях является руководство людьми, осуществляемое в форме лидерства.

В идеале эти две роли должен выполнять один и тот же человек, но бывает не всегда. Преимущества лидера заключаются в том, что за ним организация признает моральное право принятия решения в значимых для нее ситуациях.

Руководитель - это человек, который занимает вершину на иерархической лестнице статуса и престижа членов организации, и он к сожалению не всегда лидер.

Как видно из приведенных соображений, лидер и руководитель имеют, тем не менее, дело с однопорядковым типом проблем, а именно, они призваны стимулировать группу, нацеливать её на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Хотя по происхождению лидер и руководитель различаются, в психологических характеристиках их деятельности существуют общие черты, что и дает право при рассмотрении данного вопроса описывать эту деятельность как идентичную, хотя это не является вполне точным.

Лидерство - чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы. Руководство в большей степени есть социальная характеристика отношений в группе, прежде всего, с точки зрения распределения ролей управления и подчинения. В отличие от лидерства, руководство выступает как регламентированный обществом правовой процесс. Чтобы изучить психологическое содержание деятельности руководителя, можно использовать знание механизма лидерства, но одно знание этого механизма ни в коем случае не дает полной характеристики деятельности руководителя.


1.2. Условия, в которых формируются лидерские качества

Лидер - существенное звено социальной группы. Как только на свет появляется какая-либо человеческое общество, в её структуре рождается и свой лидер.

Взаимоотношения между людьми в организации и их поведение достаточно сложны и неоднозначны. К одним руководителям, изобретательным в деловой деятельности, работники относятся с симпатией и стремятся к ним, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.

Сотрудники - лидеры иногда в большей степени, чем управленческий персонал, задают тон жизни организации ее пульс и направление деятельности. Выискивая новые виды работы, ставя перед собой более сложные задачи и т.д.

Авторитет лидера и сила его воздействия часто превосходят влияние формальных руководителей.

По особенностям поведения и некоторым свойствам характера людей в организации можно классифицировать на следующие группы:

  • лидеры и организаторы, имеющие твердую целеустремленность;
  • активисты, обладающие личной инициативой при необязательной твердости их характера;
  • исполнители;
  • одиночки, живущие своей жизнью;
  • бунтари, вступающие в борьбу против вожаков, против установлений, принятых в коллективе;
  • затравленные члены коллектива (по Г. Фортунатову).

Наличие этих малых групп внутри коллектива объясняется избирательностью человеческого общения.

Одни сотрудники ищут общества наиболее подвижных, активных лидеров, других привлекают тихие, пассивные руководители рядом с которыми «тепло и уютно», не надо особо напрягаться.

Одни увереннее себя чувствуют рядом с сильными и решительными. Другие, наоборот, предпочитают дружить со слабыми, робкими, находя удовлетворение в покровительстве и самоутверждении.

Лидер - это прежде всего активная, инициативная личность, которая способна изменить внешнюю ситуацию и координировать деятельность других, организовать и повести их за собой.

Изучая взаимоотношения людей, исследователь А. С. Залужный выявил типологию лидеров, которых подразделил на «…ситуативных (лидер-интеллектуал, лидер-организатор, эмоциональный лидер и т. д.) и постоянных.

Расхожее мнение о том, что некоторые люди "от природы" не способны к лидерству, далеко от истины, лидером может быть и бывает в действительности при соответствующих условиях каждый человек, сейчас один, в следующий момент другой и т. д.