Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 6
Введение.
Отличительной особенностью здорового гражданского общества является наличие моральных ценностей и нравственных критериев, которые позволяют не просто обеспечивать функционирование социальных институтов, но и определять приоритеты и индикаторы развития. Это состояние дает возможность критически осмыслить объективно сложившуюся социально-политическую практику, наметить пути и способы ее коррекции и оптимизации.
Коррупция сопровождает каждое государство с момента самого развития, и еще не одно не смогло окончательно изжить данное явление в полной мере. Тем не менее общество и каждое государство в целом обращаются к этой теме, что свидетельствует о том, что общество и государство находятся на
стадии осмысления проблемы коррупции, близки к пониманию того
вреда, который она действительно наносит стране, и пытаются разобраться с тем, как этот вред минимизировать.
Несмотря на прилагаемые усилия и принимаемые меры, уровень
коррупции в нашей стране практически не снижается. Особую озабоченность вызывают проявления коррупции не только в правоохранительных органах и судебной системе, но в не меньшей степени и преступления в сфере образования. Это обусловлено во многом тем, что
правонарушения коррупционной направленности носят латентный
характер. Как показывает практика, их нелегко выявить, сложно
расследовать и еще сложнее добиться привлечения к уголовной
ответственности в суде лиц, подозреваемых в коррупционных преступлениях.
«Коррупция – очень большая системная проблема нашей страны, и нам еще потребуется огромное количество усилий для того, чтобы эту ситуацию исправить», - сказал Д.А.Медведев
Определение и сущность.
Коррупция:
а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б) совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица;
Таким образом, в Федеральном законе «О противодействии коррупции» (ред. от 16.12.2019 № 432-ФЗ) термин «коррупция» раскрыт законодателем посредством
перечисления противоправных действий, которые являются типичными проявлениями коррупции (злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп) и указанием на сущностный признак
коррупции – незаконное использование лицом своего должностного
положения вопреки законным интересам общества и государства, сопряженное с получением выгоды, либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими лицами.
Существует значительное множество форм коррупции, не подпадающих под указанное определение. Лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, традиции перехода политических лидеров и государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет госбюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, использование связей преступных сообществ и т.д. являются завуалированными формами коррупции».
Кроме того, перечень деяний исследуемой нормы не соответствует ни
структуре УК РФ и даже данные составы преступлений находятся не в
порядке возрастания общественной опасности. В представленном перечне по
не понятным причинам отсутствует и такой состав преступления как
превышение должностных полномочий, предусмотренный ст. 286 УК РФ (превышение служебных полномочий),
хотя его общественная опасность намного выше, чем состав преступления,
предусмотренный статьей 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями).
Рассмотрев вопрос сущности и понятии коррупции можно сделать
вывод о том, что существует два основных подхода к выработке понятия и
сущности этого явления. Первый основывается на попытке выработки
самостоятельного понятия коррупции, как отдельного вида правонарушения,
с собственным составом признаков. Второй предполагает подведение
отдельных составов правонарушений, под понятие явления коррупции и
обозначения их, как правонарушений коррупционной направленности. И тот
и другой метод имеют свои сильные и слабые стороны. На мой взгляд, очень
трудно учесть все коррупционные элементы в одном понятие, тем более что
явление это постоянно видоизменяется, в связи с постоянным развитием
общественных отношений. Так же я считаю, что понятие коррупции должно
обладать наиболее общими признаками, чтобы быть более пластичным.
Также, должно постоянно обновляться антикоррупционное
законодательство, чтобы учесть постоянные тенденции развития коррупции,
процесс введения новых изменений должен быть более гибким и
оперативным
Виды коррупции.
Выработать универсальное определение коррупции достаточно сложно, так же, как и выработать классификацию видов данного явления. Тем не менее М. Джонстон предложил достаточно крупную классификацию коррупции по типам:
- взятки чиновников в сфере торговли (за продажу нелегально
произведенной продукции, завышение качества товаров и т.д.);
- отношения в патронажных системах, в том числе покровительство «боссов» на основе земляческих, родственных, партийных принципов;
- дружба и кумовство;
- а также так называемая кризисная коррупция, обусловленная тем,
что предприниматели вынуждены работать в условиях
чрезвычайного риска, когда решения органов власти могут привести к
существенным для бизнеса изменениям и потому эти решения становятся
предметом торговли28
. Коррупция как социально-правовое явление может быть классифицирована по самым различным основаниям. Например, в зависимости от сферы проникновения коррупционных отношений следует различать следующие виды коррупции:
1.Коррупция в сфере государственного управления.
2.Коррупция в сфере законодательной власти (т. н. парламентская коррупция).
3.Коррупция в сфере судебной власти.
4.Коррупция в сфере экономики.
5.Коррупция в сфере образования.
6.Коррупция в сфере здравоохранения и т. д.
В зависимости от того, какое место занимают коррумпированные чиновники в иерархии, коррупцию принято делить на коррупцию
в высших эшелонах власти (вершинная) и низовую коррупцию.
В первом случае речь идет о федеральных политиках и политиках уровня субъекта федерации, высшем и среднем чиновничестве. Данный вид коррупции характеризуется: 1) высоким и очень высоким социальным статусом ее субъектов; 2) изощренно-интеллектуальными способами коррупционных действий; 3) огромным материальным и моральным ущербом, наносимым государству коррупционными действиями; 4) высоким уровнем латентности коррупционных проявлений; 5) снисходительным отношением органов государственной власти к этой группе коррупционеров. Во втором случае – низовая коррупция. Она имеет место на низшем уровне государственного аппарата, она непосредственно связана с взаимодействием чиновников и граждан (например, наложение и взыскание штрафов, выдача лицензий, оформление регистраций и т. п.).
Меры по профилактике коррупции
Профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер:
1) формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению;
2) антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов;
3) предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
Основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции:
Основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются:
1) проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции;
2) создание механизма взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с общественными и парламентскими комиссиями по вопросам противодействия коррупции, а также с гражданами и институтами гражданского общества;
3) принятие законодательных, административных и иных мер, направленных на привлечение государственных и муниципальных служащих, а также граждан к более активному участию в противодействии коррупции, на формирование в обществе негативного отношения к коррупционному поведению;
4) совершенствование системы и структуры государственных органов, создание механизмов общественного контроля за их деятельностью;
5) введение антикоррупционных стандартов, то есть установление для соответствующей области деятельности единой системы запретов, ограничений и дозволений, обеспечивающих предупреждение коррупции в данной области;
Заключение.
Историческое многообразие форм, проявлений и мотивов коррупционного поведения во всех странах мирах, как отметил Президент России В.В. Путин, свидетельствует: «Коррупция, к сожалению, присуща современному обществу. Но, – подчеркнул он, – это не значит, что с этим не надо бороться!»
Данное явление чувствует себя уверенно при любом государственном строе
. Для Российской Федерации проблемность ситуации состоит в том, что на протяжении многих десятилетий коррупционные проявления оставались в нашей стране как бы в тени. Тем не менее в настоящее время создано множество нормативно-правовых актов, регулирующих антикоррупционную деятельность.