Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 143
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие информационный безопасности
1.1. Ключевые принципы безопасности
1.2. Дополнительные принципы информационный безопасности
2. Угрозы информационной безопасности
3. Методы обеспечения информационной безопасности
4. Методы обеспечения информационной безопасности РФ
На сегодняшний день существует большой арсенал методов обеспечения информационной безопасности:
- средства идентификации и аутентификации пользователей;
- средства шифрования информации, хранящейся на компьютерах и передаваемой по сетям;
- межсетевые экраны;
- виртуальные частные сети;
- средства контентной фильтрации;
- инструменты проверки целостности содержимого дисков;
- средства антивирусной защиты;
- системы обнаружения уязвимостей сетей и анализаторы сетевых атак.
Каждое из перечисленных средств может быть использовано как самостоятельно, так и в интеграции с другими. Это делает возможным создание систем информационной защиты для сетей любой сложности и конфигурации, не зависящих от используемых платформ.
«Комплекс 3А» включает аутентификацию (или идентификацию), авторизацию и администрирование. Идентификация и авторизация это ключевые элементы информационной безопасности. При попытке доступа к информационным активам функция идентификации собирает данные о пользователе. Функция авторизации отвечает за разграничение прав доступа. Каждый авторизованный пользователь имеет доступ только к разрешенной администратором сети информации. Функция администрирования заключается в наделении пользователя определенными идентификационными особенностями в рамках данной сети и определении объема допустимых для него действий. Системы шифрования позволяют минимизировать потери в случае несанкционированного доступа к данным, хранящимся на жестком диске или ином носителе, а также перехвата информации при ее пересылке по электронной почте или передаче по сетевым протоколам. Задача данного средства защиты - обеспечение конфиденциальности. Основные требования, предъявляемые к системам шифрования - высокий уровень криптостойкости и легальность использования на территории России (или других государств).
Межсетевой экран представляет собой систему или комбинацию систем, образующую между двумя или более сетями защитный барьер, предохраняющий от несанкционированного попадания в сеть или выхода из нее пакетов данных.
Основной принцип действия межсетевых экранов – проверка каждого пакета данных на соответствие входящего и исходящего IP-адреса в базе разрешенных адресов.
Говоря о криптографии и межсетевых экранах, следует упомянуть о защищенных виртуальных частных сетях (Virtual Private Network - VPN). Их использование позволяет решить проблемы конфиденциальности и целостности данных при их передаче по открытым коммуникационным каналам
Все изменения на рабочей станции или на сервере могут быть отслежены администратором сети или другим авторизованным пользователем благодаря технологии проверки целостности содержимого жесткого диска. Это позволяет обнаруживать любые действия с файлами (изменение, удаление или же просто открытие) и определить активность вирусов, несанкционированный доступ или кражу данных авторизованными пользователями. Контроль осуществляется на основе анализа контрольных сумм файлов.
Разработаны технологии моделирования поведения, позволяющие обнаруживать вновь создаваемые вирусные программы. Обнаруживаемые объекты могут подвергаться лечению, изолироваться (помещаться в карантин) или удаляться. Защита от вирусов может быть установлена на рабочие станции, файловые и почтовые сервера, межсетевые экраны, работающие под практически любой из распространенных операционных систем, на процессорах различных типов.
Для противодействия естественным угрозам информационной безопасности в компании должен быть разработан и реализован набор процедур по предотвращению чрезвычайных ситуаций (например, по обеспечению физической защиты данных от пожара) и минимизации ущерба в том случае, если такая ситуация всё-таки возникнет. Один из основных методов защиты от потери данных - резервное копирование с четким соблюдением установленных процедур (регулярность, типы носителей, методы хранения копий и т.д.).
4. Методы обеспечения информационной безопасности РФ
Информационная безопасность Российской Федерации является одной из составляющих национальной безопасности Российской Федерации и оказывает влияние на защищенность национальных интересов Российской Федерации в различных сферах жизнедеятельности общества и государства. Угрозы информационной безопасности Российской Федерации и методы ее обеспечения являются общими для этих сфер.
Согласно Доктрине информационной безопасности Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646[4] информационная безопасность Российской Федерации - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних информационных угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод человека и гражданина, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальная целостность и устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации, оборона и безопасность государства;
Общие методы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации разделяются на правовые, организационно-технические и экономические.
Рис. 1. Методы обеспечения информационной безопасности
4.1. Правовые методы
К правовым методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относится разработка нормативных правовых актов, регламентирующих отношения в информационной сфере, и нормативных методических документов по вопросам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации.
Наиболее важными направлениями этой деятельности являются:
• внесение изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, регулирующее отношения в области обеспечения информационной безопасности, в целях создания и совершенствования системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации, устранения внутренних противоречий в федеральном законодательстве, противоречий, связанных с международными соглашениями, к которым присоединилась Российская Федерация, и противоречий между федеральными законодательными актами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, а также в целях конкретизации правовых норм, устанавливающих ответственность за правонарушения в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
• законодательное разграничение полномочий в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, определение целей, задач и механизмов участия в этой деятельности общественных объединений, организаций и граждан;
• разработка и принятие нормативных правовых актов Российской Федерации, устанавливающих ответственность юридических и физических лиц за несанкционированный доступ к информации, ее противоправное копирование, искажение и противозаконное использование, преднамеренное распространение недостоверной информации, противоправное раскрытие конфиденциальной информации, использование в преступных и корыстных целях служебной информации или информации, содержащей коммерческую тайну;
• уточнение статуса иностранных информационных агентств, средств массовой информации и журналистов, а также инвесторов при привлечении иностранных инвестиций для развития информационной инфраструктуры России;
• законодательное закрепление приоритета развития национальных сетей связи и отечественного производства космических спутников связи;
• определение статуса организаций, предоставляющих услуги глобальных информационно-телекоммуникационных сетей на территории Российской Федерации, и правовое регулирование деятельности этих организаций;
• создание правовой базы для формирования в Российской Федерации региональных структур обеспечения информационной безопасности.
4.2 Организационно-технические методы
К организационно-техническим методам обеспечения информационной безопасности Российской Федерации относятся:
• создание и совершенствование системы обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
• усиление правоприменительной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, включая предупреждение и пресечение правонарушений в информационной сфере, а также выявление, изобличение и привлечение к ответственности лиц, совершивших преступления и другие правонарушения в этой сфере;
• разработка, использование и совершенствование средств защиты информации и методов контроля эффективности этих средств, развитие защищенных телекоммуникационных систем, повышение надежности специального программного обеспечения;
• создание систем и средств предотвращения несанкционированного доступа к обрабатываемой информации и специальных воздействий, вызывающих разрушение, уничтожение, искажение информации, а также изменение штатных режимов функционирования систем и средств информатизации и связи;
• выявление технических устройств и программ, представляющих опасность для нормального функционирования информационно-телекоммуникационных систем, предотвращение перехвата информации по техническим каналам, применение криптографических средств защиты информации при ее хранении, обработке и передаче по каналам связи, контроль за выполнением специальных требований по защите информации;
• сертификация средств защиты информации, лицензирование деятельности в области защиты государственной тайны, стандартизация способов и средств защиты информации;
• совершенствование системы сертификации телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения автоматизированных систем обработки информации по требованиям информационной безопасности;
• контроль за действиями персонала в защищенных информационных системах, подготовка кадров в области обеспечения информационной безопасности Российской Федерации;
• формирование системы мониторинга показателей и характеристик информационной безопасности Российской Федерации в наиболее важных сферах жизни и деятельности общества и государства.
Объектами защиты являются:
- речевая информация;
- данные, передающиеся техническими средствами.
В защите нуждаются как основные техсредства и системы, задействованные в работе с защищаемыми данными, так и вспомогательные техсредства и системы, а также заранее определенные помещения.
Организационная защита информации состоит в своде правил, составленных на основе правовых актов РФ, призванных предотвратить неправомерное овладение конфиденциальными данными.
Организационный метод обеспечения информационной безопасности имеет следующие составляющие:
- создание режима охраны информации;
- разработка правил взаимоотношений между сотрудниками;
- регламентация работы с документами;
- правила использования технических средств в рамках существующего правового поля РФ;
- аналитическая работа по оценке угроз информационной безопасности.
Защита информационной инфраструктуры от несанкционированного доступа обеспечивается регламентацией доступа субъектов (работников) к объектам (носителям данных и каналам их передачи). Организационный метод обеспечения информационной безопасности не подразумевает использования технического инструментария.
Применение же технического оборудования и различных программ для обеспечения информационной безопасности, включая системы управления базами данных, прикладное ПО, различные шифровальщики, DLP-системы и SIEM-системы, исключающих утечки данных через компьютерную сеть, относится к техническому методу обеспечения информационной защиты.
4.3 Экономические методы
К экономическим методам обеспечения информационной
безопасности Российской Федерации относятся:
• разработку программ обеспечения информационной безопасности Российской Федерации и определение порядка их финансирования;
• совершенствование системы финансирования работ, связанных с реализацией правовых и организационно-технических методов защиты информации, создание системы страхования информационных рисков физических и юридических лиц.