Файл: Лидерами рождаются или становятся.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Изучением проблемы лидерства были заняты умы ученых на протяжении многих веков. Разгадать секреты лидерства пытались Аристотель, Конфуций, Платон, Монтескье, Макиавелли и многие другие, труды которых приближают к пониманию механизмов эмоциональных воздействий.

Справедливо заметить, что нет детей, от рождения не способных к лидерству, но и не стоит отвергать существование некоторых предрасположенностей, таких как темперамент, воспитание.

В разные периоды жизни каждый ребенок, пусть эпизодически и не продолжительно, но все же бывает в роли лидера. Иными словами, в самых различных, жизненных ситуациях коллективной жизни выделяются конкретные члены коллектива, превосходящие других в определенных качествах.

И поскольку именно эти качества оказываются востребованными в данной ситуации, их обладатель становится лидером. Появление лидера – это совокупность таких факторов как время, соответствующее обстоятельствам, требующее от личности проявления необходимых качеств именно для данной ситуации. Важно и необходимо, чтобы результат соответствовал потребностям и ожиданиям окружающих. При оценке успешности и эффективности деятельности лидера важен не столько объективный результат, сколько субъективное принятие этой успешности самим коллективом.

Известны две полярно различные точки зрения.

Первая точка зрения– предполагает наличие врожденных качеств лидера, и считает, что обучение и воспитание не играет решающего значения. Такое мнение основано на предположении, что личность имеет определенный набор способностей от рождения, и только их врожденная развитость выделяет лидеров. Приводят следующие врожденные свойства:

1. самосохранения;

2. продолжения рода;

3. познания;

4. доминирования;

5. свободы и сохранения достоинства.

Якобы человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и считается судьбой. В этом есть некоторый фатализм, что заставляет сомневаться в бесспорности такой точки зрения. От того, какой именно инстинкт является приоритетным у конкретного человека, зависит его типология по доминирующему инстинкту.

Вторая точка зрения предполагает наличие врожденных способностей и потребностей, на которые накладываются влияния условий жизни и характер воспитания. Лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера, например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению и анализу. Необходимо также учитывать индивидуальные особенности, потребности и темперамент.


Достаточно развитая потребность в признании, равно как и стремление к превосходству, становятся действенными «двигателями» развития лидерских качеств. Стремление к лидерству – явление социальное, подразумевающее наличие группы индивидов, без таковой лидерство невозможно. С раннего детства человек растет и развивается в тесном взаимодействии с людьми, следовательно, жизненная потребность в признании становится «постоянным попутчиком» человека на протяжении всей жизни. Лидерство же ничто иное, как признание окружающими прав индивида на лидирующую позицию, именно по этой причине признание становится главной мотивирующей силой в желании достижения успеха! Признание является стимулирующим фактором, побуждающим к активным, энергичным действиям, активизирует личность и наделяет ее настойчивостью, упорством в достижении самых различных целей.

  1. Понятие лидерства.

Слово "лидер" в переводе с английского ("leader" - лидер) означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Но все эти слова, кроме слова ведущий, не отражают современные взгляды на лидерство, они подходят к устаревшим, ранним трактовкам лидерства. Если посмотреть глубже на происхождение слова, то корень в слове лидер означает «путь» или «дорога». Глагол лидировать означает «путешествовать». Таким образом, лидер — это тот, кто, идя впереди, показывает своим спутникам дорогу. И это уже более близко к сути лидерства. Это упрощенные трактовки, построенные только лишь на переводах слов.(2)

Лидерство – это способность вести за собой людей с помощью процесса влияния на них для достижения определенных целей. Этой способностью могут обладать, как отдельные люди, так и группы людей, а также целые организации. Сразу отметим, что лидерство – это и способность вести за собой и процесс влияния, через который реализуется способность вести. То есть это и свойство субъекта, и его действия. Тех, кто, оказывая влияние, ведет за собой, называют лидерами.

"Лидерство - это искусство побуждать людей делать то, что вам нужно, да еще и потому что они хотят сделать это" - Дуайт Д. Эйзенхауэр , американский государственный и военный деятель.

Но бесспорно, что лидерство – это и наука (знания), которые преобразуются в практику (навыки, умения, модели поведения, строящиеся на реализации личных качеств), и искусство (создание нового знания, собственных приемов лидерства, творчество).

В этой связи можно предложить такую модель лидерства:


(ЛК + ПН) × (ПУ + ПК)

где ЛК – личные качества;

ПН – приобретенные навыки;

ПУ – психологическая установка;

ПК – поведенческая компетентность.

Эта модель отражает индивидуальное лидерство, но не групповое и не стратегическое.(1)

Элементы лидерства.

Лидерство – это не просто проявление воли, желаний и способностей отдельно взятого человека. Чтобы лидерство состоялось как процесс влияния, как способность повести за собой, требуются еще некоторые обязательные элементы.

"Эффективный менеджмент заключается в дисциплине, точнее в ее осуществлении" - Стивен Кови.

В структуру лидерства входят шесть основных элементов:

1) лидер — с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;

2) последователи — со своими качествами и возможностями для реализации целей;

3) задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;

4) ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;

5) группа, в которой происходят все процессы межличностного взаимодействия.

6) среда, в которой находится группа, лидер и последователи.

Связь, влияние друг на друга этих элементов составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образует реальный процесс лидерства.(1)

Каждый из нас в какой-либо ситуации какое-то время проявлял лидерство – лидерство в семье, в кругу друзей и т.д., лидерство при принятии конкретного решения и прочих обстоятельствах. Понятие лидерства связано с лидирующей позицией человека некоторое время, даже когда сама по себе деятельность этого человека воспринимается со стороны как незначительная, не очень весомая. Лидирующая позиция означает, что человек влиял на решения и поведение других людей.

"Ключ к успешному руководству лежит во влиянии, не в авторитете" - Кеннет Бланшар , американский автор и эксперт по менеджменту.

Однако очень важно понимать, что лидером можно считать только того, кто неоднократно занимал лидирующую позицию и находился в ней достаточно долгое время.

  1. Лидерство и управление.

Лидерство и управление дополняют друг друга, необходимо и то и другое. Общее между управлением и лидерством состоит во взаимодействии людей и во влиянии, воздействии одних людей (руководителей, лидеров) на других (подчиненных, последователей).

Но между ними есть существенные различия. Лидерство – это лишь один из типов управленческих отношений, базирующийся на социальном взаимодействии. Лидер – это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Главная суть лидерства состоит в наличии последователей, а не просто сотрудников и подчиненных.


Воздействие на людей с помощью должности является формальным лидерством, оно тождественно руководству. Процесс влияния через личностные черты и использование ситуационных факторов является неформальным лидерством.(3)

Отличия менеджера от лидера: первый – администратор, второй инноватор.

"Инновации - вот что отличает лидера от его последователей", - Стив Джобс , основатель компании Apple.

Отличия менеджера от лидера: первый поручает, второй – вдохновляет.

"Если мы посмотрим вперед, в следующее столетие, мы увидим, что лидерами будут те, кто вдохновляет других" - Билл Гейтс , со-основатель компании Microsoft.

Отличия менеджера от лидера: первый контролирует, второй – доверяет.

"Придать людям уверенность в себе - едва ли не самое важное, что я могу сделать. Потому что тогда они станут действовать" - Джек Уэлч

Отличия менеджера от лидера: первый – делает дело правильно, второй – делает правильное дело.

"Менеджмент делает все правильно. Лидер делает правильные вещи" - Питер Друкер , один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.

Отличия менеджера от лидера: первый – полагается на систему, второй – полагается на людей.

"Лидерство - это искусство дать людям платформу для воплощения своих идей в жизнь" - Сет Годин , автор книги "Лидер есть в каждом".

Отличия менеджера от лидера: первый – руководствуется планом, втором – руководствуется видением.

"Люди спрашивают, в чем разница между лидером и боссом. Лидер ведет за собой, а босс управляет" - Теодор Рузвельт , 26-й президент США.

В задачи управления входит сохранение стабильности и повышение эффективности организации. В задачи лидерства входит создание образа будущего и формирование корпоративной культуры, благоприятной для мотивации членов группы, развития их личных качеств и проведения изменений. Руководитель должен выполнять много функций – контролировать, планировать, мотивировать (мотивация наиболее близка к лидерству, она соединяет больше всего управление и лидерство, так как мотивация – это влияние на других с целью побудить к достижению цели, именно так, на наш взгляд, ошибочно иногда трактуют и лидерство, но это определение можно отнести и к власти, и к мотивации, потеряно главное – вести за собой, особый тип взаимодействий и т.д. Функция лидера – указывать путь, направлять через взаимодействие и создание среды.(4)

  1. Лидерство и власть.


Власть – это способность одного человека влиять на поведение другого в нужном направлении независимо от его желания. В основе власти всегда лежит зависимость. Зависимость - такой характер отношений, при которых один человек вынужден поступать, мыслить или чувствовать так, как к этому подводит другой человек (или обстоятельства, условия).

В лидерстве используются разные виды власти, следовательно, и влияние, которое должно отвечать условиям: влияние должно быть постоянным, воздействие должно быть на всю группу, лидер должен иметь приоритет во влиянии и влияние должно опираться на авторитет лидера.(1)

"Руководство - это решение проблем. В тот день, когда солдаты перестанут идти к вам со своими проблемами, вы перестанете быть лидером в их глазах. Они либо потеряли уверенность в том, что вы можете помочь им, или сделали выводы, что вас не волнуют их проблемы. Так или иначе, это ошибка руководства" - Колин Пауэлл , 65-й госсекретарь США, генерал вооруженных сил

Власть реализуется через влияние, а инструменты влияния или основы власти могут быть разные. Соответственно выделяют и разные виды власти: основанные на страхе, убеждении, вознаграждении, эмоциональная власть и власть коммуникаций.

Если через инструменты влияния можно применить власть, то источником власти будет являться формальная позиция (должность) в организации, личностные качества (харизматичность, эмоциональный интеллект, способность манипулировать другими, способность подчинять и вести за собой), знания (необходимое условие для подчинения людей) и обладание незаменимыми и ограниченными ресурсами.(5)

"Задача лидера быть сильным, но не грубым; добрым, но не слабым; дерзким, но не агрессивным; вдумчивым, но не ленивым; скромным, но не робким; амбициозным, но не высокомерным; с чувством юмора, но без глупостей" - Джим Рон , предприниматель, автор и мотивационный оратор.

  1. Индивидуальное лидерство.

«Лидеры должны быть построены из правильного материала». Такое объяснение лидерства дают теории черт.

Р.Манн выделил те качества, которые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера:

  • интеллект;
  • приспосабливаемость;
  • общительность;
  • способность влиять на людей;
  • отсутствие консерватизма;
  • восприимчивость и эмпатия, т.е. умение понять другого, вжиться в его роль.

Многие черты заложены природой. Но выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты. В этой связи интересно высказывание: "Лидерство - это могущественный союз двух факторов - стратегии и характера. Но если вам придется выбирать между ними, откиньте стратегию" - Норман Шварцкопф , американский военачальник, глава операции "Буря в пустыне".