Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
Введение
Изучением проблемы лидерства были заняты умы ученых на протяжении многих веков. Разгадать секреты лидерства пытались Аристотель, Конфуций, Платон, Монтескье, Макиавелли и многие другие, труды которых приближают к пониманию механизмов эмоциональных воздействий.
Справедливо заметить, что нет детей, от рождения не способных к лидерству, но и не стоит отвергать существование некоторых предрасположенностей, таких как темперамент, воспитание.
В разные периоды жизни каждый ребенок, пусть эпизодически и не продолжительно, но все же бывает в роли лидера. Иными словами, в самых различных, жизненных ситуациях коллективной жизни выделяются конкретные члены коллектива, превосходящие других в определенных качествах.
И поскольку именно эти качества оказываются востребованными в данной ситуации, их обладатель становится лидером. Появление лидера – это совокупность таких факторов как время, соответствующее обстоятельствам, требующее от личности проявления необходимых качеств именно для данной ситуации. Важно и необходимо, чтобы результат соответствовал потребностям и ожиданиям окружающих. При оценке успешности и эффективности деятельности лидера важен не столько объективный результат, сколько субъективное принятие этой успешности самим коллективом.
Известны две полярно различные точки зрения.
Первая точка зрения– предполагает наличие врожденных качеств лидера, и считает, что обучение и воспитание не играет решающего значения. Такое мнение основано на предположении, что личность имеет определенный набор способностей от рождения, и только их врожденная развитость выделяет лидеров. Приводят следующие врожденные свойства:
1. самосохранения;
2. продолжения рода;
3. познания;
4. доминирования;
5. свободы и сохранения достоинства.
Якобы человек рождается с генетической программой приспособления, со своим призванием, которое и считается судьбой. В этом есть некоторый фатализм, что заставляет сомневаться в бесспорности такой точки зрения. От того, какой именно инстинкт является приоритетным у конкретного человека, зависит его типология по доминирующему инстинкту.
Вторая точка зрения предполагает наличие врожденных способностей и потребностей, на которые накладываются влияния условий жизни и характер воспитания. Лидерский потенциал можно развивать, хотя для этого необходимы определенные задатки психофизиологического характера, например, хорошее здоровье, развитое внимание и память, способность к продуктивному мышлению и анализу. Необходимо также учитывать индивидуальные особенности, потребности и темперамент.
Достаточно развитая потребность в признании, равно как и стремление к превосходству, становятся действенными «двигателями» развития лидерских качеств. Стремление к лидерству – явление социальное, подразумевающее наличие группы индивидов, без таковой лидерство невозможно. С раннего детства человек растет и развивается в тесном взаимодействии с людьми, следовательно, жизненная потребность в признании становится «постоянным попутчиком» человека на протяжении всей жизни. Лидерство же ничто иное, как признание окружающими прав индивида на лидирующую позицию, именно по этой причине признание становится главной мотивирующей силой в желании достижения успеха! Признание является стимулирующим фактором, побуждающим к активным, энергичным действиям, активизирует личность и наделяет ее настойчивостью, упорством в достижении самых различных целей.
Слово "лидер" в переводе с английского ("leader" - лидер) означает "руководитель", "глава", "командир", "вождь", "ведущий". Но все эти слова, кроме слова ведущий, не отражают современные взгляды на лидерство, они подходят к устаревшим, ранним трактовкам лидерства. Если посмотреть глубже на происхождение слова, то корень в слове лидер означает «путь» или «дорога». Глагол лидировать означает «путешествовать». Таким образом, лидер — это тот, кто, идя впереди, показывает своим спутникам дорогу. И это уже более близко к сути лидерства. Это упрощенные трактовки, построенные только лишь на переводах слов.(2)
Лидерство – это способность вести за собой людей с помощью процесса влияния на них для достижения определенных целей. Этой способностью могут обладать, как отдельные люди, так и группы людей, а также целые организации. Сразу отметим, что лидерство – это и способность вести за собой и процесс влияния, через который реализуется способность вести. То есть это и свойство субъекта, и его действия. Тех, кто, оказывая влияние, ведет за собой, называют лидерами.
"Лидерство - это искусство побуждать людей делать то, что вам нужно, да еще и потому что они хотят сделать это" - Дуайт Д. Эйзенхауэр , американский государственный и военный деятель.
Но бесспорно, что лидерство – это и наука (знания), которые преобразуются в практику (навыки, умения, модели поведения, строящиеся на реализации личных качеств), и искусство (создание нового знания, собственных приемов лидерства, творчество).
В этой связи можно предложить такую модель лидерства:
(ЛК + ПН) × (ПУ + ПК)
где ЛК – личные качества;
ПН – приобретенные навыки;
ПУ – психологическая установка;
ПК – поведенческая компетентность.
Эта модель отражает индивидуальное лидерство, но не групповое и не стратегическое.(1)
Элементы лидерства.
Лидерство – это не просто проявление воли, желаний и способностей отдельно взятого человека. Чтобы лидерство состоялось как процесс влияния, как способность повести за собой, требуются еще некоторые обязательные элементы.
"Эффективный менеджмент заключается в дисциплине, точнее в ее осуществлении" - Стивен Кови.
В структуру лидерства входят шесть основных элементов:
1) лидер — с определенными личностными чертами, способностями и возможностями, ориентированными на цель;
2) последователи — со своими качествами и возможностями для реализации целей;
3) задачи, которые взаимодействующие сотрудники пытаются решить;
4) ситуация, в которой происходит процесс взаимодействия;
5) группа, в которой происходят все процессы межличностного взаимодействия.
6) среда, в которой находится группа, лидер и последователи.
Связь, влияние друг на друга этих элементов составляет содержание различных теорий или подходов к лидерству, а на практике образует реальный процесс лидерства.(1)
Каждый из нас в какой-либо ситуации какое-то время проявлял лидерство – лидерство в семье, в кругу друзей и т.д., лидерство при принятии конкретного решения и прочих обстоятельствах. Понятие лидерства связано с лидирующей позицией человека некоторое время, даже когда сама по себе деятельность этого человека воспринимается со стороны как незначительная, не очень весомая. Лидирующая позиция означает, что человек влиял на решения и поведение других людей.
"Ключ к успешному руководству лежит во влиянии, не в авторитете" - Кеннет Бланшар , американский автор и эксперт по менеджменту.
Однако очень важно понимать, что лидером можно считать только того, кто неоднократно занимал лидирующую позицию и находился в ней достаточно долгое время.
Лидерство и управление дополняют друг друга, необходимо и то и другое. Общее между управлением и лидерством состоит во взаимодействии людей и во влиянии, воздействии одних людей (руководителей, лидеров) на других (подчиненных, последователей).
Но между ними есть существенные различия. Лидерство – это лишь один из типов управленческих отношений, базирующийся на социальном взаимодействии. Лидер – это тот, кому удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Главная суть лидерства состоит в наличии последователей, а не просто сотрудников и подчиненных.
Воздействие на людей с помощью должности является формальным лидерством, оно тождественно руководству. Процесс влияния через личностные черты и использование ситуационных факторов является неформальным лидерством.(3)
Отличия менеджера от лидера: первый – администратор, второй инноватор.
"Инновации - вот что отличает лидера от его последователей", - Стив Джобс , основатель компании Apple.
Отличия менеджера от лидера: первый поручает, второй – вдохновляет.
"Если мы посмотрим вперед, в следующее столетие, мы увидим, что лидерами будут те, кто вдохновляет других" - Билл Гейтс , со-основатель компании Microsoft.
Отличия менеджера от лидера: первый контролирует, второй – доверяет.
"Придать людям уверенность в себе - едва ли не самое важное, что я могу сделать. Потому что тогда они станут действовать" - Джек Уэлч
Отличия менеджера от лидера: первый – делает дело правильно, второй – делает правильное дело.
"Менеджмент делает все правильно. Лидер делает правильные вещи" - Питер Друкер , один из самых влиятельных теоретиков менеджмента XX века.
Отличия менеджера от лидера: первый – полагается на систему, второй – полагается на людей.
"Лидерство - это искусство дать людям платформу для воплощения своих идей в жизнь" - Сет Годин , автор книги "Лидер есть в каждом".
Отличия менеджера от лидера: первый – руководствуется планом, втором – руководствуется видением.
"Люди спрашивают, в чем разница между лидером и боссом. Лидер ведет за собой, а босс управляет" - Теодор Рузвельт , 26-й президент США.
В задачи управления входит сохранение стабильности и повышение эффективности организации. В задачи лидерства входит создание образа будущего и формирование корпоративной культуры, благоприятной для мотивации членов группы, развития их личных качеств и проведения изменений. Руководитель должен выполнять много функций – контролировать, планировать, мотивировать (мотивация наиболее близка к лидерству, она соединяет больше всего управление и лидерство, так как мотивация – это влияние на других с целью побудить к достижению цели, именно так, на наш взгляд, ошибочно иногда трактуют и лидерство, но это определение можно отнести и к власти, и к мотивации, потеряно главное – вести за собой, особый тип взаимодействий и т.д. Функция лидера – указывать путь, направлять через взаимодействие и создание среды.(4)
Власть – это способность одного человека влиять на поведение другого в нужном направлении независимо от его желания. В основе власти всегда лежит зависимость. Зависимость - такой характер отношений, при которых один человек вынужден поступать, мыслить или чувствовать так, как к этому подводит другой человек (или обстоятельства, условия).
В лидерстве используются разные виды власти, следовательно, и влияние, которое должно отвечать условиям: влияние должно быть постоянным, воздействие должно быть на всю группу, лидер должен иметь приоритет во влиянии и влияние должно опираться на авторитет лидера.(1)
"Руководство - это решение проблем. В тот день, когда солдаты перестанут идти к вам со своими проблемами, вы перестанете быть лидером в их глазах. Они либо потеряли уверенность в том, что вы можете помочь им, или сделали выводы, что вас не волнуют их проблемы. Так или иначе, это ошибка руководства" - Колин Пауэлл , 65-й госсекретарь США, генерал вооруженных сил
Власть реализуется через влияние, а инструменты влияния или основы власти могут быть разные. Соответственно выделяют и разные виды власти: основанные на страхе, убеждении, вознаграждении, эмоциональная власть и власть коммуникаций.
Если через инструменты влияния можно применить власть, то источником власти будет являться формальная позиция (должность) в организации, личностные качества (харизматичность, эмоциональный интеллект, способность манипулировать другими, способность подчинять и вести за собой), знания (необходимое условие для подчинения людей) и обладание незаменимыми и ограниченными ресурсами.(5)
"Задача лидера быть сильным, но не грубым; добрым, но не слабым; дерзким, но не агрессивным; вдумчивым, но не ленивым; скромным, но не робким; амбициозным, но не высокомерным; с чувством юмора, но без глупостей" - Джим Рон , предприниматель, автор и мотивационный оратор.
«Лидеры должны быть построены из правильного материала». Такое объяснение лидерства дают теории черт.
Р.Манн выделил те качества, которые в значительной степени влияют на поведение человека как лидера:
- интеллект;
- приспосабливаемость;
- общительность;
- способность влиять на людей;
- отсутствие консерватизма;
- восприимчивость и эмпатия, т.е. умение понять другого, вжиться в его роль.
Многие черты заложены природой. Но выполнение лидерских функций развивает необходимые для этого качества. В человеке, который на протяжении долгого времени исполняет роль лидера, формируются и закрепляются требуемые для этого черты. В этой связи интересно высказывание: "Лидерство - это могущественный союз двух факторов - стратегии и характера. Но если вам придется выбирать между ними, откиньте стратегию" - Норман Шварцкопф , американский военачальник, глава операции "Буря в пустыне".