Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 82
Скачиваний: 1
Негативное лидерство и негативные функции лидерства.
Если лидерство принимает формы, базирующиеся на человеческих отношениях, на учете особенностей и интересов последователей, то последователи принимают лидера через одобрение. Но возможна реакция на лидерство и в виде конформизма через уступчивость. В этом случае появляются такие отрицательные эффекты лидерства, как эффект толпы, внешнее подстраивание под требования лидера при полном несогласии с его позицией, дробление группы и конфликты между теми, кто одобряет лидера и теми, кто только вынужден проявлять уступчивость, принятие решений под давлением лидера, с которыми внутренне многие последователи не соглашаются. Когда таких эффектов становится много, то это уже отрицательное («темное») лидерство.
А) лидер может быть отрицательным, негативным; Отрицательный или «темный» лидер – это лидер, чьё влияние на последователей несет с собой негативные последствия как для самих последователей, так и для тех людей, на которых распространяется деятельность лидера и его последователей. Примеры – Гитлер, Сталин.
Б) у позитивного «светлого» лидерства возможны отрицательные эффекты, о них подробнее далее.
В) в последние годы практиками, бизнес-тренерами широко пропагандируется и подается как единственная только лишь одна форма лидерства – результативное лидерство через директивное поведение. Лидер тот, кто направляет ведомых к результату, к цели. А цель оправдывает любые средства.
Эмоциональное лидерство –это способность влиять на других людей и вести их за собой с помощью формирования у них определенных эмоций и воздействия на их чувства, эмоциональные оценки, отношения.
В основе объяснения механизма эмоционального лидерства лежит концепция эмоционального интеллекта, разработанная группой американских социальных психологов и специалистов в области делового администрирования во главе с Д. Гоулманом.
Развитое самосознание позволяет лидерам эффективно использовать интуицию, под которой понимается «...способность применять при принятии управленческих решений не только технические знания, но и житейскую мудрость». (4)
Веками люди разделялись во мнении: одни считали, что лидерами рождаются, другие — что ими становятся. На основании информации, собранной в течение пятидесяти лет, психологи пришли к выводу, что лидерами все же рождаются и эти качества заложены генетически, их невозможно развить. Однако на самом деле все обстоит не совсем так. Конечно, лидеры имеют от природы определенные задатки, однако работают над собой на протяжении всей жизни.
Прирожденные лидеры
Наверное, самое главное качество, благодаря которому человек может стать в жизни лидером, — это интеллект. Лидер просто обязан быть интеллектуалом.
Однако эффективными лидерами могут быть не только самые умные люди в компании или команде. Главное, чтобы они хорошо ориентировались в своей работе и в том, чем занимаются.
Понять, будет ли человек лидером, можно в период, когда он переходит из категории юношей в категорию зрелых людей. Именно в этот период понятно, какие присущи человеку психологические черты и черты характера, которые будут сопровождать его всю последующую жизнь. Некоторые из них обязательны для лидерства.
К тому моменту, когда человек становится взрослым, уже видно, может ли он способствовать достижению результата другими людьми. Это именно то, что делают лидеры: помогают своим подчиненным достигать поставленных целей, а значит, помогают, в первую очередь, себе.
Также сразу видно, имеет ли человек в этом возрасте поставленные цели или его устраивает плыть по течению. Лидеры несут ответственность за конечный исход поставленных задач. Можно построить прекрасную жизнь и без нацеливания на результат, но если мы хотим быть успешными на всех поприщах, мы должны иметь постоянный стимул и желание быть оцененным именно за достигнутые результаты.
Как только человек становится взрослым, сразу можно увидеть, принимает ли он решения сам или для него это целая проблема. Большинство людей каждый день поддаются влиянию обстоятельств. Лидеры же создают их сами, принимают решения сами и не позволяют никому это делать за них.
Лидерами становятся при условии, что человек уже обладает необходимыми качествами. Хотя многим вещам научиться или сложно, или невозможно. Все происходит в процессе работы. Потенциальные лидеры смотрят на других лидеров, учатся у них и находят себе наставников. Затем работают над собой.
Лидеры не боятся пробовать, экспериментировать, анализировать или критиковать результаты. Единственный провал для них — это игнорирование чужого опыта. Учиться лидерским качествам следует постоянно. Ведь у любого человека есть недостатки, которые приходится исправлять.
Некоторые люди просто рождены с природными качествами лидера. Именно они движут миром. Их главные качества: высокая работоспособность, невероятный ум, чрезвычайная настойчивость, энергичность, увлеченность и способность передавать это окружающим, уверенность в себе и страстное желание оказывать влияние на других. Остальное – уверенность в себе, ответственность, умение принимать решение, выполнять запланированное, творческие и умственные способности, компетентность и мн. др. – можно развить и воспитать.
Лидерами не рождаются, а рождаются с определенными задатками для лидерства. Только потом под влиянием условий жизни и характера воспитания лидерами либо становятся, либо не становятся. Также по мере взросления и приобретения опыта постепенно повышается способность лидировать.
В качестве примера прирожденного неформального лидера со всеми качествами, заложенными генетически (интеллект, харизма, энергичность, увлеченность, настойчивость, работоспособность, уверенность в себе и умение оказывать влияние на других), я хотел бы привести моего руководителя и очень близкого мне человека, с которым я иду по жизни уже 20 лет, Генерального директора компании «Эрманн» Джеймса К.Дуайера.
Джеймс Дуайер, генеральный директор компании Ehrmann в России, большой знаток русской литературы, ценитель поэзии. По происхождению Джеймс американец, но волей судьбы в 1984 году оказался в России и принял для себя решение остаться здесь навсегда.
Я познакомился с ним в 2001 году, когда работал директором по производству в компании «Данон», а Джеймс ворвался в мою жизнь и в компанию «Данон» в качестве ее нового Генерального директора, как порыв свежего ветра, с невероятной харизмой, энергией, новыми идеями и, совершенно непохожим ни на кого, подходом к бизнесу. С его приходом начался невероятный головокружительный рост объемов и продаж брендов компании, потому что его лидерский подход вдохнул новые идеи в маркетинг, мобилизовал коммерческий отдел на новые объемы продаж так, что ровно через 2 года с момента его прихода, акционерам компании «Данон» пришлось инвестировать в удвоение производства в России еще 45 миллионов Евро. Он сплотил вокруг себя команду, которая беззаветно шла с ним плечом к плечу и помогала воплощать все его идеи и цели. Многие члены его команды до сих пор остаются и работают с ним, следуя за ним, куда бы он не переходил. Я с благодарностью принял его приглашение на работу в компанию «Эрманн», потому что был уверен, что будет много задач, амбициозные цели, интересная работа и гениальный лидер, управляющей командой. Он пришел в компанию «Эрманн» в 2011 году, когда компания несколько лет работала с убытками и не было понимания, маркетинговой стратегии и в портфеле брендов около 50% были термизированные йогурты, устаревшие еще 10 лет назад, и остальные 50% - В2В продукты для других компаний. Джеймс создал с нуля совершенно новый бренд EPICA, который за три года занял третье место на рынке после брендов «Активии» и «Даниссимо», завоевав свою долю рынка, подвинув конкурентов, и нашел своих потребителей, которые не могли найти на полках магазинов свежий йогурт без загустителей, с натуральным составом, с отборными фруктами и неожиданными вкусами. До Джеймса никто не задумывался над тем, что можно сделать йогурты с красными апельсинами, малиной и базиликом, тыквой и шпинатом, лимоном, цветами апельсина и вишней, голубикой и лавандой, жасмином и персиком и т.д. Его стратегия поиска «белых пятен» на рынке помогла найти большие возможности для создания уникальных предложений потребителям. Поэтому создана детская марка кисломолочных продуктов от «Эрманн» - «Мама Лама». Поскольку Джеймс любит русскую поэзию, идея была частично позаимствована у Владимира Маяковского: у него «лама дочь и лама мама», а у компании - «Мама Лама».