Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
Классификация предпринимательских и финансовых рисков.
2. По характеризуемому объекту выделяют следующие группы финансовых рисков:
3. По совокупности исследуемых инструментов:
4. По комплексности исследования:
5. По источникам возникновения выделяют следующие группы финансовых рисков:
6. По финансовым последствиям все риски подразделяются на такие группы:
7. По характеру проявления во времени выделяют две группы финансовых рисков:
8. По уровню финансовых потерь риски подразделяются на следующие группы:
9. По возможности предвидения финансовые риски подразделяются на следующие две группы:
10. По возможности страхования финансовые риски подразделяются также на две группы:
Сущность и характеристики финансовых рисков.
2. Страхование финансовых рисков.
Самострахование выражается в формировании специальных финансовых резервов за счет собственных средств. К основным формам самострахования относятся следующие направления:
— формирование резервного фонда в соответствии с требованиями защиты (например, в АО и кооперативных организациях);
— создание целевых резервных фондов, таких как фонд сомнительных долгов, фонд текущего ремонта и восстановления техники финансовый резерв и др.;
— формирование системы страховых запасов материальных и финансовых ресурсов и отдельных элементов оборотных акта организации (предприятия).
Механизм самострахования применяется и в случаях нестрахуемости некоторых видов финансовых рисков из-за их определенной прогнозируемости, предсказуемости в будущем (валютные, процентные риски и др.) и невозможности предварительной оценки величины следствий их реализации, а также высокой вероятности катастрофичности убытков, ведущих к финансовым обвалам в экономике и финансовым кризисам в стране (падение цен на нефть, энергоносители; снижение процентных ставок по государственным ценным бумагам и курсовых ставок по высоколиквидным, корпоративным акциям и т.д.). Это выражается в осуществлении операций хеджирования.
Хеджирование характеризуется как косвенный способ страхования финансовых рисков, основанный на самостраховании и использовании производных финансовых инструментов на рынке срочных сделок. Так, предприятие, предвидя изменение рыночного курса акций или снижение цен на производимые товары, заключает срочные контракты на внебиржевом и биржевом рынках. Участвуя в операциях хеджирования, экономические субъекты осуществляют защиту (самострахование) своих финансовых интересов от существующих и ожидаемых рисков.
С позиций стабильности положения на рынке среднестатистической организации (предприятия) и достигнутых финансовых результатов наибольшую привлекательность представляют два способа управления финансовыми рисками — страхование и хеджирование. При этом они оба нацелены на страховое покрытие и характеризуются следующим образом: страхование — способ прямого страхования, осуществляемый через страховые компании; хеджирование — косвенное страхование, проводимое субъектом рынка самостоятельно на свой страх и риск. В совокупности они представляют систему разных методов страховой защиты, исходя из критериев страхуемости рисков, прогнозируемости и оценки экономических последствий страховых случаев.
Заключение.
Функционирование коммерческих организаций в рыночной – особенно находящейся в периоде трансформации – среде сопряжено с рисками, которые способны привести к самым существенным потерям. Эти потери относятся ко всем сторонам деятельности коммерческой организации: ее материальным и нематериальным активам, финансовым ресурсам, положению в конкурентной среде, текущим проектам, расходам на менеджмент. Сложность состоит в том, что попытка минимизации или устранения этих потерь приводит к необходимости системных изменений в процедурах управления коммерческой организацией, формирования достаточно самостоятельного режима управления, ориентированного как на внешние, так и на внутренние источники риска, включая динамику развития отрасли, рыночной ниши, региональной, национальной и даже мировой экономик. Отсюда – если организация хочет действительно управлять рисками, а не просто «спасаться» от них – необходимость существенного развития аналитической составляющей в управлении.
Поскольку сама сущность функции управления рисками имеет не предметный характер, а направлена на сохранение интегральных ценностей коммерческой организации (рыночная позиция, имидж, материальные и нематериальные активы и др.), то реализация этой функции должна осуществляться совместными усилиями службы управления рисками и подразделениями фирмы, курируемыми ею. К подобной координации привычки у наших менеджеров нет. Как известно, регулярное управление не самая сильная их черта. Следовательно, для постановки системы управления рисками необходимо, во-первых, готовить специалистов, а во-вторых, проводить регулярные совместные тренинги.
Осознание все более заметной роли управления рисками, перевод его в сферу профессиональной деятельности и необходимость инструментальной поддержки являются сегодня одними из самых актуальных задач в достижении стабильного развития российской экономики.
Список литературы.
-
- Гражданский кодекс РФ.
- Четыркин Е.М. Финансовые риски. - М.: Дело, 2008 – 176 с.
- Гвозденко А.А. Основы страхования : Учебник. - М.: Финансы и статистика, 2005 - 304с.
- Зубец А.Н. Маркетинговые исследования страхового рынка. - М.: центр экономики и маркетинга, 2004 - 224с.
- Москвин В.А. Управление рисками. – М: ИНФРА-М, 2006 - 259 с.