Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 215
Скачиваний: 2
Введение
Версткой газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Это обусловливает отличие газетной верстки от книжно-журнальной в сторону смягчения некоторых требований.
Верстку выполняют строго по макету, так как восприятие содержания газеты во многом определяется оформлением газетной полосы.
На первой стадии необходимо выбрать формат газеты, формат полосы, формат колонок. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки в полосе должны быть одинаковой длины.
Вёрстка в издательском деле и полиграфии - процесс формирования страниц (полос/макетов) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Верстка полос должна быть единообразной по отбивкам заголовков и дополнительных текстов, по размещению таблиц, формул, сносок, иллюстраций и подписей к ним. В газетных, журнальных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого требования не обязательно.
Порядок следования и расположения отдельных частей издания при верстке определяется оригиналом, макетом (если он есть) и издательской спецификацией.
В книжных изданиях титульный лист, авантитул, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста рекомендуется заверстывать на нечетных полосах, контртитул или фронтиспис - на четной (обычно второй) полосе.
Формат полос набора в издании определяет издательская спецификация, причем высота полос должна быть рассчитана (и
указана в спецификации) в целом числе строк основного текста (без колонцифры, но с колонтитулом).
Высота всех полос издания независимо от применяемых кеглей шрифта и видов набора должна быть строго одинакова.
В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии с целью доведения полосы до заданной высоты разрешается разбивать абзацы или отдельные строки текста шпонами.
Верстка текста должна быть приводной, т. е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста (при наборе основного текста на шпоны - к высоте, кратной суммарной величине кегля текста и шпона). В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого правила не обязательно.
Глава 1. Основные понятия верстки.
Вёрстка в издательском деле и полиграфии - процесс формирования страниц (полос/макетов) издания путём компоновки текстовых и графических элементов, а также результат этого процесса, то есть, собственно, полосы. Верстка полос должна быть единообразной по отбивкам заголовков и дополнительных текстов, по размещению таблиц, формул, сносок, иллюстраций и подписей к ним. В газетных, журнальных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого требования не обязательно.Порядок следования и расположения отдельных частей издания при верстке определяется оригиналом, макетом (если он есть) и издательской спецификацией.В книжных изданиях титульный лист, авантитул, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста рекомендуется заверстывать на нечетных полосах, контртитул или фронтиспис - начетной (обычно второй) полосе.Формат полос набора в издании определяет издательская спецификация, причем высота полос должна быть рассчитана (и указана в спецификации) в целом числе строк основного текста (без колонцифры, но с колонтитулом). Высота всех полос издания независимо от применяемых кеглей шрифта и видов набора должна быть строго одинакова.
В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии с целью доведения полосы до заданной высоты разрешается разбивать абзацы или отдельные строки текста шпонами. Верстка текста должна быть приводной, т. е. строки текста должны точно совпадать с соответствующими строками на обороте. Все части текста, набранные другим кеглем или по иным правилам (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок к высоте, кратной кеглю основного текста (при наборе основного текста на шпоны - к высоте, кратной суммарной величине кегля текста и шпона). В газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии выполнение этого правила не обязательно. Не разрешается в начале полосы или колонки оставлять неполную концевую строку абзаца. Это правило не относится к коротким строкам математических рассуждений между формулами. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии концевые строки в начале полосы допустимы при длине строки не менее 2/3 исходного формата. Не следует в конце полосы или колонки оставлять строку с абзацным отступом. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии допускается оставлять абзацную строку, если концевая строка над абзацем будет не менее 2/3 исходного формата.
Не следует заканчивать последнюю строку печатной полосы знаком переноса. Правило может быть нарушено, если его выполнение значительно ухудшит качество выключки строк. При любых перенаборах текста по условиям верстки (вгонка и выгонка строк, оборка иллюстраций и таблиц, ликвидация переносов с нечетной полосы на четную и др.) должны соблюдаться все правила набора. Размеры спусков в начальных полосах должны соответствовать указаниям в издательской спецификации и быть одинаковыми во всем издании. Допускается отклонение от заданной величины спуска на одну строку.
Заголовки, подзаголовки, заставки, инициалы, выступающие над текстом и размещаемые в пределах спуска, должны быть заверстаны в счет спуска (размер спуска считают от верхнего края полосы до первой строки текста). Концевая полоса должна занимать не менее 1/4 полосы и быть короче полной не менее чем на 4 кегельных основного шрифта. Оформление колонцифр (кегль и гарнитура шрифта, размещение вверху или внизу полосы, выключка в наружный край или по центру и пр.) определяет издательская спецификация. Колонцифры (без колонтитулов) в счет заданной высоты полосы не входят и отбиваются от текста с расчетом, чтобы общая высота полосы с колонцифрой была кратной цицеро. Если колонцифры оформляются со знаками тире или с наборными украшениями, то отбивку колонцифр от этих знаков делают на полукегельную. Колонцифры не должны быть на титульных листах, шмуцтитулах, полосах с выходными сведениями и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (в научно-технических изданиях иллюстрационные полосы обычно имеют колонцифры), а также на концевых полосах и вверху полосы - на начальных (спусковых) полосах. В счет колонцифр все эти полосы входят. Части издания на вклейках, накидках, приклейках в счет колонцифр не входят и колонцифры на вклейках не ставятся. Оформление колонтитулов (кегль и гарнитура шрифта, наличие линеек, размещение на полосе, набор вместе с колонтитулом колонцифр и пр.) задается в издательской спецификации. Колонтитулы вверху полосы входят в счет заданной высоты полосы и отбиваются от текста примерно на кегельную основного шрифта (при многоколонной верстке - на ширину средников между колонками). Колонтитул на каждой полосе должен соответствовать данному разделу, главе, параграфу (по оригиналу). Колонтитулы не ставят на титульных листах, полосах с выходными сведениями, начальных полосах (кроме колонтитулов, размещаемых в наружном поле в нижней части полосы) и на полосах, полностью занятых иллюстрациями (кроме изданий научно-технической литературы). Колонтитулы отбивают от нижней линейки на 2 п. Если текст колонтитула размещается между двумя линейками, то должна быть обеспечена зрительная равномерность верхней и нижней отбивок его от линеек.
Спусковые и концевые полосы.
Спусковой называется полоса, имеющая отступ текста от верхней линии полосы набора, начинающая разделы или главы изданий. Величина спуска не должна превышать 1/4 – 1/3 высоты полосы. Размер спуска по всему изданию должен быть одинаковый. На спуске может находится заставка (линеечная, иллюстрация, орнамент и проч.) и заголовок-«шапка». Если в издании присутствует концовка, то обязательно должна быть и заставка; наличие заставки не говорит об обязательном присутствии концовки. Причем на выбор заставки и концовки влияет характер текста и стиль оформления издания.
Текст на концевой полосе должен занимать не менее 1/4 высоты полосы набора. Полная концевая полоса должна быть короче на 3 – 4 строки, чем полные страницы текста, так как должно быть заметно окончание раздела издания. На спусковой полосе не оформляется верхний колонтитул и верхняя колонцифра. На концевой – нижний колонтитул, нижняя колонцифра. На спусковой и концевой полосах нежелательно заверстывать иллюстрации и таблицы. А также сам текст не должен заканчиваться иллюстрацией или таблице, то есть после данных объектов должен быть как минимум еще один абзац текста.
Элементом оформления спусковой полосы является также буквица (инициал). Если буквица – предлог, то первая строка абзаца начинается с пробела. При наличии буквицы абзацный отступ должен отсутствовать. Буквица по высоте может занимать любое количество строк. Она может быть и приподнятой над текстом, и опущенной в текст. Гарнитуру для буквицы лучше выбирать в одном стиле с заголовком.
Глава 2. Особенности оформления верстки.
Основной отличительной чертой верстки газет является необходимость выполнения ее в сжатые сроки, связанная с периодичностью выхода изданий. Это обусловливает отличие газетной верстки от книжно-журнальной в сторону смягчения некоторых требований. Верстку выполняют строго по макету, так как восприятие содержания газеты во многом определяется оформлением газетной полосы. На первой стадии необходимо выбрать формат газеты, формат полосы, формат колонок. Все полосы газеты должны иметь одинаковый формат независимо от числа колонок на полосе. Все колонки в полосе должны быть одинаковой длины
Формат - общепринятый термин для определения размералистов печатной бумаги, книг, журналов, газет; а также для определения размера строк, колонок, полос. Какого формата должен быть газетный лист? Он не может быть произвольным. Прежде всего, выбор можно сделать лишь из трех используемых в отечественной газетной практике форматов.
А именно:
- большой — А2
- малый — А3
- сверхмалый - А4.
Основная задача при оформлении газет состоит в умелом размещении материала на полосе, выделении главного. Средства воплощения оформительского замысла, делающего материал более заметным:умелое использование гарнитур. При использовании двух гарнитур следует четко определить, для какого именно текста предназначен данный шрифт.
Пробелы между словами и строками должны быть одинаковыми. Недопустимы ни очень узкие пробелы, при которых слова сливаются, ни очень широкие, при которых текст кажется разорванным. Совершенно недопустимы "корридоры", то есть совпадающие по вертикали или диагонали пробелы в нескольких строках подряд.
Кегль и начертание шрифта.
Кегль шрифта определяется многими факторами:
- значением газетного материала, к которому относится заголовок;
- местом его на полосе;
- объемом материала;
- количеством колонок, на которые он разверстан.
При многочисленных подряд идущих переносах затрудняется зрительный переход на следующую строку. Не должно быть переносов, затрудняющих понимание текста или неблагозвучных.
Не следует разделять переносом:
- сокращения, набираемые прописными буквами, прописными с отдельными строчными или с цифрами;
- цифры, образующие одно число;
- сокращенные выражения;
- фамилии от инициалов и инициалы от фамилии;
- сокращенные слова от имен собственных.
Сильнейшее влияние на процесс подготовки и выпуска номера оказывает имидж издания - устойчивое представление о журнале, которое формируется у читателя. Имидж складывается в течение длительного времени под воздействием постоянных особенностей содержания издания, тематики и характера его публикаций, его позиции и взглядов. На имидж издания воздействуют также особенности его формы - дизайна, верстки и иллюстрирования, то, что называют внешним "лицом" журнала. Будущий имидж издания закладывают уже в его модель, определяя систему его публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности - в зависимости от особенностей и имиджа его потенциальной читательской аудитории. Определенное значение в этой модели имеет и соотношение новостей, и аналитический, проблемных материалов. Каждый номер журнала должен поддерживать и закреплять их имидж. Но каждый номер является лишь звеном в цепи номеров, составляющих комплект издания.