Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 216
Скачиваний: 2
Глава 3. Макет и верстка с иллюстрациями.
Создание макета.
При макетировании любого издания нужно учитывать формат выбранного издания, особенно долю листа, так как от этого зависит количество страниц в издании и все основные параметры текста. Перед началом работы надо рассчитать примерное количество страниц в издании, чтобы при спуске полос получилось число страниц, кратное 16 или 32 (для офсетной печати). Ошибкой верстки считается большое количество пустых страниц с надписью «Для заметок». Необходимо учитывать, что в любой книге две первые и две последние страницы всегда заняты. Первая страница – это титульный лист, вторая – его оборот. Предпоследняя – конец текста или реклама, последняя страница, как правило, отводится под выпускные данные. В журналах и газетах существуют иные ограничения, обусловленные их спецификой.
Основной текст
Кегль основного текста выбирается в зависимости от формата издания и типа книги (детская литература, научно-популярная, техническая и т.д.). Если в формате задана 32 доля, то кегль основного текста в среднем выбирается от 8 до 10 pt, если 16 доля – от 9 до 12 pt. Доля листа — часть отпечатанного листа издания, образуемая при его сгибании (фальцовке) в несколько раз и определяющая размер страницы — формат издания. Если лист согнут три раза (каждый последующий сгиб обычно перпендикулярен предыдущему), то доля листа будет 1/8, четыре раза — 1/16, пять — 1/32. В первом случае на каждой стороне листа образуется 8 страниц, во втором — 16, в третьем — 32. В ГОСТ 5773-90 форматы издания условно обозначены размером бумажного листа в сантиметрах и его долей (60*90 1/8).
Всему тексту задается абзацный отступ (в среднем 3 – 5 – 7 мм). Но в абзаце с буквицей и в заголовках он должен отсутствовать. Все абзацные отступы в основном тексте должны быть одинаковыми, кроме того такие же отступы присутствуют и в дополнительном тексте (в эпиграфе, у сносок и проч.). Вместо абзацного отступа можно использовать выделение абзацев при помощи небольшой отбивки, но в книжной верстке такой прием используют редко, обычно можно встретить в оформлении веб-сайтов. Выключка основного текста в книгах делается по формату (по ширине полосы набора).
Выключка – выравнивание строк набранного текста относительно одного или двух боковых краев полосы или колонки набора (полей).
-Обязательно должны присутствовать переносы.
-Значение интерлиньяжа высчитывается путем увеличения кегля основного текста на 0.5 – 2 pt. Например, при кегле основного текса 10 pt значение интерлиньяжа устанавливается в пределах от 10.5 до 12 pt.
Интерлиньяж - расстояние между базовыми линиями соседних строк текста.
Шрифт (гарнитура) для основного текста должен быть удобочитаемым, то есть декоративные и «неполиграфические» шрифты использовать нежелательно. В одной книге не допускается использование более трех видов гарнитур. Высота полос издания должна быть строго одинакова. Полосой называют запечатанную часть страницы. Верстка текста должна быть приводной, то есть строки текста на странице по расположению должны совпадать с соответствующими строками на обороте листа. Нежелательно заканчивать последнюю строку страницы знаком переноса.
Верстка с иллюстрациями.
Верстка иллюстраций в издании должна быть единообразной по размещению. При открытой верстке все иллюстрации должны стоять в верхней или нижней части полос, примыкая к тексту одной стороной (иллюстрации в оборку - двумя сторонами). При закрытой верстке все иллюстрации должны быть сверху и снизу закрыты не менее чем тремя строками текста (иллюстрации в оборку должны примыкать к тексту с трех сторон).
Иллюстрации должны быть отбиты от текста сверху в пределах 11/2 кегельных, снизу - 3 кегельных (снизу всегда больше, чем сверху). Если подпись к иллюстрации располагается под ней, то ее отбивка от рисунка должна быть меньше, чем от последующего текста. В счет отбивок входят фацеты (в высокой печати), т. е. отбивки считают от видимых контуров иллюстрации. Общая высота иллюстрации с подписью и отбивками должна быть кратна кеглю основного шрифта, а для иллюстраций в оборку - кеглю шрифта, которым делается оборка. При верстке прямоугольных иллюстраций в углу или в край полосы внешние контуры должны размещаться строго по линиям текста полосы (в частности, например, фацеты клише должны быть выпущены в поле).
В изданиях, в которых иллюстрации тесно связаны с текстом (например, научно-техническая литература), их, как правило, располагают после ссылки и возможно ближе к ней. Желательно, чтобы иллюстрация помещалась на той же полосе или развороте, что и ссылка на нее. В особых случаях допустим перенос иллюстрации на следующий разворот (например, при объединении нескольких иллюстраций в одну полосу), при этом следует дополнить ссылку на рисунок словами. Не следует заверстывать иллюстрацию в начале или конце раздела, т. е. сразу после заголовка или непосредственно перед ним.
Не следует заверстывать иллюстрацию (кроме концовки) на концевой полосе издания. В изданиях научно-технической литературы, как исключение, это возможно, если ссылка на рисунок находится на той же полосе, причем он должен быть закрыт снизу не менее чем тремя строками.
При заверстке иллюстрации поперек полосы (лежа) она должна быть на четной полосе верхней стороной к наружному, а на нечетной - верхней стороной к корешковому полю. При верстке издания для высокой печати клише
должны быть заверстаны так, чтобы на обороте с ними не совпадали штриховые рисунки, таблицы и крупнокегельные заголовки. Размещение иллюстраций на развороте следует согласовывать по расположению, выравнивая их по нижней или верхней линии. Если иллюстрация, заверстываемая на отдельной полосе, по своему формату меньше полосы набора, то она должна размещаться на оптической середине полосы. Если с иллюстрацией большого формата на полосе может быть размещено при открытой верстке не более трех, а при закрытой не более шести строк текста, такая иллюстрация должна быть заверстана на отдельной полосе.
Несколько иллюстраций могут быть заверстаны на одной полосе без текста. В этих случаях иллюстрации располагают в порядке их номеров и размещают в углах и к краям полосы, стремясь соблюсти ее прямоугольность. Если полосы с иллюстрациями заключаются в рамки, размер рамок должен быть точно равен формату текстовых полос. Одна иллюстрация на полосе помещается при открытой верстке вверху или внизу полосы, при закрытой - на оптической середине полосы (3/8 текста над и 5/8 - под иллюстрацией). Две иллюстрации на полосе должны быть размещены при открытой верстке вверху или внизу полосы, при закрытой - их разделяют не менее чем тремя строками текста и вместе с ним выключают на оптическую середину полосы. Если иллюстрация размещается на той же полосе, что и заголовок соответствующего раздела или параграфа, правило оптической середины при закрытой верстке может быть нарушено.
Иллюстрации, равные по ширине или близкие к формату строки набора, заверстывают вразрез, иллюстрации, малые по формату, (меньше формата строки набора на 2-3 кв.) по указанию в издательском оригинале заверстывают в оборку. Не допускается в одном издании заверстывать иллюстрации одинакового формата в одном случае в оборку, а в другом — вразрез. При верстке вразрез двух иллюстраций рядом, если они не занимают всей ширины полосы, пробел между рисунками должен быть меньше боковых полей. Такие иллюстрации выравнивают по нижней линии. При разной высоте иллюстраций для одной из них должна быть сделана оборка, содержащая не менее четырех строк. Вместо основного текста разрешается поместить в оборке подрисуночную подпись.
Иллюстрации, помещаемые в оборку, устанавливают в наружное поле (на четных полосах слева, на нечетных - справа). Если на полосе две иллюстрации в оборку, вторую устанавливают в корешковое поле. Не следует размещать иллюстрацию вразрез непосредственно за строкой с абзацным отступом или перед концевой строкой. Не следует начинать оборку концевой строкой и заканчивать строкой с абзацным отступом. Абзацные отступы в оборках должны быть такими же, как в основном тексте. При так называемой «глухой» верстке иллюстраций оборка текстом делается с двух сторон (при многоколонной верстке возможно размещение иллюстраций во внутренних колонках и без оборки), кроме того, в этом случае иллюстрации не могут размещаться у верхнего или нижнего края полосы. При верстке иллюстраций с выходом в поле края рисунков должны выступать за край полосы не менее чем на 1/2 кв. При верстке иллюстраций «под обрез» выход рисунков в поле должен быть несколько больше, чем размер полей, который должен быть указан в издательской спецификации (с учетом обрезки).
При верстке иллюстраций на полях издания рисунки должны быть размещены с отбивкой от текста, примерно равной остающемуся после обрезки издания полю, т. е. посередине ширины поля; размеры полей и в этом случае указываются в спецификации. Если на полях одной полосы заверстывают несколько мелких рисунков, их выравнивают по наружному краю. Подпись под рисунком должна быть выключена на видимый формат иллюстрации посередине этого формата (первая строка - без абзацного отступа, последняя по центру). Для иллюстраций, заверстываемых вразрез, но не на полный формат, допускается большие подписи (более трех строк) выключать на полный формат строки набора. Для иллюстраций непрямоугольной формы с большими пробелами в одном из углов желательно «врезать» подпись в площадь пробела. При этом подпись не должна выходить за видимый формат других частей рисунка и должна быть отбивка от деталей рисунка не менее чем на 6 п. Подписи под рисунками, размещаемые в оборках, должны быть набраны на полный формат оборки и отделены от текста тонкой линейкой, отбитой от текста подписи на 2 п. Горизонтальные линии иллюстраций всегда должны быть строго параллельны строкам набора, вертикальные линии - краям полосы.
Заключение
При двухколонной верстке для каждой колонки следует соблюдать основные технические правила верстки текстовой полосы.
Все строки основного текста в смежных колонках должны быть выровнены по горизонтали. В газетных, информационных изданиях приводность верстки по всем строкам не обязательна, по горизонтали должны быть выровнены первые и последние строки в каждой полосе и под каждым многоколонным заголовком (в последней колонке статьи под заголовком допустимо заверстывать на одну строку меньше, чем в остальных).
Колонки на полосе должны быть разделены пробелами, размеры которых задаются издательской спецификацией или макетом. Если в средниках размещают линейки или украшения, отбивка от них должна быть не менее 2 п. Колонтитулы должны быть набраны на общий формат полосы и отделены от текста пробелом, примерно равным ширине средников между колонками.
Заголовки, относящиеся ко всем колонкам, должны быть выключены на полный формат полосы, заголовки к текстам нескольких смежных колонок - на общий формат этих колонок. При этом текст перед заголовком равномерно разверстывается над ним, а последующий (к которому относится заголовок) - под ним. Заголовки в отдельных колонках должны быть заверстаны как в одноколонной верстке. Следует избегать размещения таких заголовков в смежных колонках по одной горизонтали. Таблицы и выводы, заверстываемые во всех или нескольких смежных колонках, не должны разрывать текста - текст каждой колонки переходит через таблицу.
Формулы не следует заверстывать на две или больше колонок. Каждая формула размещается в тексте одной колонки даже в тех случаях, когда необходимы несколько переносов формулы. В научно-технических и производственных журналах допускается верстка формул вразрез полосы. При заверстке иллюстраций на формат двух или нескольких колонок текст каждой колонки должен переходить через иллюстрацию. Сильнейшее влияние на процесс подготовки и выпуска номера оказывает имидж издания - устойчивое представление о журнале, которое формируется у читателя. Имидж складывается в течение длительного времени под воздействием постоянных особенностей содержания издания, тематики и характера его публикаций, его позиции и взглядов. На имидж издания воздействуют также особенности его формы - дизайна, верстки и иллюстрирования, то, что называют внешним "лицом" газеты.
Будущий имидж издания закладывают уже в его модель, определяя систему его публикаций, тематические рубрики и жанровые особенности - в зависимости от особенностей и имиджа его потенциальной читательской аудитории. Определенное значение в этой модели имеет и соотношение новостей, и аналитический, проблемных материалов.
Список использованной литературы
- «Справочник художественного и технического редактора» П. Гиленсон.
- А. Херлберт «Модульная система конструирования и производства газет, журналов и книг»
- «Оформление периодических изданий/Под ред. А. Киселева. М., 2010.
- Информационный сайт http://design-mania.ru
- Харроуэр Т. Настольная книга газетного дизайнера: Пер. с англ. Воронеж, 2009.
- Буковецкая О. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. М., 2010.
- Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб., 2008.
- Шушан Р., Райт Д., Льюис Л. Дизайн и компьютер: Пер. с англ. М., 2014.
- Информационный сайт https://creativshik.com