Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления.
1.1. Понятие государственного управления
1.2. Основная сущность государственного управления
Глава II. Понятие и основные принципы государственного управления.
2.1. Основные принципы государственного управления
Введение
Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны
( например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно- служебные отношения.
Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Предложенная ниже тема - "Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Постановления по делах об административных правонарушениях" -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми – государством.
Глава 1. Понятие и сущность государственного управления.
1.1. Понятие государственного управления
Приступая к изучению административного права, необходимо определить, что является методологической основой формирования данной отрасли права. Речь идет главным образом о таких основополагающих для административного права понятиях, как управление, государственное управление, исполнительная власть.
Управление - категория универсальная, употребляемая в различных смыслах: в техническом, биологическом, социальном. Управление в техническом смысле определяет управление различными процессами, например технологическими процессами, или управление какой-либо техникой. Управление в биологическом смысле определяет управление процессами животного и растительного мира. Управление в социальном смысле определяет управление социальными процессами общества или же процессами общественного развития. Из указанного можно выделить то главное, что цементирует понятие «управление». Оно состоит в понимании управления как определенного целенаправленного воздействия. Цель такого управляющего воздействия состоит в функционировании системы и ее должном обеспечении.
Управление означает целенаправленное организующее воздействие человека на определенную систему (объект) с целью придать ей заданное состояние или получить определенный результат.
Общественные науки, в том числе правовые, изучают один из видов управления-социальное управление. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда вытекает потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, которая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормального функционирования и развития общества.
Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также особенностями организации общественной жизни.
Наиболее существенное значение имеют следующие из них:
- Социальное управление базируется на определенной соподчиненное™ воль людей -- участников управленческих отношений, так как их отношения имеют сознательное волевое опосредование, т.е. налицо властность социального управления.
- Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.
- Социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.
- Социальное управление нуждается в особом механизме его реализации, который олицетворяют субъекты управления. В роли таковых выступают определенная группа людей, организационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), или же отдельные, уполномоченные на это лица.
- Социальное управление своим главным назначением имеет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, придающее взаимодействию людей организованность.
- Социальное управление, выступая в роли регулятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями.
В связи с тем что субъектами и объектами социальной деятельности являются сами люди, их объединения, социальные группы и даже целые классы, то в социальном управлении принято различать три обязательных элемента:
- объект управления — поведение людей, их действия, кем (чем) управляют;
- субъект управления — сами люди, так как управление осуществляется людьми и в отношении людей, т.е. те, кто управляет;
- прямая и обратная связи между субъектами и объектом управления, содержанием которой является организующее воздействие со стороны субъекта на поведение людей — участников управленческих общественных отношений.
1.2. Основная сущность государственного управления
Социальное управление в обществе можно представить в двух видах:
государственное управление (организационное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами);
негосударственное (общественное) управление (осуществляется негосударственными организациями, общественными объединениями, профессиональными союзами и т.д. Негосударственное управление - - это осуществляемая внутри различных общественных организаций, т.е. групп и коллективов людей, объединенных по определенным признакам, деятельность, направленная на практическое осуществление целей и задач, предусмотренных уставами и положением этих организаций).
Государственное и негосударственное (общественное) управления в обществе находятся в постоянном взаимодействии, движении, конкурируя и дополняя друг друга, образуя единую целостную систему социального управления. Однако, пока существует государственное устройство современного общества, приоритетное значение имеет все-таки государственное управление.
Проблемы государственного управления освещались в трудах ученых-юристов Х1Х-ХХ вв., рассматривались в советской юридической литературе, исследуются они и в настоящее время.
Различают государственное управление в широком и узком смысле.
Государственное управление в широком смысле — это регулирующая деятельность государства в целом (деятельность представительных органов власти, исполнительных органов государственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специальных субъектов права на общественные отношения.
Государственное управление в узком смысле — это исполнительная и распорядительная деятельность органов исполнительной власти.
Государственное управление характеризуется следующим:
- при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства;
- объектом его воздействия является все организованное общество в целом;
- функции управления реализуются социальными субъекта ми, формируемыми по воле государства;
- такие субъекты управления действуют от имени государства;
- для реализации своих полномочий они наделяются государственной волей (властью).
В административном праве понятие государственного управления рассматривается в узком смысле. Далее речь о государственном управлении будет идти именно в узком смысле.
Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие:
государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию;
государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые создаются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;
исполнительный и распорядительный характер управленческой деятельности: исполнительный по отношению к органам власти, образовавших органы управления для исполнения своих решений, и распорядительный по отношению ко всем другим органам государства, поскольку без соответствующих полномочий невозможно обеспечить эффективное руководство отраслями государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства, а также осуществить контроль за поведением принятых решений в жизнь;
юридически-властный характер управления. Он заключается в том, что оно реализуется от имени государства и наделяется последним необходимыми властными полномочиями, предполагает подчинение объекта управления субъекту управления, а также возможность разработки и принятия обязательных для других субъектов правил поведения;
организационный характер управления. Это позволяет координировать совместную деятельность множества людей, трудовых коллективов, обеспечивается выполнение поставленных целей посредством организации аппарата управления и каждого его звена;
повседневный и непрерывный характер управления - обусловлен самим содержанием исполнительной деятельности государства, исключающего эпизодичность, разорванность процессов в системе управления, связанных между собой определенными организационными отношениями в процессе совместного функционирования; подзаконность и подконтрольность государственного управления. Данный признак находит свое выражение в том, что, с одной стороны, все правовые акты, издаваемые органами управления всех ступеней, должны быть строго основаны на требованиях закона и не противоречить закону, с другой стороны, все структуры управления образуются органами власти для проведения в жизнь своих решений и, следовательно, подконтрольны и подотчетны в своих действиях последним.
Таким образом, в административно-правовом аспекте государственное управление как особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти — это исполнительная и распорядительная, юридически-властная, подзаконная и подконтрольная деятельность специальных органов исполнительной власти, направленная на практическое и непосредственное осуществление руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством.
Глава II. Понятие и основные принципы государственного управления.
2.1. Основные принципы государственного управления
В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.
Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: