Файл: Государственное управление и исполнительная власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Административное право занимает особое место в системе правового регулирования, поскольку выступает необходимым и важным инструментом управления социальными процессами в обществе. Ему присущи соответствующие границы правового регулирования - деятельность государственной исполнительной власти всех рангов, общественных отношений управленческого характера, которые складываются в этой сфере, внутренняя организационная деятельность других государственных органов, связанных с функцией управления, а также внешнеорганизационные отношения негосударственных организаций, учреждений и предприятий.
Административное право охватывает широкий круг общественных отношений, которые возникают в связи с реализацией ей функций управления в процессе деятельности органов исполнительной власти. Наиболее тесную связь административное право имеет с государственным правом, которое составляет основу всех отраслей права включая административное, и занимает ведущее место. Административное право тесно связано также и с гражданским правом. Прежде всего потому, что связи регулируют отношения имущественного характера, при этом необходимо указать, что нормы гражданского права касаются имущественных отношений в тех случаях, когда стороны равноправны
( например, договор поставки продукции). А нормы административного права касаются имущественных отношений, которые базируются на административной подчиненности одной стороны другой (например, если не оплачен проезд в трамвае) определенные связи есть у административного права с трудовым правом в сфере регулирования служебных отношений. Так трудовое право определяет статус государственного служащего как участника трудового процесса, а нормы государственного права регулируют государственно- служебные отношения.
Административное право граничит с финансовым, земельным, аграрным и другими отраслями права.
Таким образом, анализ взаимодействия административного права с другими отраслями права позволяет установить, что его предметом есть сфера государственного управления. Другими словами административное право регулирует общественные отношения в сфере государственного управления.
Предложенная ниже тема - "Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Постановления по делах об административных правонарушениях" -интересна тем, что позволяет наглядно понять и проследить принципы государственного управления и контроля сложнейшим искусственным организмом, созданного людьми – государством.


Глава 1. Понятие и сущность государственного управления.

1.1. Понятие государственного управления

Приступая к изучению административного права, необходи­мо определить, что является методологической основой форми­рования данной отрасли права. Речь идет главным образом о та­ких основополагающих для административного права понятиях, как управление, государственное управление, исполнительная власть.

Управление - категория универсальная, употребляемая в различных смыслах: в техническом, биологическом, социальном. Управление в техническом смысле определяет управление раз­личными процессами, например технологическими процессами, или управление какой-либо техникой. Управление в биологичес­ком смысле определяет управление процессами животного и рас­тительного мира. Управление в социальном смысле определяет управление социальными процессами общества или же процес­сами общественного развития. Из указанного можно выделить то главное, что цементирует понятие «управление». Оно состоит в понимании управления как определенного целенаправленного воздействия. Цель такого управляющего воздействия состоит в функционировании системы и ее должном обеспечении.

Управление означает целенаправленное организующее воздей­ствие человека на определенную систему (объект) с целью придать ей заданное состояние или получить определенный результат.

Общественные науки, в том числе правовые, изучают один из видов управления-социальное управление. Общество представляет собой целостный организм со сложной структурой, с различного рода индивидуальными проявлениями, равно как и с функциями общего характера. Отсюда вытекает потребность в выражении общей связи и единства социальных процессов, кото­рая находит свое проявление в осуществлении социального управления. Оно является одним из ведущих условий нормально­го функционирования и развития общества.

Социальное управление как атрибут общественной жизни выражается в признаках, предопределенных общими чертами, свойственными управлению как научной категории, а также осо­бенностями организации общественной жизни.


Наиболее существенное значение имеют следующие из них:

  • Социальное управление базируется на определенной соподчиненное™ воль людей -- участников управленческих от­ношений, так как их отношения имеют сознательное волевое опосредование, т.е. налицо властность социального управления.
  • Социальное управление есть только там, где про­является совместная деятельность людей.
  • Социальное управление имеет в качестве главного объекта воздействия поведение (действия) участников совмест­ной деятельности, их взаимоотношения.
  • Социальное управление нуждается в особом меха­низме его реализации, который олицетворяют субъекты управле­ния. В роли таковых выступают определенная группа людей, ор­ганизационно оформленная в виде соответствующих органов управления (общественных или государственных), или же от­дельные, уполномоченные на это лица.
  • Социальное управление своим главным назначе­нием имеет упорядочивающее воздействие на участников совме­стной деятельности, придающее взаимодействию людей органи­зованность.
  • Социальное управление, выступая в роли регу­лятора поведения людей, достигает этой цели в рамках общест­венных связей, являющихся по сути управленческими отноше­ниями.

В связи с тем что субъектами и объектами социальной дея­тельности являются сами люди, их объединения, социальные группы и даже целые классы, то в социальном управлении при­нято различать три обязательных элемента:

  1. объект управления — поведение людей, их действия, кем (чем) управляют;
  2. субъект управления — сами люди, так как управление осу­ществляется людьми и в отношении людей, т.е. те, кто управляет;
  3. прямая и обратная связи между субъектами и объектом управления, содержанием которой является организующее воз­действие со стороны субъекта на поведение людей — участников управленческих общественных отношений.

1.2. Основная сущность государственного управления

Социальное управление в обществе можно представить в двух видах:

государственное управление (организационное воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе вла­стно-правовыми методами);

негосударственное (общественное) управление (осуществля­ется негосударственными организациями, общественными объе­динениями, профессиональными союзами и т.д. Негосударственное управление - - это осуществляемая внутри различных общест­венных организаций, т.е. групп и коллективов людей, объединен­ных по определенным признакам, деятельность, направленная на практическое осуществление целей и задач, предусмотренных уставами и положением этих организаций).


Государственное и негосударственное (общественное) управления в обществе находятся в постоянном взаимодействии, движении, конкурируя и дополняя друг друга, образуя единую целостную систему социального управления. Однако, пока существует государственное устройство современного общества, при­оритетное значение имеет все-таки государственное управление.

Проблемы государственного управления освещались в тру­дах ученых-юристов Х1Х-ХХ вв., рассматривались в советской юридической литературе, исследуются они и в настоящее время.

Различают государственное управление в широком и узком смысле.

Государственное управление в широком смысле — это регу­лирующая деятельность государства в целом (деятельность пред­ставительных органов власти, исполнительных органов государ­ственной власти, прокуратуры, судов и т.д.). Государственное управление в широком смысле характеризует всю деятельность государства по организующему воздействию со стороны специ­альных субъектов права на общественные отношения.

Государственное управление в узком смысле — это исполни­тельная и распорядительная деятельность органов исполнитель­ной власти.

Государственное управление характеризуется следующим:

  • при непосредственном его осуществлении реализуются интересы государства;
  • объектом его воздействия является все организованное общество в целом;
  • функции управления реализуются социальными субъекта­ ми, формируемыми по воле государства;
  • такие субъекты управления действуют от имени государ­ства;
  • для реализации своих полномочий они наделяются госу­дарственной волей (властью).

В административном праве понятие государственного управ­ления рассматривается в узком смысле. Далее речь о государст­венном управлении будет идти именно в узком смысле.

Среди характерных признаков государственного управления могут быть выделены следующие:

государственное управление представляет собой особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнитель­ной власти, которая отличается от деятельности по реализации законодательной и представительной власти по форме, методам и содержанию;

государственное управление осуществляется специальными органами государственной исполнительной власти, которые соз­даются государством как на уровне Российской Федерации, так и в субъектах РФ и образуют систему органов государственного управления;

исполнительный и распорядительный характер управленче­ской деятельности: исполнительный по отношению к органам власти, образовавших органы управления для исполнения своих решений, и распорядительный по отношению ко всем другим ор­ганам государства, поскольку без соответствующих полномочий невозможно обеспечить эффективное руководство отраслями го­сударственного, хозяйственного и социально-культурного строи­тельства, а также осуществить контроль за поведением принятых решений в жизнь;


юридически-властный характер управления. Он заключается в том, что оно реализуется от имени государства и наделяется последним необходимыми властными полномочиями, предпола­гает подчинение объекта управления субъекту управления, а так­же возможность разработки и принятия обязательных для других субъектов правил поведения;

организационный характер управления. Это позволяет коор­динировать совместную деятельность множества людей, трудо­вых коллективов, обеспечивается выполнение поставленных це­лей посредством организации аппарата управления и каждого его звена;

повседневный и непрерывный характер управления - обу­словлен самим содержанием исполнительной деятельности госу­дарства, исключающего эпизодичность, разорванность процессов в системе управления, связанных между собой определенными организационными отношениями в процессе совместного функ­ционирования; подзаконность и подконтрольность государственного управ­ления. Данный признак находит свое выражение в том, что, с од­ной стороны, все правовые акты, издаваемые органами управле­ния всех ступеней, должны быть строго основаны на требованиях закона и не противоречить закону, с другой стороны, все струк­туры управления образуются органами власти для проведения в жизнь своих решений и, следовательно, подконтрольны и подот­четны в своих действиях последним.

Таким образом, в административно-правовом аспекте госу­дарственное управление как особый вид деятельности по осуществлению государственной исполнительной власти — это исполнительная и распорядительная, юридически-власт­ная, подзаконная и подконтрольная деятельность специаль­ных органов исполнительной власти, направленная на прак­тическое и непосредственное осуществление руководства экономическим, социально-культурным и административно-политическим строительством.

Глава II. Понятие и основные принципы государственного управления.

2.1. Основные принципы государственного управления

В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо (или кем-либо). В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Однако ограничиться такой констатацией недостаточно. Возникает потребность раскрытия содержания этого руководства, его функционального значения.
Общетеоретические позиции, включая кибернетические, дают достаточные основания для следующих выводов: