Файл: СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ И ДЕЙСТВИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВЫХ НОРМ ВО ВРЕМЕНИ, ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 289
Скачиваний: 6
Введение
Применение правовой информации в практической деятельности предполагает знание действующего законодательства о порядке вступления в силу нормативных правовых актов (далее - НПА). Основывая свои законные требования на правовой норме или с ее помощью защищаясь от необоснованных претензий, необходимо точно знать, действовала ли она в момент нарушения права и возникновения спорных отношений. Наиболее благоприятная ситуация - это когда в НПА указана точная дата либо установлен порядок его вступления в силу. Но во многих нормативных актах такие нормы отсутствуют. В этом случае для применения документа дата его вступления в силу рассчитывается по определенным правилам, установленным законодательством, и о таком документе обычно говорят, что он вступает в силу в общем порядке. Для определения точной даты необходимо изучить порядок вступления в силу для данного вида нормативных актов, выявить источник и дату официального опубликования, если нужно, произвести определенные расчеты. В любом случае начинать нужно с проверки ряда обязательных условий, при соблюдении которых НПА вступает в силу. Все нормативные правовые акты имеют определенные временные, территориальные ограничения (пределы), а также распространяются на определенный круг лиц (субъектов права). Актуальность проблемы обусловила появление множества научных работ, посвященных рассмотрению вопроса действия нормативных правовых актов и их пределов.
Целью работы является исследование особенностей и современного направления развития действия нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Задачами работы в соответствии с поставленной целью являются следующие вопросы: определить понятие и признаки НПА; провести классификацию НПА; рассмотреть понятие действий НПА во времени; исследовать порядок вступления в действие, обратную и переживающую силу НПА, прекращение действия НПА; провести анализ понятия и особенностей действия НПА в пространстве; рассмотреть действия НПА по кругу лиц.
Объектом работы являются исследования в области теории государства и права.
Способы реализации и действие административно-правовых норм во времени, пространстве и по кругу лиц
Обязательность административно-правовых актов, их действие не беспредельно, а ограничено пространством, временем и кругом лиц. В первую очередь разберем действие правовых норм во времени.
Момент начала действия норм определяется следующими правилами: а) если в нормативном акте, содержащем административно-правовую норму, указано время начала действия нормативного акта, то с этого указанного времени он и вступает в силу;
б) если в нормативном акте начало действия не определено, то вступает в силу общее правило для данного вида нормативных актов, установленное законом или иным актом.
Согласно закону РФ от 25 мая 1994 года «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»[1] законы РФ вступают в силу через 10 дней после их официального опубликования. Согласно указу Президента РФ № 763 от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, правительства РФ и нормативных актов федеральных органов исполнительной власти»[2] нормативные акты Президента РФ вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 7 дней после их официального опубликования. Акты Правительства, содержащие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу через 7 дней после их официального опубликования. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти межведомственного характера после регистрации в Министерстве юстиции РФ должны быть опубликованы и вступают в силу через 10 дней после их опубликования на всей территории РФ одновременно. Порядок вступления в силу актов субъектов федерации определяется самими субъектами в их уставах и других нормативных актах. Действие нормативных актов прекращается в случае:
а) прямой отмены;
б) по истечении срока, на который принят нормативный акт;
в) принятия нового нормативного акта по тем же вопросам, тем же или вышестоящим органом.
С действием административных актов во времени связаны вопросы обратной силы и переживания. В статье 54 Конституции РФ[3] закон, устанавливающий или отменяющий ответственность, обратной силы не имеет, т.е. акты не распространяются на те факты, которые имели место до вступления его в силу. Переживание акта – это применение отмененного, уже не действующего в момент применения акта к фактам, которые были в момент его действия. Вопрос о действии правовой нормы имеет большое практическое значение. От его правильного решения зависит нома, которая будет применяться в конкретном случае. Действие административно-правовых норм в пространстве зависит от органа, их принявшего. Федеральные нормативные акты действуют на всем пространстве, на которое распространяется суверенитет РФ, акты субъектов федерации действуют в пределах их территории. Пространство, на которое распространяется суверенитет государства, включает в себя сушу, внутренние воды и т.п.
В связи со способностью нормы переживать, следует выделять следующие типы действия новой и старой норм во времени:
1. Перспективное действие новой нормы – на факты, возникшие после вступления в силу ее, порождающие новые правоотношения; старая норма в этом случае переживает себя, если продолжает регулировать отношения, которые возникли в ее основе и после даты вступления в силу новой.
2. Немедленное действие новой нормы – на факты прошлого и ранее возникшие правоотношения, изменяющие права и обязанности их участников с даты вступления ее в силу; а старая норма прекращает действие на все отношения, которые ранее регулировала, с даты утраты ею силы.
3. Обратное – на правоотношения, возникшие до ее вступления в силу с какой-то более ранней даты или даже с момента их возникновения. Норма обратного действия частично или полностью пересматривает также возникшие правоотношения. Старая досрочно прекращает действие на отношения, которые раньше регулировались ею, а впоследствии стали регулироваться новой нормой с обратной силой. При таком понимании обратная сила нормы – это ее ревизионная сила, что предполагает пересмотр (ревизию) урегулированных в соответствии с действовавшей ранее нормой прав и обязанностей.
Далее можно выделить общеправовые принципы действия правовых норм во времени:
1. Общим правилом является немедленное действие нормы.
2. Норма, ухудшающая правовое положение граждан (многих или даже некоторых), имеет в отношении этих граждан лишь перспективное значение.
3. Норма, смягчающая или отменяющая ответственность за правонарушения, имеет обратную силу.
4. Исключения из этих правил допускаются только при наличии специальной коллизионной нормы, принятой тем же органом, который установил норму основную. В некоторых случаях административно-правовые нормы могут действовать в межтерриториальном масштабе. Возможен их «выход» и за государственные границы РФ. Это имеет место тогда, когда нормы регламентируют деятельность российских организаций и граждан в зарубежных странах. Иногда административно-правовые нормы действуют на территории нескольких государств в соответствии с двухсторонними соглашениями или многосторонними. Также административные нормы имеют свой круг лиц, на который они распространяются. Ряд норм распространяется только на граждан РФ, но не распространяется на иностранцев и лиц без гражданства. Территории посольств иностранных государств экстерриториальны, там нормы права РФ не действуют. Дипломатические представители обладают дипломатическим иммунитетом, на них не распространяются нормы, предусматривающие меры принуждения за правонарушения. Многие нормы хотя и действуют по всей территории, но действуют избирательно, распространяются только на определенный круг лиц: работников определенной отрасли, государственных служащих, депутатов и т.д. Таким образом, мы видим, что нормы административного права имеют свою территорию, круг лиц, время, на которые они распространяются.
Заключение
Основание административного права – это административно-правовая норма. По своему юридическому значению норма права – это установленное правило поведения, соблюдение которого гарантируется различными способами. Административно-правовые нормы обеспечивают упорядоченность организации и функционирования всей системы исполнительной власти, устанавливают вариант должного поведения, имеют свои средства защиты, регулируют общественные отношения. Особенностями административно-правовых норм является то, что создание их опосредовано деятельностью по установлению норм. Административно-правовые нормы, создаваемые органами исполнительной власти, помогают закона прямо действовать, т.е. для действенности закона его нормы должны быть опосредованы нормами административного права, но есть требования к административным нормам, которые должны соблюдаться: во-первых, нормы должны издаваться уполномоченными на то органами; во-вторых, они должны основываться на законодательстве. В современном российском праве существует множество видов административных норм с различными основаниями классификации, например, по целевому назначению нормы делятся на регулятивные и охранительные, с учетом федеративного устройства нормы общефедеральные и субъектов РФ и т.д. Каждый вид несет свою цель и значение, в соответствии с которым они применяются на практике. Реализация административно-правовых норм – это использование их. Основными способами реализации являются применение и исполнение, иногда выделяют соблюдение и использование, но они являются составной частью применения. В зависимости от видов административные нормы действуют во времени, в пространстве и по кругу лиц. Так, например, федеральные нормы действуют на всей территории, а нормы субъектов только на территории субъектов. Некоторые нормы, особенно локальные, имеют определенный круг лиц. Внешними формами выражения являются нормативные акты, имеющие систему, в зависимости от силы. Существует также множество проблем, связанных с административными нормами. Во-первых, длительное время законодательная власть действовала формально и в силу этого она фактически подменялась исполнительной властью. В результате большинство административно-правовых норм создавались не законным путем, а органами общей компетенции. Во-вторых, существовало обилие ведомственных административных норм. Процесс реализации в наше время Дале о идеального. Это обусловлено кризисом исполнительной власти, управленческой независимости многих органов исполнительной власти.