Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 52
Скачиваний: 1
Судебные органы, в качестве органов российского государства, своей деятельностью также осуществляют государственную политику в сфере защиты семьи, отцовства, детства и материнства. В связи с этим невозможно не обратить внимания и не поддержать тенденцию правоприменения, на которую ориентирует Верховный Суд РФ. Это необходимость во всесторонней оценки тех ситуации, которые связаны с возникновением и существованием семейно-правового конфликта и нарушением прав детей, процессуального реагирования на ненадлежащее исполнение обязанностей со стороны органов профилактики посредством вынесения частных определений. В пределах системы профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних государство требует от ряда общественных и государственных структур индивидуальной работы с некоторыми категориями несовершеннолетних лиц и с семьями, в социально опасном положении, предложив соответствующие способы и формы такой деятельности. Речь ведется именно о ситуациях, при которых семейное неблагополучие порождает негативные последствия для воспитывающихся в них детей, и для жизни иных людей. Вместе с этим качество выполнения обязанностей субъектов профилактики (органа опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов образования, внутренних дел и т.п.) зачастую имеет формальный характер, нуждается в большей эффективности и даже просто наибольшего человеческого участия в судьбе лиц, остро нуждающихся в поддержке общества. Государственная политика, а также деятельность данных органов должны быть нацелены на сохранение и нормальное бытие семей.
В тех ситуациях, при которых нарушаются права детей, государство посредством органов опеки и попечительства обязано в предусмотренных законом случаях, вмешиваться в родительские правоотношения, прибегая к методам, более свойственным не частному, а публичному праву.
Определяя роль органов опеки и попечительства в обеспечении интересов детей, считаем необходимым также отметить следующее: действующее законодательство, как уже упоминалось, органы опеки и попечительства наделяет функцией защиты прав и интересов ребенка. Содержание защиты предполагает определенную деятельность, как правило, выражающуюся, в принятии решений. Само нарушение прав является признаком, свидетельствующим о необходимости вмешательства государственных органов для устранения нарушения средствами принудительного воздействия. На орган опеки и попечительства в предусмотренных законом случаях, возлагается обязанность по принятию специальных мер, нацеленных на создание ребенку обстоятельств, при которых станет возможным надлежащее осуществление им своих субъективных прав. Определение компетенции органа опеки и попечительства в нормативных правовых актах свидетельствует о социальной значимости их деятельности, наличии поддержки государства, официальном признании и правовой защиты.
По отношению к организациям для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей, применяются положения законодательства об опеке и попечительстве, относящиеся к обязанностям, правам и ответственности опекунов и попечителей.
Дети-сироты и оставшиеся без попечения родителей, в такие организации могут помещаться как временно на срок не более месяца, так и до достижения совершеннолетия. Временно дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, помещаются в указанные организации, когда родители, опекуны либо усыновители или попечители по уважительным причинам не могут выполнять свои обязанности в отношении ребенка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)// на Официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020;
- "Конвенция о правах ребенка"(одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)// "Сборник международных договоров СССР", выпуск XLVI, 1993;
- Декларация прав ребенка. Принята 20 ноября 1959 г. Резолюцией 1386 (XIV) на 841-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН // СПС "КонсультантПлюс".
- "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020)// "Российская газета", N 238-239, 08.12.1994;
- "Семейный кодекс Российской Федерации" от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020)// "Российская газета", N 17, 27.01.1996;
- "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 30.12.2020) // "Парламентская газета", N 2-5, 05.01.2002;
- "Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 08.12.2020)// "Российская газета", N 220, 20.11.2002;
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2021)// "Российская газета", N 303, 31.12.2012;
- Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ (ред. от 08.12.2020) "Об опеке и попечительстве"// "Парламентская газета", N 31-32, 07.05.2008;
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"// "Российская газета", N 121, 30.06.1999;
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"// "Российская газета", N 147, 05.08.1998;
- Постановление Правительства РФ от 24.05.2014 N 481 (ред. от 10.02.2020) "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (вместе с "Положением о деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей")// "Собрание законодательства РФ", 02.06.2014, N 22, ст. 2887;
- Мохов А.А. Неродившийся ребенок - субъект правоотношений? // Семейное и жилищное право. 2019. N 4. С. 14 - 18.;
- Романовский Г.Б., Романовская О.В. Насцитурус в семейно-правовых отношениях и современная биомедицина // Семейное и жилищное право. 2013. N 6. С. 23 - 27.