Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
Введение
Как понятие о лице не всегда совпадает с понятием о человеке, так понятие о человеке иногда не совпадает с понятием о физическом лице. Возьмём для примера древнее общество. В зрелом рабовладельческом обществе раб (servus) признавался не субъектом права, а объектом, вещью (res). Со временем фактическое положение рабов могло изменяться, но этот юридический принцип оставался неизменным. С одной стороны, человеческая личность раба давала о себе знать и требовала некоторого признания, но с другой стороны, последовательное проведение принципа «раб есть вещь» с развитием хозяйственных отношений оказывалось не в интересах самих господ.
В целях стимулирования браков в 1-м веке н.э. было установлено, что ребёнок становился гражданином, если отец был гражданином в момент зачатия ребёнка. Ребёнок признавался свободным, если мать была свободна в какой бы, то ни было момент беременности. В имперское время установилось, что дитя рабыни считается свободным, если его мать хоть один момент за всё время беременности была свободной, так как «бедствия матери не должны вредить тому, кто находится в её чреве».
Жизнь человека в любом цивилизованном обществе представляет собой высшую ценность.
Проблемы жизни человека изучаются разными науками: генетикой, физиологией, психологией, социологией, философией и пр. По объёму правоспособности и кругу субъектов права в разные эпохи можно судить о том, кого же из людей и в какой мере данная система права признаёт в качестве человека, имеющего права.
С определением начала жизни связана статья 17 Конституции РФ[1], которая определяет, что «основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Следовательно, правами человек обладает с момента рождения. Но в связи с объёмом содержания этого права в течение многих лет ведутся дискуссии и высказываются различные суждения на этот счёт. Некоторые учёные отстаивают точку зрения, что началом жизни человека следует считать пребывание в утробе матери, другие – момент рождения. С точки зрения биологии, человек как биологический индивидуум формируется сразу после слияния родительских половых клеток, когда образуется неповторимый набор генов. Плод, находящийся в утробе матери, рассматривается в качестве физиологической части организма, которым он вправе распоряжаться по своему усмотрению. Как биологическая структура эмбрион не тождественен никакому женскому органу, поскольку он есть человеческое существо, растущее в теле матери. Эмбрион – «потенциальный человек».
По мнению некоторых юристов, для права важно лишь то, что с момента, когда гражданин считается родившимся, а медицина, как правило, руководствуется в этом случае критерием начала самостоятельного дыхания, ребёнок приобретает гражданскую правоспособность. В то же время законодательство не регулирует вопросы, связанные с защитой прав человеческого эмбриона.
Традиционно понятие «ребёнок» связывается с возрастным критерием
Человек считается ребёнком в течение определённого периода времени. Согласно статье 1 Конвенции о правах ребёнка[2], принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 октября 1989 года, «ребёнком признаётся каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону оно не достигает совершеннолетия ранее». Начальный момент, с которого следует признать человека ребёнком, прямо не установлен.
С правовой точки зрения очень важно обозначить временные границы понятия «ребёнок», так как ребёнок пользуется специальными правами, которые ему присущи только в данный период. Различные правовые и доктриальные источники противоречат друг другу в части установления первоначального момента правоспособности ребёнка, связанного с его рождением.
В Конституции Ирландии, принятой в 1990 г., закреплено «право на жизнь нерождённого». В Ирландии аборты запрещены, за исключением тех случев, когда жизни женщины объективно угрожает опасность.
Согласно ст. 15 Конституции Словацкой Республики от 1 сентября 1992 г., «человеческая жизнь достойна охраны ещё до рождения».
Составной частью конституционной системы Чешкой Республики является Хартия основных прав и свобод, статья 6 которой охраняет жизнь ребёнка ещё до его рождения.
По Уголовному кодексу Германии женщина должна осознавать, что неродившийся человек в каждой стадии беременности имеет собственное право на жизнь. Статьи, посвященные прерыванию беременности, отнесены к разделу 16 «Наказуемые деяния против жизни»
Законодательство Голландии полагает, что ещё неродившийся ребёнок считается уже появившимся на свет, если эта презумпция соответствует его интересам.
И Россия традиционно озабочена проблемой рождения и воспитания новых поколений граждан, здоровых нравственно и физически. Но в реальном её решении отсутствует истинно гуманный, рациональный и взвешенный подход, свидетельствующий о действительной полноценной заботе и охране жизни, здоровья и неприкосновенности, иных прав детей в нашей стране. Стоит отметить, что как медицинское, так и юридическое определение существа, растущего в теле матери, не будет исключать возможности ошибки, последствием которой зачастую является посягательство на жизнь человека. Соответственно, те дети, правовое положение которых не является статусом ребёнка, автоматически теряют естественные права, в первую очередь, право на жизнь.
Исследование позиций цивилистов, генетиков, эмбриологов, философов допускает вывод, что неродившийся и родившийся ребёнок – это только стадии развития одного и того же человека. Право на жизнь, предусмотренное в Конституции РФ, в первую очередь должно обеспечиваться правом на сохранение и поддержание жизни, в том числе и правом на рождение, которое в российском законодательстве не регулируется.
В Семейном кодексе РФ (СК РФ) первоочередное внимание уделяется личным правам ребёнка, проистекающим из его семейного статуса: право ребёнка жить и воспитываться в семье (ст. 54), право на защиту (ст. 56), право на имя, отчество и фамилию (ст. 58). Ст. 54 СК РФ может применяться к зачатым, но ещё не родившимся детям. В ст. 17 СК РФ содержится норма о недопустимости предъявления мужем требования о расторжении брака без согласия жены во время беременности и в течение года после рождения ребёнка. Это правило направлено на ограждение беременной и кормящей женщины от ненужных волнений и переживаний, а значит, и на охрану здоровья матери и ребёнка.
Право ребёнка жить и воспитываться в семье взаимосвязано с его иными правами: право знать своих родителей, на заботу родителей, воспитание родителями, на обеспечение его интересов и всестороннего развития, уважение его человеческого достоинства. Право знать своих родителей и право на их заботу вытекает из требований ст. 7 Конвенции о правах ребёнка и обусловлено тем, что возникновение взаимных прав и обязанностей родителей и детей основывается на происхождении детей от конкретных родителей. При этом не имеет значения, состоят ли родители в браке, проживают ли они совместно или раздельно. Законодательно имеет значение кровное происхождение от определенных мужчины и женщины. В отношении зачатого, но ещё неродившегося ребёнка забота со стороны родителей в основном означает внимательное отношение к нему в период внутриутробного развития.
Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г.[3] предусмотрено, что именно органы здравоохранения, в первую очередь, призваны обеспечивать защиту ребёнка от произвольного вмешательства в осуществление его права на жизнь. То есть, органы здравоохранения принимают первостепенное участие в осуществлении защиты прав и законных интересов зачатых, но ещё неродившихся детей.
Согласно ст. 19 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ)[4] каждый гражданин имеет право на имя. Оно включает в себя имя, данное ему при рождении, отчество, фамилию, переходящую к потомкам. Семейный кодекс позволяет родителям, не состоящим в браке, подать совместное заявление об установлении отцовства до рождения внебрачного ребёнка. В заявлении родители подтверждают своё обоюдное согласие на присвоение ребёнку фамилии отца или матери и имени (в зависимости от пола ребёнка). Такое заявление регистрируется органом ЗАГСа и хранится на общих основаниях. Представляется, что таким образом наше законодательство охраняет право неродившегося ребёнка на Ф.И.О.
Статья 60 СК РФ наделяет каждого ребёнка правом на получения содержания от своих родителей или заменяющих их лиц. Представляется, что право на содержание относится и к зачатому, но не родившемуся ребёнку. В том числе, ст. 89 СК РФ позволяет жене во время беременности требовать от другого супруга предоставления алиментов в судебном порядке.
Статьёй 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 г. предусмотрен ряд пособий: по беременности и родам, единовременное пособие вставшим на учёт в медицинском учреждении в ранние сроки беременности, при рождении ребёнка и пр. Представляется, что пособие по беременности выплачивается не только для поддержания беременной женщины, но и для соблюдения интересов нерожившегося ребёнка.
Согласно Положению о порядке назначения и выплаты соответствующих пособий, утверждённому Правительством, единовременное пособие беременной, вставшей на учёт в медицинском учреждении в ранние сроки беременности (до 12 недель), выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам. При этом отпуск по беременности и родам исчисляется суммарно, а единовременное пособие женщина получает после родов. Таким образом, единовременное пособие выступает как «особая плата за несделанный аборт».
Зачатый ребёнок может выступать в качестве наследника ещё до своего рождения. В соответствии со ст. 1116 ГК РФ, зачатые при жизни наследодателя могут призываться к наследованию. При наличии зачатого, но ещё не родившегося наследника выдача свидетельства о праве на наследство приостанавливается, а раздел наследства может быть осуществлён только после рождения такого наследника (статьи 1166, 1163 ГК РФ).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Законодательство об обязанностях и правах родителей имеет большую историю, прошедшую путь от полнейшего бесправия детей вплоть до существенного расширения объема их правомочий.
Во всех сферах отношений, регулируемых правом, человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод, ответственности и обязанностей, определённых законодательными нормами.
Под правами родителей понимается совокупность прав, которые принадлежат им как субъектам в родительских правоотношениях. Одной из их особенностей является то, что они собой представляют неразрывную связь обязанностей и прав. Осуществляя собственные права, родители тем самым, исполняют свои обязанности, а исполняя обязанности, – осуществляют права. Согласно ст. 61 СК РФ, у родителей имеются равные права и равные обязанности по отношению к своим детям.
Согласно законодательству, родители имеют преимущественное право перед иными лицами на воспитание собственных детей. Права и обязанности, которыми наделены родители, возможно классифицировать: имущественного характера (обязанности и права по материальному содержанию детей), неимущественного характера (права на воспитание, образование детей, на защиту прав, интересов детей, защиту родительских прав, право родителей давать ребенку имя, фамилию, отчество, право менять фамилию и имя ребенка до достижения им четырнадцати лет и т. п.). Основополагающим принципом при осуществлении родительских прав признается их осуществление в соответствии с интересами ребенка.
Интересы детей – вот основной критерий при определении правомерности родительского поведения. Законом устанавливаются пределы осуществления прав родителями. Нарушение законных интересов детей либо создание реалистичной угрозы их нарушения, служит основанием применения по отношению к родителям предусмотренных законодательством мер ответственности (семейно-правовой, уголовно- правовой, административно-правовой). Вопросы осуществления родительских прав родители должны решать исходя из интересов детей и с учетом мнения последних. При разногласиях в вопросах воспитания они вправе за их разрешением обратиться в органы опеки и попечительства либо в суд.
Рассматривая дела, которые связаны с ненадлежащим выполнением или невыполнением родительских обязанностей, судебные инстанции, часто оперируют термином «уклонения родителей от исполнения своих обязанностей». Суды при этом опираются на то, что уклонение родителей от исполнения своей обязанности по воспитанию детей выражаться может в отсутствии заботы о физическом и нравственном развитии, подготовке к трудовой деятельности, обучении ребенка. Сюда можно также отнести случаи уклонения от выплаты алиментов на ребенка, неосуществления воспитания или заботы о нем, отказа от проживания с ребенком без уважительной причины и прочие подобные действия. Следует отметить, что к уклонению от исполнения родительских обязанностей нельзя отнести случаи неосуществления воспитания детей по причине стечения жизненных обстоятельств, наличия инвалидности (заболевания).
Таким образом, ненадлежащее выполнение и невыполнение родительских обязанностей определить можно как поведение родителей, выражающееся в уклонении от исполнения обязанностей по воспитанию, обучению и содержанию детей, а равно в отсутствии заботы о всестороннем развитии последних.