Файл: Петроглифы Северной России и территорий Балтии, Скандинавии, Кавказа (Петроглифы Северной России).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Йепмалуотка — единственная площадка с петроглифами, открытая для посещения публики. Рядом создан и музей петроглифов. Вокруг древних гравюр, нанесенных на плоские горизонтальные скалы, сооружены дощатые настилы, так что рассматривать их можно безо всякого вреда для самих изображений. А в Альте их больше, чем где бы то ни было еще в Европе.

Наскальные изображения вырезались в течение долгого периода времени: самые древние были созданы более 6200 лет назад, в то время как самым последним «всего» 2500 лет. Рядом с «картинной галереей» были обнаружены следы поселения примерно 4200—500 годов до н.э.

Петроглифы Альты созданы охотниками и рыболовами — их образ жизни и занятия, а также ритуалы и мифология отражены на этих картинах.

Картины изображают людей, животных — оленей, лосей, медведей, рыб и птиц, лодки и оружие. На некоторых запечатлены, видимо, сцены охоты, а также музыканты с «рунебоммен» — шаманским барабаном, который саамы используют при исполнении своих ритуалов.

Благодаря прекрасной сохранности петроглифов Альты, их обилию и ценности, в 1985 году ЮНЕСКО внесло их в Список Всемирного наследия.

Здесь много любопытных картин: напоминающие лестницы ограды (или загоны-ловушки?), люди в лодках, вероятно, забрасывающие сети.

Иногда можно увидеть и фигуру медведя, который был самым священным животным: считалось, что он может переходить из одного мира в другой. Любопытны и изображения лодок — судя по некоторым из них, можно сделать предположение, что у древних обитателей этих мест часть лодок предназначалась специально для перевозки грузов (кстати, рядом, в музее, можно увидеть реконструкцию старинных лодок). Каркас их делали из дерева и обтягивали оленьими шкурами. На носу некоторых суденышек можно увидеть некое подобие «головы». «Дизайн» лодки родился 6 тысяч лет до н.э., и петроглифы с ее изображением относятся к числу старейших в Альте.

Более крупные лодки с местных петроглифов появились примерно четыре с половиной тысячи лет до н.э. Судя по их реконструкции из музея, они напоминают нечто среднее между каяком и каноэ, до сих пор используются на соседних реках Альта и Тана (только, естественно, снабженны теперь еще и мотором). Они действительно идеальны для плавания по рекам и небольшим фьордам.

Некоторые петроглифы нелегко поддаются интерпретации: в одной из сцен охоты, где изображены люди с луками и стрелами, можно увидеть некий «воздушный шар» с «веревкой» — то ли это якорь, то ли надутый пузырь, плавающий на воде с « леской», то ли что-то еще?


Или, например, в одной из сцен охоты олень изображен с полосками. Что означают эти полоски: места, в которые будут воткнуты копья? как олень будет разделан? Или же в древности здесь обитали полосатые олени?

В расположенном рядом с петроглифами музее, помимо реконструкции лодки, конечно же, представлена и вся другая необходимая информация, как о регионе, так и о его истории и наскальном искусстве.

А вот в местности Амтманнснас, на скале, находящейся среди леса в окрестностях Альты, странные фигуры ведьм (2700— 1700 лет до н.э.) можно увидеть лишь благодаря белой краске, нанесенной на изображения. «Ведьмы» — название условное. Но можно предположить, что эти петроглифы каким-то образом отображают религиозные представления древних обитателей этих мест — предков саамов — и их видение мироздания.

Наскальный рисунок "Лодка "

Скандинавские петроглифы

Петроглифы Кавказа

Кавказ - многослойный этнический коктейль, который в древности периодически взбалтывался кочевниками. Брызги его всегда летели в сторону гор и оставляли загадочные пятна. Языковед второй половины XIX века Всеволод Федорович Миллер в своей основательной монографии "Осетинские этюды" отметил: "В горы загонялись побежденные народы, не имея выхода ни на восток, ни на запад. Многие народы истощались в постоянной борьбе, гибли, и от языков их не осталось и следа… Можно думать, что все современные мелкие народы, доживающие свой век в ущельях Кавказского хребта, представляют скудные остатки более крупных народов, некогда бродивших в степях и, быть может, известных древним и средневековым историкам и географам под иными именами". В течение нескольких лет мне довелось заниматься обследованием памятников архитектуры в Ингушетии и Чечне. Они труднодоступны, малоизвестны и плохо изучены. Особый интерес вызвали петроглифы - плиты с рельефами, которые вставлены в кладку стен боевых и жилых башен, построенных в XVII-XVIII веках. Изображены на плитах геометрические фигуры, спираль, встречается и свастика - древний символ вращающегося Солнца. При взгляде на петроглифы возникает ощущение: они хранят некую тайну исчезнувшего народа.

Все попытки объяснить, как попали на Кавказ плиты с рельефами - петроглифы, - носят в основном умозрительный характер. Сколько людей, столько и мнений. Знакомство с литературой показало, что исследовательская мысль пошла здесь простейшим путем: если петроглифы обнаружены на вайнахских башнях, значит, они вайнахские (вайнахи - предки чеченцев и ингушей). Однако собственный опыт архитектора-реставратора заставил меня усомниться в этом: все петроглифы использованы повторно как подручный строительный материал и украшение. Они явно древнее башен.


Какой-то древний народ некогда построил здесь захоронения-мавзолеи, а может быть, и святилища. Их разрушили вайнахские беженцы, пришедшие на постоянное жительство в горы в XVII-XVIII веках.

Так какому народу принадлежат эти петроглифы? После долгих раздумий и вычислений мой выбор пал на скифов. Однако сразу же возникает научная интрига. Геометрические рисунки, обнаруженные на плитах, характерны для тех древних народов, которые исторически "не доросли" до письменности и искусства. Письменности у скифов действительно не было, да и не могло быть: кочевникам она ни к чему. А вот по поводу искусства - большой вопрос! Скифы вошли в историю как создатели великолепного по пластике "звериного стиля".

Неолит Кавказа и Закавказья изучен в основном по некоторым стоянкам Черноморского побережья, которые делят на две группы.

Первая группа представлена ранними стоянками Одиши (Грузия), Кистрин (Абхазия) и др. для этих стоянок характерны вкладыши мезолитического облика. Лучше всего изучена Нижне-Шиловская стоянка относящаяся к V тысячелетию до н.э. Она распространена близ Адлера на берегу реки в 5 км от устья. Здесь найдены многочисленные орудия в виде трапеций и сегментов, вероятно, служивших вкладышами, орудия из ножевидных пластинок – скребки, резцы и сверла. Здесь были известны шлифовка камня, изготовление полированных топоров. Наконечников стрел нет, но обнаружены шарики для пращи. Предполагают, что праща была здесь основным видом оружия. Керамика без орнамента, отсутствие которого характерно для кавказского неолита. Отсутствие стрел, рыболовных принадлежностей, костей животных заставляют думать. Что основным занятием населения было земледелие. Здесь найдены типичные для земледельческих районов зернотерки, мотыги, характерная керамическая посуда и зерна злаков.

Вторая группа представлена неолитическими стоянками IV тысячелетием до н.э. в районе Сочи – Адлер и в Абхазии. Геометрических орудий здесь нет. В большом количестве найдены массивные каменные мотыжки и зернотерки. Жители этих районов занимались земледелием, что подтверждает гипотезу о возникновении земледелия на Черноморском побережье Кавказа еще в раннем неолите. С развитием земледелия поздненеолитического поселения стали размещаться выше над морским побережьем, у участков удобных для обработки.

В Крыму известны докерамические неолитические поселения и поселения, развитого неолита. Крымский неолит изучен по слоям поселений Таш-Аир I, Кая-аралы, Замиль-Коба II и др. в раннем неолите стоянки чаще всего распространены в горной и предгорной частях. В конце неолитической эпохи в Крыму резко увеличивается количество поселений открытого типа. Однако сохраняются и пещерные жилища. Резко возросшая мощность культурных слоев и увеличившееся количество культурных остатков говорят о прочной оседлости. В культурных слоях крымских поселений найдены кости дикого кабана, благородного оленя, были кости и первых домашних животных – свиньи, коровы, овцы.


Наиболее ранняя посуда на крымских неолитических стоянках представлена остродонными, толстостенными примитивными горшками, вылепленными из глины с примесью песка и слюды. Поверхность их заглаживалась травой. Затем грубую толстостенную керамику сменили толстостенные сосуды с нарезными и штампованным орнаментом.

Неолитические стоянки Кавказа и Крыма на основании сходных мезолитических культур. в раннем неолите это сходство еще существует, но в дальнейшем пути развития этих областей расходятся. На Кавказе рано появляются зачатки земледелия, а в Крыму преобладает охота.

Древний петроглиф

Петроглиф Кавказа

Заключение

Наскальные изображения трудно понять вне связи с их природным окружением. Рисунки всегда создавались близко от уровня воды, на прибрежных скалах, где не росли лишайники и поверхность была наиболее чистой и гладкой. Петроглифы выбиты сплошными точечными ударами кварцевого отбойника по всей площади, реже - только по контуру рисунка. Не исключено, что они были окрашены, хотя следов этого, разумеется, не сохранилось.

Фантастическое начало в них тесно переплетено с реальным. Естественные черты сознательно деформированы, искажено реальное соотношение пропорций.

Петроглифы наглядно свидетельствуют о способности первобытного человека обобщать, фиксировать и хранить необходимую информацию, выделять в окружающем мире наиболее существенные сферы, качества, свойства, персонифицировать и олицетворять их, переводить в символы и строить из них мир символов; на основе земных создавать неземные образы. Выбитые изображения давали возможность непосредственного личностного контакта и общения с этими неземными, сверхъестественными образами и силами.

В качестве объектов культа выступают либо человекоподобные образы, либо звери и птицы, наделенные какими-то необычными свойствами. Создав представления об окружающем мире, его главных силах, связях и отношениях, люди обретали чувство опоры и устойчивости, стабильности окружающего мира и собственной жизни.

Список литературы

  1. Культура.рф / Карельские петроглифы https://www.culture.ru/materials/32944/karelskie-petroglify
  2. Проект «Республика» / Петроглифы http://rk.karelia.ru/tag/petroglifyi/
  3. Савватеев Ю.А. / Вечные письмена http://resources.krc.karelia.ru/krc/doc/publ2007/Savvateev.pdf
  4. Бубрих Д.В..Программа по собиранию материалов для диалектологического атласа карельского языка М/Академкнига/-341с.
  5. Гумилев Л.Н.Великая степь. М./Наука/-591с.
  6. Гуревич А .И. Походы викингов. М./Вокруг света/ 156с.
  7. Мурашкин А. И. © 28. Петроглифы Карелии как исторический источник- 89с.
  8. Савватеев Ю.А О месте петроглифов Карелии в наскальном искусстве северной Евразии Петрозаводск - 190с.
  9. Семёнов В.А. Традиционная семейная обрядность народов Европейского Севера. – СПб /Арфа/- 185с.
  10. Скандинавские чтения 2004 г. Этнографические и культурно-исторические аспекты. Составители Т.А.Шрадер, И.Б.Губанов. МАЭ РАН, СПб, 2005
  11. Шаскольский И.П. К изучению первобытных верований карел (погребальный культ) Л./Наука/ – 255с.