Файл: Петроглифы Северной России и территорий Балтии, Скандинавии, Кавказа (Петроглифы Северной России).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 81
Скачиваний: 1
Введение
Петроглифы (писаницы или наскальные изображения) — высеченные изображения на каменной основе. Могут иметь самую разную тематику — ритуальную, мемориальную, знаковую со всеми возможными взаимопересечениями.
Традиционно петроглифами называют все изображения на камне с древнейших времён (палеолита) вплоть до средневековья, за исключением тех, в которых достоверно присутствует хорошо разработанная система знаков. Абсолютно однозначного определения не существует. Петроглифами называют как первобытные пещерные наскальные тёсаные рисунки, так и более поздние, например, на специально установленных камнях, мегалитах или «диких» скалах.
Подобные памятники не сконцентрированы где-нибудь в одном месте, а широко разбросаны по лицу нашей планеты. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Карелии, в Испании (пещера Альтамира), во Франции (пещеры Фон-де-Гом, Монтеспан и др.), в Сибири, на Дону (Костёнки), в Италии, Англии, Германии, в Алжире, где недавно были открыты и произвели сенсацию во всём мире гигантские многоцветные росписи горного плато Тассилин-Аджер в Сахаре, среди песков пустыни.
В основном, это изображения животных — олени, бизоны, кабаны, дикие кони; среди них и такие, которые ныне на земле уже не водятся — длинношерстые мамонты, саблезубые тигры. Лишь изредка попадаются абрисы человеческих фигур и голов, вернее, ритуальных масок. Только позднее, в эпоху неолита, стали изображать сцены из жизни первобытного племени — охоты, сражения, пляски и какие-то малопонятные обряды. Такие композиции приблизительно датируются VI—IV тысячелетиями до н. э.. А самые ранние изображения, где преобладают «портреты» зверей, относятся к верхнему палеолиту, то есть были созданы сорок — двадцать тысяч лет тому назад.
Петроглифы Северной России
Карельские петроглифы – наскальные рисунки, происхождение которых датируется IV-III веками до нашей эры. Подобные свидетельства жизни древних людей разбросаны по всему миру. Петроглифы были найдены в Казахстане, Азербайджане, Испании, Франции. В Карелии наскальные рисунки находятся на разрозненных территориях: полуостров Бесов Нос, мыс Кладовец, Гагажий, Пери Нос, остров Гурий, Карецкий Нос. Они представляют собой схематичные силуэты, выбитые при помощи кварца в плоской породе на глубину не более 1-4 мм. Чаще всего это изображения людей, птиц, животных, сцен охоты, небесных светил и различных геометрических фигур. Расположены могут быть как группами, так и обособленно. Всего на территории Онежского озера найдено 1100 петроглифов, которые собраны в 24 группы. На побережье Белого моря также есть большие скопления рисунков древних людей.
Различаются петроглифы и по высоте. Максимальная высота одного рисунка достигает 4,1 м. Рисунки могут быть выбиты лишь по контуру или иметь сплошную забивку, что создает особый контраст с породой, на которую они нанесены.
Карельские петроглифы
История открытия петроглифов
Петроглифы на территории Карелии были открыты в начале XIX века геологом и археологом К.И. Гревингком. Он проводил пятимесячную экспедицию с целью изучения прибрежной зоны Онежского озера, когда и наткнулся на наскальные рисунки. Есть мнение, что на них ему указали местные жители деревни Бесов Нос, которые знали о петроглифах и приписывали им «бесовскую силу», откуда деревня и получила свое название. Тогда были предприняты первые попытки их документирования и копирования.
На мысе можно найти интересную группу рисунков – «бес», налим и выдра. Гигантские, двухметровые фигуры, как считается, олицетворяли хозяина суши, выдра или ящерица являлась символом зла, а налим – добра. В XIX веке монахи Муромского монастыря «нейтрализовали» образ, выбив поверх его православный крест.
Онежские петроглифы
Карельские петроглифы в Эрмитаже
В Санкт-Петербурге в музее “Эрмитаж” находится уникальный экспонат – плита возрастом 1,5 млрд лет с высеченными на ней петроглифами, в количестве 50 штук. Если присмотреться к хаотично расположенным на первый взгляд рисункам, в них прослеживается четкая структура. Писатель и ученый А.М. Линевский провел детальное изучение фрагмента и пришел к выводу, что на нем изображен годовой цикл древнего хозяйства. На северной части скального обломка можно увидеть сцены зимнего промысла, на южной – летнего, в восточной и западной – весеннего и осеннего.
При отсечении скального фрагмента, принесенного в Эрмитаж, потребовалось использование взрывчатки. В результате этого было повреждено цельное полотно и полностью уничтожен тот фрагмент скалы, где были нанесены сцены деторождения.
Карельские петроглифы в экспозиции Эрмитажа
Петроглифы Беломорья
Летом 1926 года А.М. Линевский отправился в Беломорье для изучения быта поморов. Тогда-то и были случайно беломорские петроглифы, центральным изображением среди которых была фигура беса с семью отпечатками его ступней. Это место в последующем получило название – Чертовы Следки. Позже в этой зоне было открыто большое количество рисунков, скрытых под несколькими метрами песка.
Через 10 лет после обнаружения Чертовых Следков было обнаружено новое скопление – Залавруга, а через еще 27 лет – Новая Залавруга. Одним из самых впечатляющих открытий в Новой Залавруге было изображение лодки с тремя гребцами.
Работы проводились внутри карьера, сформированного для строительных работ. С места вывозился грунт, особо тщательно и аккуратно удалялся тонкий песчаный слой. В результате, когда археологи добрались до скальной плиты, обнаружилось, что эрозия и лишайники разрушили большой фрагмент лодки с гребцами, а остальную, пригодную для гравировки часть древние не успели или не захотели покрыть рисунками, в результате она осталась полностью чистой.
Онежские и беломорские петроглифы имеют существенные отличия, заключающиеся не только в технике нанесения рисунков, но и в их тематике. В беломорских рисунках часто прослеживаются изображения морских животных и водоплавающих птиц, в онежских всего несколько раз встречается нерпа. Беломорские петроглифы чаще собраны в группы, повествующие определенный сюжет. Онежские – более мифологичны и требуют сложной интерпретации.
Есть теория, что места для нанесения петроглифов выбирались не случайно. Это тихие, красивые места, рисунки располагались у самой кромки воды, в устьях рек, удобных для промысла. Карельские петроглифы до сих пор не изучены до конца.
Карельские петроглифы Беломорья
Восточная Европа
Лесная территория от Урала до Прибалтики и от побережья Белого моря и Кольского полуострова до Средней Волги и Оки в неолите была заселена неравномерно. Люди жили в поймах рек, а густые леса не были заселены. Ведь именно реки служили тогда дорогами, они давали людям пищу. Неолит – лесной полосы в целом имел затяжной характер. Здесь господствовал неолитический быт, даже в те времена, когда на соседних территориях кончился Бронзовый век.
Развитие хозяйства и культуры в неолите основывалось на охоте, рыбной ловле и собирательстве и шло по сути постоянного совершенствования орудий лова и охоты. Наконечники стрел из кости и камня разных форм, различные по форме гарпуны, остроги являются основными. Большое распространение получили каменные тесла и топоры, с помощью которых обрабатывалось дерево. Только в некоторых местах в конце неолита появляются зачатки скотоводства. Основными памятниками этой территории являются неолитические стоянки, все они распространялись по берегам рек и озер (долгое время эти стоянки объединялись в одну культуру ямочно-гребенчатой керамики).
Со временем изменился облик и территориальное размещение неолитических культур лесной полосы. Можно выделить культуры раннего неолита, относящиеся к IV – V тысячелетиям до н.э. и культуры развитого и позднего неолита – IV – середина III тысячелетиям до н.э. К раннему неолиту лесной зоны относятся культуры: льяловская, нарвско-неманская, волго-камская и сперрингс на Крайнем Севере. Картина образования и распространения культур в позднем неолите очень пестрая.
В раннем неолите к северу от днепро-донецкой культуры, в Волго-окском бассейне сложилась льяловская культура, названная по стоянке у с. Льялово, находящемся недалеко от Москвы у города-спутника Крюково. Она относится к типу торфяных стоянок и расположена на берегу р. Клязьмы, где эта река когда-то расширялась в небольшое озерко. Поселения располагались на заболоченных берегах рек, озер и на островах. Жилища устраивались на настиле из жердей и бревен, на сваях. Среди инвентаря преобладали овальные и удлиненные каменные топоры и тесла, костяные гарпуны, наконечники стрел листовидной формы, обработанных с двух сторон ретушью, ножи, резцы. Из камня делались долота, шлифовальные плиты. Для льяловской культуры характерны сосуды яйцевидной формы, украшенные зональным орнаментом из ямок и оттисков гребенки.
К западу и северо-западу от территории льяловской культуры в Латвии, Эстонии и Литве развивалась нарвская культура, сложившаяся на базе местного мезолита, но испытавшая значительное влияние южных неолитических племен. На позднем этапе она охватывала и Северную Белоруссию (нарво-неманская культура). Она изучена по поселениям на торфяниках в Латвии, Белоруссии и на Псковщине. Их возраст – середина VI – IV тысячелетия до н.э., названа культура по поселению Нарва. Для нее характерны разнообразные костяные и роговые орудия и своеобразные сосуды с оттянутыми днищами и прямыми краями, наличие небольших с уплощенным дном мисочек, некоторые из них имеют форму лодок.
Неолитические памятники лесной полосы часто расположены большими группами в местах, удобных для охоты и рыболовства. Одним из значительных скоплений такого рода памятников эпохи бронзы лесной территории является Лубанская равнина в восточной части Латвии. Там открыто около тридцати древних поселений мезолита, раннего и позднего неолита: Абора, Малмута I и др.
Неолитические поселения устраивались на береговых возвышениях, жилища были наземными, столбовой конструкции. На месте жилищ сохранились остатки кольев и столбов. Площадь жилищ обычно составляла 40-50 кв. м., состояли они из одного или двух прямоугольных помещений. В инвентаре много кремниевых наконечников стрел и дротиков, скребков и ножей, встречаются сланцевые изделия. Особое место занимают каменные сверленные топоры с острым и уплощенным обушком, много костяных и роговых изделий: наконечников стрел, гарпунов, проколок и шильев.
К востоку от области льяловской культуры лежала обширная территория волго-камского неолита. Она характеризуется сосудами, похожими на яйцевидные с немного суженным горлом. Типичным орнаментом являются оттиски гребенчатого штампа. Непрерывно чередующиеся косые оттиски штампа создали особый узор, получивший название «шагающая гребенка».
В Карелии и Юго-восточной Финляндии ранний неолит представлен стоянками культуры сперрингс, которые датируются концом IV – началом III тысячелетия до н.э., у г. Медвежьегорска, в окрестностях г. Повенец и других местах. Памятники этого типа немногочисленны. Инвентарь культуры архаичен, хотя встречается керамика с прочерченным узором.
В развитом и на европейской территории России наблюдается значительные изменения в размещении культур, что связано с развитием хозяйства и в целом с изменением этнических состояний неолитического населения, перемещением племен. Большое влияние на этот процесс оказали племена ямочно-гребенчатой керамики. С расселением племен ямочно-гребенчатой керамики связано происхождение многих лесных неолитических культур в бассейне Волги и Оки: верхневолжской, валдайской, рязанской, белевской (названа по поселению г. Белева). Для них характерно широкое применение при изготовлении орудий массивных и длинных ножевидных пластин. Из них делали узкие и длинные листовидные кинжалы и наконечники стрел. Вместе с тем в этой культуре долгое время существовали резцы палеолитического облика и скребла. Поверхность сосудов покрывалась узором в виде ромбических или овальных вдавлений.
Множество стоянок на территории современной Карелии – от Свирска до Санкт-Петербурга – объединены в так называемую карельскую культуру, которая в своем развитии прошла несколько этапов. На карельских стоянках были небольшие наземные бревенчатые дома. Орудия часто изготавливались из сланцевого камня – это топоры, долота. Основу хозяйства составляли рыболовство и промысел морских зверей. Орудиями охоты были лук, стрелы, копье. Широко использовались костяные односторонние гарпуны, сети из лыка и крапивного волокна, крючки, ловушки.
Рядом с карельской культурой располагались территории племен оставивших памятники каргопольской культуры. Эта культура представлена многочисленными поселениями на берегах озер Лага, Вож, Белое, где известны поселения Кубенино, Верхнее Веретье и др. Эти стоянки существовали долго, иногда до 2500 лет. На ранних поселениях заметны различия в керамики, что свидетельствует о сложном этническом составе населения. Наряду с керамикой в инвентаре широко представлены гарпуны, кремневые вытянутые ретушированные наконечники стрел, дротиков, довольно много скребков выпукло-лезвийных кремневых ножей. К позднему неолиту относятся поселения каргопольской культуры на р.Модлоне в Вологодской области. По берегу узкого и длинного мыса стояло пять четырехугольных домов. Их стены были сделаны из жердей, переплетенных прутьями, полы – из нетолстых бревен и покрыты слоем глины. Бревна пока выступали за пределы дома, образуя перед ним небольшую площадку. Дом стоял на сваях, возвышаясь над землей на 30-35 см. Между домами были большие верши. На поселении найдены семена культурного льна, культивировавшегося там. На этой стоянке обнаружены янтарные украшения из Прибалтики.