Файл: Классификация преступлений в международном праве.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Преступления международного характера способны подорвать демократию, разрушить свободную рыночную систему, уничтожить национальные фонды и препятствовать становлению стабильного общества.

При этом преступления международного характера и транснациональная преступность угрожают безопасности всех стран. Международное сообщество противостоит этой угрозе с удивительной оперативностью и единодушием, что является редкостью на мировой уровне. В последнее десятилетие XX века и в начале XXI века беспрецедентно возросла международная активность преступности, опасность которой усугубляется размыванием границ государств и продолжающимся процессом усиления их прозрачности, расширения и взаимопроникновения экономических рынков, которые ранее были закрыты или жестко контролировались государствами. Это создает условия для возникновения новых, ранее неизвестных, форм международной преступности, усугубления ее профессионализации. В результате изменений в структуре торговли, финансов и информации создается такое положение, когда преступность уже не связана национальными границами.

Преступления международного характера в качестве характерной черты современного состояния и тенденции развития отмечается многими юристами - учеными и практиками. Они становятся всё более транснациональными, а во многих случаях приобретают глобальный характер. В настоящее время преступность международного характера - это и «коммерческая деятельность криминальных корпораций, осуществляемая на территории нескольких стран противоправными средствами и (или) с привлечением запрещенных товаров и услуг».

Современные преступления международного характера отличаются резко возросшей технической оснащенностью, высоким уровнем организации, наличием значительных финансовых средств. Их главная отчетливая черта — это размывание границ между международными преступлениями и преступлениями, совершаемыми на национальном уровне. Расширяются связи террористических организаций с представителями наркобизнеса, а также криминальными структурами, занимающимися незаконной торговлей оружием и людьми. Рост преступлений международного характера представляет собой угрозу международной стабильности.

Проблема борьбы с преступностью в Республике Казахстан требует принятия радикальных мер, направленных на профилактику преступлений и обеспечение принципа неотвратимости наказания. Следует отметить, что в последние годы сложилась определенная система международного сотрудничества, разработаны и действуют процедуры по некоторым вопросам правовой помощи, в том числе, по уголовным делам. Вопросы оказания правовой помощи по уголовным делам приобретают особое значение в связи с расширением правового сотрудничества государств, углублением связей Республики Казахстан с мировым сообществом.


1. Международное преступление и его признаки

1.1 Понятие международного преступления

Известно, что международное преступление является разновидностью международного правонарушения. Любые правонарушения, для того чтобы быть охарактеризованными в качестве таковых, должны обладать определенными признаками, иметь соответствующий состав. Применительно ко внутригосударственному праву, в частности уголовному, большое значение уделяется изучению состава правонарушения как минимальной совокупности главных объективных и субъективных признаков, достаточных для возложения ответственности на правонарушителя. При этом большинство исследователей настаивают на четырех - элементной формуле состава преступления: объектобъективная сторонасубъектсубъективная сторона. Но в последнее время становится все больше сторонников укороченной формулы. В советской науке международного права высказывалась правильная точка зрения о том, что такая общеправовая категория, как состав правонарушения, применима и к международному праву, поскольку ее изучение помогает обнаружить как общеюридические, так и специфические черты международно-правовой ответственности государства.

Международное право как юридическая система отличается целым рядом специфических черт, что находит свое отражение как в характере международно-правовых отношений, через которые, как правило, реализуются нормы международного права, так и, в особенности, международных правонарушений, влекущих международно-правовую ответственность государства. Правоохранительные отношения возникают в результате факта правонарушений и не могут не иметь в свою очередь черт, типичных именно для международного права. С другой стороны, являющиеся предметом нашего исследования международные преступления представляют собой видовую категорию по отношению к более общей родовой, охватывающей все международные правонарушения. Однако международным преступлениям свойствен в свою очередь ряд особенностей, отличающих их не только от правонарушений по национальному праву, но и от обычных международных правонарушений. Эти особенности оказывают свое влияние не в последнюю очередь, как на состав международных преступлений, так и на его отдельные элементы.


Международное преступление – это тягчайшее международно-противоправное деяние, посягающее на основы существования государств и наций, подрывающее важнейшие принципы международного права, угрожающее международному миру и безопасности. Такое преступление требует наличия международного элемента. Этот элемент может заключаться в самом характере противоправного деяния, в объекте или результате. Так, преступление может быть направлено против общих интересов мира и безопасности или посягать на более ограниченные интересы, например, отдельного государства. Международные преступления государства складываются из преступных деяний физических лиц. Однако эти преступления имеют довольно значительные отличительные черты по сравнению с преступлениями, совершаемые индивидами не в качестве должностных лиц государства, а в качестве частных лиц, с которыми государства ведут совместную борьбу.

Субъекты международных преступлений - это государства, их органы, транснациональные корпорации, а также физические, частные или должностные лица, конкретно совершающие эти преступления. В настоящее время общепризнано, что в связи с повышенной общественной опасностью международных преступлений субъектами претензий к делинквенту могут быть не только непосредственно пострадавшие государства, но и практически все участники международного общения, все международное сообщество - т. е. все государства и международные организации. Как часто упоминается в правовой литературе, Международный суд ООН в своем решении от 6 февраля 1970 г. признал существование определенных обязательств, в выполнении которых заинтересовано все международное сообщество. К ним относятся, прежде всего, обязательства, касающиеся поддержания мира и международной безопасности. Поскольку эти правоотношения ответственности - международно-правовые, то такими субъектами, естественно, могут быть только субъекты международного права.

Один из основных принципов международного права - принцип суверенного равенства государств, а субъектами правоотношений, вытекающих из юридического факта международных преступлений, остаются именно государства-нарушители. При правонарушениях непреступного характера значительные ограничения суверенитета таких государств - исключительное и временное явление, и эти государства остаются, в принципе, равноправными участниками международного общения. Они не утрачивают права на равенство, хотя на них должны быть возложены определенные обязанности по ликвидации вредных последствий международно-противоправного деяния. Иначе обстоит дело с международными преступлениями. Совершившие их государства не могут претендовать на полное равенство в общении с другими. Ограничение суверенитета - основное юридическое следствие их преступного поведения.


В юридической литературе высказывается обоснованное мнение, что субъектами международных правонарушений могут быть и международные организации. Не исключено, что субъектом международного преступления могут быть военные союзы. Анализ международно-правовых документов позволяет сделать вывод о том, что субъекты международных преступлений, как и в случае других международных правонарушений, - это, прежде всего государства, а также физические лица, выступающие от его имени и конкретно осуществляющие эти преступления (ст. 3, 5 проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества). Известно, что международные преступления - это общественно опасные деликты, направленные против жизненных интересов миролюбивых народов. Ответственность за них не ограничивается международно-правовой ответственностью государств. Субъектами международных преступлений наряду с государствами являются и физические лица, в отношении которых также возникает международная ответственность и которые изымаются из юрисдикционного суверенитета государства-правонарушителя. Вряд ли возможно назвать какое-либо международное преступление, международно-правовую ответственность за которое в рамках международного публичного права несет государство и за которое то же время нельзя было бы найти ответственных физических лиц, подлежащих уголовной ответственности. Состав обычных военных преступлений определен в первую очередь в Гаагских и Женевских конвенциях. Осуществляющие их лица - субъекты преступлений и ответственности за них в соответствии с положениями этих конвенций и аналогичных внутренних правовых актов. В случае попустительства таким действиям, поскольку эти лица входят, как правило, в состав вооруженных сил государства, субъектом этих актов и. ответственности за них в силу принципа вменения становится само государство. В юридическом смысле составы преступлений, осуществленные физическими лицами и самими государствами, тоже идентичны. Особенно это характерно для военных конфликтов с применением ядерного и других видов оружия массового уничтожения. Для оружия массового уничтожения, с одной стороны, принципиально именно то, что его разработка, производство и применение осуществляются непосредственно государственным аппаратом. С другой стороны, хотя оно и обладает исключительной силой поражения, равнозначной усилиям целых войсковых соединений, применяющих обычные виды вооружения, принятие решений об агрессивном использовании оружия массового уничтожения сосредоточивается в руках ограниченного круга государственных и военных деятелей. Эти деятели выступают в качестве организаторов такого преступления. Легко могут быть установлены и конкретные исполнители, непосредственно совершающие такие преступления. Например, в случае ядерной бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, признанной в 1963 г. окружным судом Токио нарушением международного права (дело Шимода), организаторами были президент США и высшие американские военачальники. Известны также имена военных летчиков, осуществивших эти бомбардировки. Юристы выступают за включение в соответствующие международно-правовые акты положений об индивидуальной уголовной ответственности за применение оружия массового уничтожения. Подтверждение правильности этой точки зрения - принятие 9 декабря 1981 г. Генеральной Ассамблеей ООН декларации, в соответствии с которой «государства и государственные деятели, которые первыми прибегнут к использованию ядерного оружия, совершат тягчайшее преступление против человечества».


В то же время имеются отдельные составы преступлений, которые могут совершаться как государством, так и физическими лицами, не выступающими от имени государства. К первому случаю относятся, например, акты разграбления культурных или исторических памятников. Широко известен такой состав преступления как наемничество. В определении наемников, данном в ст. 47 первого Дополнительного протокола к Женевским конвенциям 1977 г., в качестве специальной их черты указывается, что они не посланы государством, которое не является стороной, находящейся в конфликте, для выполнения официальных обязанностей в качестве лиц, входящих в состав его вооруженных сил. Поскольку наемники не представляют собой, таким образом, органы самого государства, последнее, не совершая непосредственно преступления наемничества, в то же время несет международно-правовую ответственность, если на своей территории допускает организованную деятельность по вербовке, подготовке и отправке наемников.

Из всего выше перечисленного возникает вопрос, является ли государство субъектом преступления? По этому поводу существуют две различные точки зрения.

Сторонники одной из них утверждают, что в этом отношении институт ответственности имеет в международном праве особенности по сравнению с внутренним уголовным правом. В последнем действует непреложный принцип, что субъекты уголовной ответственности это физические вменяемые лица, достигшие определенного возраста, в случае совершения ими общественно опасных деяний. Юридические лица не могут быть привлечены к уголовной ответственности и не могут быть субъектами преступления. Следовательно, во внутреннем уголовном праве субъект уголовной ответственности идентичен субъекту преступления, причем условие этой идентичности - факт совершения этим субъектом преступления. Если рассмотреть с этой точки зрения положение в международном праве, то возникающие при международных преступлениях ситуации можно разделить на две категории. В случае совершения международных преступлений органами государства, с точки зрения международного права, это преступное поведение - поведение самого государства. Поэтому можно сказать, что в таких ситуациях органы и само государство совершают одни и те же составы преступлений, являются их субъектами и возникающей вследствие этого международной ответственности. Но когда преступные акты совершаются физическими лицами, а государство не принимает мер по их предотвращению или пресечению. И хотя оно должно, безусловно, нести международно-правовую ответственность за акты, нарушающие его международные обязательства, по мнению сторонников этой точки зрения, вряд ли можно утверждать, что оно совершило соответствующие составы преступлений и является субъектом этих преступлений. В данном случае субъектами преступлений, видимо, будут эти физические лица, а субъектами ответственности выступают как сами эти лица, так и государство. Из отечественных юристов с этой точкой зрения согласен Ю.В. Петровский, который указывал, что «одна из интересных особенностей международно-правовой ответственности за такие деликты состоит в несовпадении субъектов правонарушения и субъектов ответственности».