Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Международное преступление и его признаки
1.1 Понятие международного преступления
1.2 Объективные признаки международного преступления
1.3 Субъективные признаки международного преступления
3. Ответственность за международные преступления
3.1. Международно-правовая ответственность государств за международные преступления
1.2 Объективные признаки международного преступления
Как и всякое преступление, рассматриваемое с точки зрения его структуры, международное преступление содержит объективные и субъективные элементы (признаки), имеющие, однако, большую специфику. Она определяется как масштабами преступлений этого вида, так и кругом участников и особенностями их поведения.
С объективной стороны международное преступление характеризуется несколькими признаками. Международные преступления разнообразны. При этом если некоторые преступления международного характера по способам их совершения могут мало отличаться от общеуголовных преступлений, совершаемых в рамках национального права (например, угон самолета или продажа наркотиков), то международные преступления в собственном смысле слова достигают глобальных масштабов и соответственно объективная их сторона представляет собой не одно действие и даже не серию действий одного лица (продолжаемое преступление), а сложную и разветвленную деятельность многих лиц и организаций, осуществляемую подчас на протяжении нескольких лет и даже десятилетий. Характерным примером служат преступления против мира и человечества. Агрессия гитлеровской Германии против европейских государств, вылившаяся во вторую мировую войну, готовилась с 1933 г. — прихода нацистов к власти. В подготовку и осуществление агрессии были вовлечены десятки тысяч людей, весь государственный и партийный аппарат, включая зарубежные службы.
Международные преступления могут быть продолжаемыми и длящимися. Продолжаемое преступление состоит из ряда эпизодов, объединенных единым или сходным способом совершения преступления и общим умыслом. Таковы, например, издевательства над военнопленными или акты разбоя среди мирного населения. Длящееся преступление отличается тем, что его состав осуществляется непрерывно (например, при незаконной оккупации чужой территории, захвате и удержании заложников, депортации населения и т. п.).
Второй элемент объективной стороны вредные последствия. В ряде случаев состав международного преступления сконструирован таким образом, что уже само действие (деятельность) независимо от последствий образует оконченное преступление (например, заговор против мира). Но когда преступные последствия международных преступлений наступают, то они, как правило, отличаются большим разнообразием и могут достигать исключительных масштабов. Нет необходимости подробно рассматривать здесь трагические последствия второй мировой войны, унесшей свыше 50 млн. человеческих жизней. Еще более катастрофическими могут быть последствия ядерной войны. Но и такие международные преступления как геноцид, апартеид, расовая дискриминация, терроризм, посягательства на окружающую среду способны причинить огромный материальный, нравственный, социальный вред. При этом следует принимать во внимание, как непосредственный ущерб, так и вред, более отдаленный во времени.
Весьма тяжелы последствия таких преступлений как продажа детей, долговая кабала, рабство. Данные Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) показывают, что эти грубые нарушения норм и принципов Объединенных Наций все еще существуют в ряде стран.
В юридической литературе справедливо обращалось внимание и на то немаловажное обстоятельство, что некоторые преступления международного характера, будучи совершены в мирное время, становятся в руках реакционных сил средством нагнетания международной напряженности, способны провоцировать серьезные международные конфликты. Это относится в особенности к терроризму, угону самолетов, пиратству, посягательствам на национально-культурное наследие народов.
Объективная сторона международного преступления должна быть проанализирована применительно к деятельности не только физических лиц, но и государства в целом. Государство выступает вовне через свои органы и несет ответственность за их действия. Неправомерная деятельность этих органов, принимающих решения и осуществляющих их с нарушением норм международного права, означает неправомерную деятельность государства. Признаки объективной стороны могут быть в таких случаях разнообразны: издание преступных приказов; заключение соглашений, противоречащих международному праву; фактические военные действия, нарушающие законы и обычаи войны, и т. п. Не только акты агрессии, но и геноцид, международный терроризм и другие подобные преступления планируются и реализуются в современных условиях не отдельными лицами или группами, а целыми государствами, и они должны нести за них надлежащую ответственность.
1.3 Субъективные признаки международного преступления
Перейдем теперь к субъективной стороне международного преступления.
Субъективная сторона международного преступления, отражая интересы и намерения субъекта, служит внутренним источником поведения, направляет и регулирует объективную сторону поступка. Интеллектуальные и волевые особенности субъективной стороны международного преступления весьма разнообразны и определяют как политическую и юридическую оценку содеянного, так и степень ответственности виновных.
В нормах международного права форма вины (умысел, неосторожность) обычно не упоминается. Однако сама природа большинства международных преступлений такова, что они могут быть совершены только умышленно и с четко определенными целями. Все признаки умысла присущи и международному преступлению, с той лишь разницей, что соотношение между ними и некоторые их характеристики могут быть более сложными. Понятно, что субъект международного преступления - физическое лицо - всегда сознает содержание и значение своих действий и их последствий. Возможно, что подлинные масштабы преступных результатов наиболее опасных преступлений (таких как агрессивная война) предвидятся некоторыми из участников не в полной мере; невозможно заранее предсказать и конкретный ход всех будущих событий. Но этого и не требуется для возложения на них ответственности за содеянное. Циничные попытки некоторых обвиняемых на Нюрнбергском и Токийском процессах уклониться от ответственности под предлогом, что они не предвидели всех масштабов преступных операций, которые намечали и планировали, а также того колоссального вреда, который этими операциями был причинен, - эти попытки были справедливо пресечены международными трибуналами, отметившими, что уже сама агрессия есть преступление. Обвиняемые знали и о результатах своих действий. При отсутствии такого сознания признавать преступление умышленным в современном понимании этого вопроса нет оснований.
Иное положение складывается в случае совершения международного преступления, особенно такого, которое прямо направлено против других стран и народов. Например, по доктринам германского фашизма и японского милитаризма, расширение «жизненного пространства» за счет чужих земель рассматривалось как дело, необходимое и полезное для «блага нации». Оценивать общественную опасность международного преступления на основе правосознания тех лиц, социальных групп и государств, которые сами его готовят и совершают, было бы абсолютно неверным. Такая оценка должна иметь объективную международно-правовую основу - нормы и принципы международного права, которые запрещают международные преступления и устанавливают за них ответственность, кем бы и где бы они ни совершались. Именно эти нормы и принципы отражают политическое и правовое сознание миролюбивых народов.
Международные преступники, как показала история, отчетливо понимают вредоносность и противоправность своих действий. Обвинители, выступавшие на заседаниях Нюрнбергского трибунала, справедливо подчеркивали, что преступления, совершенные германским фашизмом, задолго до второй мировой войны были запрещены нормами и принципами международного права.
Второй компонент - волевой элемент. В международных преступлениях преобладает прямой умысел, которому присуща более или менее ясно намеченная цель. Прямой умысел на развертывание "поэтапной" агрессии с целью гигантского передела мира в пользу Японии выражен совершенно отчетливо; он и составлял субъективную сторону этого тягчайшего международного преступления.
2.2 Военные преступления
Военные преступления представляют собой ту категорию международных преступлений, в отношении которой установлена международная уголовная ответственность физических лиц. Традиционно к военным преступлениям относили четыре категории правонарушений:
- нарушения признанных норм ведения военных действий самими военнослужащими;
- незаконные акты во время войны, совершавшиеся лицами, не входящими в состав вооруженных сил;
- шпионаж и измена;
- мародерство.
Как и в преступлениях против мира, мы сталкиваемся со сложными и разнообразными по характеру, деяниями. Их формулирование - результат обобщения, прежде всего преступной деятельности нацизма, осуществлявшейся специальными субъектами - военнослужащими.
Современность также дала массу примеров преступлений этого рода: от событий в Югославии, Афганистане, до военных действий на территории бывшего СССР. Родовой объект этих преступлений - правила и обычаи войны.
Со временем понятие военных преступлений было конкретизировано в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г., в Дополнительном протоколе I 1977 г., в Уставах международных трибуналов, в Статуте Международного уголовного суда. Данный Суд (ст.8):
во-первых, одну категорию таких преступлений связал с серьезными нарушениями Женевских конвенций 1949 г. (например, умышленное убийство; пытки или бесчеловечное обращение, включая биологические эксперименты; незаконная депортация или перемещение или незаконное лишение свободы и др.);
во-вторых, значительно расширил и конкретизировал понятие других серьезных нарушений законов и обычаев, применяемых в международных вооруженных конфликтах в установленных рамками международного права (например, умышленные нападения на гражданское население и объекты; убийство или ранение комбатанта, который, сложив оружие или не имея более средств защиты, безоговорочно сдался и др.);
в-третьих, распространил действие норм Статута об ответственности за военные преступления на действия, совершенные в случае вооруженного конфликта немеждународного характера, на любое из следующих действий, совершенных в отношении лиц, выведенных из строя в результате болезни, ранения, содержания под стражей или по любой другой причине: 1) посягательство на жизнь и личность, в частности убийство в любой форме, причинение увечий, жестокое обращение и пытки; 2) посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение; 3) взятие в заложников; 4) вынесение приговоров и приведение их в исполнение без предварительного судебного разбирательства, проведенного созданным в установленном порядке судом, обеспечивающим соблюдение всех судебных гарантий, которые по всеобщему признанию являются обязательными.
При этом Статут уточнил, что такое распространение его норм возможно лишь в отношении действий, совершенных во время вооруженных конфликтов немеждународного характера, и не применяется к случаям нарушения внутреннего порядка и возникновения напряженности, таким как беспорядки и отдельные акты насилия.
Обычные военные преступления, в отличие от других международных преступлений, таких как агрессия, установление или сохранение силой колониального господства, геноцид, апартеид, могут быть в принципе результатом эксцессов и преступной деятельности физических лиц как таковых, без того чтобы их наказание становилось опасным для самого государства. Поэтому стала складываться такая практика, когда лица, виновные в военных преступлениях, преследовались не только враждебной стороной в случае их пленения, но и самим государством, в состав вооруженных сил которого они входили. Эти государства принимали с указанной целью соответствующие законы.
Однако наказание лиц, виновных в военных преступлениях, не освобождает само государство от ответственности. Этот принцип был установлен, в частности, в Гаагской конвенции о законах и обычаях сухопутной войны 1907 года. Ее ст. 3 гласит: «Воюющая сторона, которая нарушит постановление указанного Положения, должна будет возместить убытки, если к тому есть основания. Она будет ответственна за все действия, совершенные лицами, входящими в состав ее военных сил». Ответственность государств за военные преступления является еще более серьезной, если эти преступления совершаются, как это было в случае нацистской Германии, по приказу или с одобрения самого государства.
Настоящее время характеризуется появлением большего числа видов оружия массового уничтожения или способного причинить излишние повреждения или излишние страдания. Все миролюбивые силы ведут неустанную борьбу за запрещение разработки и производства новых видов оружия массового уничтожения и за запрещение уже существующих. В международном праве уже сложился принцип, согласно которому в случае любого вооруженного конфликта право сторон, находящихся в конфликте, выбирать методы и средства ведения войны не является неограниченным. В соответствии с этим твердо установившимся принципом военные действия не должны быть направлены против мирного населения. Именно в этом в первую очередь проявляется виновный умысел соответствующих должностных лиц и правительств, которые вопреки современному международному праву планируют и применяют оружие, либо уже запрещенное международным правом, либо с нарушением его норм и постановлений.
3. Ответственность за международные преступления
3.1. Международно-правовая ответственность государств за международные преступления
Ответственность один из древнейших институтов международного права. История международных отношений свидетельствует о его постоянном практическом применении и совершенствовании. Некоторые нормы общего характера, регулирующие вопросы ответственности, закреплены в международных договорах, а также подтверждены в резолюциях ООН и других международных организаций.