Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 1
В главе 4 "Президент Российской Федерации" отражены следующие важнейшие элементы правового статуса Президента: он является главой государства; избирается народом путем прямых выборов; является гарантом К. РФ, прав и свобод человека и гражданина; стоит как бы над другими государственными органами, поскольку обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; в соответствии с К. РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства; руководит их осуществлением; назначает с согласия ГД Председателя Правительства РФ и самостоятельно (хотя формально по предложению Председателя) - остальных членов Правительства; фактически направляет работу Правительства, а согласно К. РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства, может отправить Правительство в отставку; представляет кандидатуры на ряд высших государственных должностей - членов Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора РФ, Председателя Центробанка РФ; отвечает за обеспечение безопасности государства, формирует и возглавляет Со-• вет Безопасности РФ; отвечает за руководство обороной страны, утверждает военную доктрину РФ, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, назначает и смещает высшее командование Вооруженных Сил РФ, объявляет военное или чрезвычайное положение; назначает выборы ГД, распускает ГД в случаях и порядке, предусмотренных К. РФ, вносит законопроекты в ГД, подписывает и обнародует федеральные законы, обладает правом вето; назначает референдумы РФ; регулирует своими указами (а порой и распоряжениями) общественные отношения, в том числе по вопросам, составляющим предмет федеральных законов - в случае их отсутствия и на период до принятия соответствующих законов;
Обращается к Федеральному Собранию с посланиями о положении в стране, основных направлениях внутренней и внешней политики России.
В главе 5 "Федеральное Собрание" К. РФ закрепила основы его статуса как парламента, представительного и законодательного органа РФ.
К. РФ предпочла принципу равенства палат принцип верхней и нижней палаты. В К. РФ возможности парламента как бы ограничены двумя функциями - представительством народа и законотворчеством. На самом деле Федеральное Собрание и его палаты осуществляют и другие функции - участвуют в высшем руководстве делами страны, формировании некоторых государственных органов и назначении определенного круга должностных лиц, в парламентском контроле.
Нижняя палата - Государственная Дума - по К. РФ работает на профессиональной постоянной основе, состоит из 450 депутатов. Половина из них избирается по мажоритарной системе по одномандатным избирательным округам, другая - по пропорциональной системе по спискам политических партий и движений. Верхняя палата - Совет Федерации - формируется по принципу вхождения в нее по два представителя от каждого субъекта РФ - от представительного и исполнительного органов государственной власти. К. РФ предопределяет, что палаты обязаны работать самостоятельно. Законодательный процесс начинается с рассмотрения проекта закона в ГД, затем принятый ею закон передается в СФ на одобрение его верхней палатой, после чего закон поступает к Президенту РФ для подписания и опубликования. Каждая следующая инстанция в рассмотрении закона может не согласиться с мнением предшественника(ов). В этом случае позиции согласовываются или, соответственно, ГД либо ГД и СФ принимают закон не простым, а квалифицированным большинством голосов, т. е. не менее чем двумя третями голосов.
В главе 6 "Правительство Российской Федерации" К. РФ определяет Правительство как орган, осуществляющий исполнительную власть в РФ. Если судить по основным указанным в К. РФ направлениям деятельности, Правительство отвечает за все - за бюджет, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, социально-культурной политики; осуществление управления федеральной собственностью, а также мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики РФ, обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Более четко проявляется роль Правительства как органа в осуществлении стратегии в экономической и социальной сферах.
В главе 7 "Судебная власть" определяется, что правосудие в РФ осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система РФ устанавливается К. РФ и федеральным конституционным законом. К. РФ закрепляет принципы независимости судей и их подчинения только К. РФ и федеральному закону, несменяемости судей и их неприкосновенности.
В системе судов на первое место поставлен Конституционный Суд. К. РФ определяет Верховный Суд РФ как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, а Высший Арбитражный Суд РФ - как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.
В эту же главу включена статья о прокуратуре РФ. Она составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Однако никаких задач и полномочий прокуратуры К. РФ не закрепляет, а только определяет, что полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры РФ определяются федеральным законом.
В К. РФ содержатся многие правила относительно обеспечения прав граждан в области правосудия и организации судебной системы в РФ. В К. РФ имеется отдельная группа основных прав граждан по защите других прав, которая большинством норм как раз призвана гарантировать справедливое и объективное правосудие в нашей стране.
Особенность К. РФ 1993 г. по сравнению с предшествующими заключается в том, что она не закрепляет даже основ системы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ. Статья 77 К. РФ гласит, что эта система органов субъектов устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.
Зато Конституция содержит ряд норм относительно местного самоуправления, которое является частью конституционного строя РФ.
В главе 8 "Местное самоуправление" говорится, что оно обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.
Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Закон может наделять органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями. Местное самоуправление обеспечивается правом на судебную защиту, запретом на ограничение прав местного самоуправления и другими гарантиями.
Глава 9 называется "Конституционные поправки и пересмотр Конституции".
Согласно ст. 134 К. РФ, предложения о поправках и пересмотре положений К. РФ могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов СФ или депутатов ГД.
В гл. 9 ее положения о порядке изменения К. РФ разделены на четыре части.
Первая часть - это положения гл. 1 "Основы конституционного строя", гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина" и самой гл. 9. Эти положения не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. ФС вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих предложений. Часть 2 ст. 135 К. РФ гласит, что если предложение о пересмотре положений гл. 1, 2 и 9 К. РФ будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов СФ и депутатов ГД (обеих палат), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание. Оно, согласно ч. 3 ст. 135, либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой К. РФ, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования К. РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей (от списочного состава).
Вторая часть - это поправки к гл. 3-8 К. РФ (т. е. к ее остальному тексту). В соответствии со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона (согласно ст. 108 К. РФ, для принятия такого закона требуется не простое, а квалифицированное большинство голосов - не менее трех четвертей в СФ и двух третей в ГД). Однако этого недостаточно: принятые поправки вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов РФ. В постановлении КС РФ от 31 октября 1995 г. по делу о толковании ст. 136 говорится, что поправки к гл. 3-8 принимаются в форме особого правового акта - закона РФ о поправках к Конституции РФ. Этот акт - Федеральный закон "О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации" принят в 1998 году.
Третья часть - это изменения ст. 65 Конституции РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта РФ, об изменении конституционно-правового статуса субъекта РФ.
Четвертая часть - это изменения, касающиеся наименования субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 К. РФ указано, что в случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению в ст. 65 К. РФ. КС РФ в постановлении от 28 ноября 1995 г. по делу о толковании ч. 2 ст. 137 К. РФ определил, что изменения наименования субъекта включаются в текст ст. 65 указом Президента РФ на основании решения субъекта РФ, принятого в установленном им (субъектом) порядке.
Заканчивается К. РФ Разделом вторым ''Заключительные и переходные положения". В нем объявляется, что К. РФ вступает в силу со дня официального ее опубликования по результатам всенародного голосования, а этот день - 12 декабря 1993 г. - считается днем принятия Конституции РФ. Одновременно прекращается действие Конституции 1978 г. (с последующими изменениями и дополнениями).
В Разделе втором четко обозначен приоритет К. РФ перед иными актами. Если ей не соответствуют положения Федеративного договора, других договоров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов, а также договоры между органами власти субъектов РФ, действуют положения К. РФ. Законы и другие правовые акты, действовавшие на территории РФ до вступления в силу К. РФ, применяются в части, не противоречащей ей.
Конституция США
Ныне действующая конституция США была принята 17 сентября 1787 г. Она несет на себе глубокий отпечаток той исторической эпохи, в которой разрабатывалась.
Начавшаяся в 1775 г. освободительная война 13 американских колоний против господства Англии, по целям и результатам была одновременно революцией буржуазно-демократической по своему характеру. В ходе революции в 1776 г. была провозглашена “Декларация независимости Соединенных Штатов Америки", закрепившая право народа на восстание против угнетателей, неотъемлемые права человека (право на жизнь, свободу и стремление к счастью) и освобождение "от всякого подданства британской короне". Принятые в 1777 г. (вступили в сипу в 1781 г.) "Статьи Конфедерации и вечного союза", оформили межгосударственный союз 13 штатов с сохранением их суверенитета и с очень слабыми зачатками централизованной союзной) власти. В 1783 г. был подписан мирный договор, и Англия признала независимость США.
Однако народные массы остались недовольны итогами революции, внутренней политикан правящих кругов, высокими налогами. Страна была охвачена манифестациями и даже восстаниями, крупнейшее из которых вспыхнуло в штате Массачусетс под руководством Д.Шейса (1786-1787 гг.). Правящие круги были напуганы этими выступлениями. Главнокомандующий Д.Вашингтон писал: "Государство (если это можно назвать государством) потрясено до основания и может быть опрокинуто первым же взрывом. Это конец: если не найти вскоре противодействия, то неизбежно последует смятение и анархия"1. В обществе настойчиво высказывались требования о необходимости проведения реформы Конфедерации и централизации государственной власти.