Файл: Романский стиль.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 184

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В скандинавских странах большие городские соборы часто следовали немецким образцам; черты местного своеобразия характерны для приходских и сельских церквей. Романский стиль развивался также в Польше, Чехии, Венгрии и др. странах. За пределами Европы очагами романского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье, 12-13 вв.) Отдельные черты романского стиля проявились в искусстве Древней Руси (например, в архитектуре и пластике владимиро-суздальской школы).

Романский архитектурный стиль

В X в. в архитектуре и искусстве впервые возник единый европейский стиль – романский. Термин «романское искусство» возник в XIX в. Ученые считали, что в период X-XII вв. архитектура находилась под сильным влиянием римского зодчества (romanus – римский). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» осталось. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм.

Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты. Феодальные замки имели могучие каменные стены с зубцами и круговыми ходами наверху и были укреплены трехэтажными башнями и окружены глубоким рвом; огромные ворота были соединены с подъемным, на цепях, мостом. В конце XII в. на крепостных стенах появились башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих. Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню – донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны.

Замки и донжоны возводились на высоком холме или откосе у реки, иногда на искусственном возвышении. Крепости выгодно использовали рельеф местности и подчиняли ему планировку замка.

Основой храмового романского зодчества был тип старой римской базилики. Но узкое пространство базилики было плохо приспособлено к возросшему потоку паломников, поэтому романские храмы строятся большими по размерам и высоте центрального нефа.

В перекрытиях здания дерево постепенно сменяется прочным камнем.

Замок Алькасар.IX в. Сеговия. Испания

Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т. е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими и узкими.


Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, Обилие гладких поверхностей, скульптурный орнамент – характерные черты романской церкви.

Романская церковь

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции. Именно здесь находится наибольшее количество архитектурных памятников романского стиля. Одним из самых величественных романских храмов находится в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). Монастырь в Клюни в то время называли «вторым Римом». Бургундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позволяющие уменьшить объем стен, увеличить вместимость соборов, достигнуть большой высоты сводов. Для архитектуры центральной Франции характерны мощь, простота и монументальность.

В массивных церквах с толстыми стенами скульптурные украшения использовались скупо. На искусство Прованса (Южная Франция) сильно повлияло римское и византийское зодчество. Античные орнаменты, колонны с античными капителями – отличительные особенности храмов Прованса. Своеобразная архитектурная школа сложилась в Нормандии. Внешний облик церквей Нормандии отличает наличие больших башен, расположенных по сторонам фасадов и в центре здания. В XI-XII вв. в Германии началось строительство крупных соборов в городах на Рейне – в Вормсе, Шпейере, Майнце. Соборы отличает грандиозность и монолитность, целостность и сплоченность архитектурных объемов.

Собор в Вормсе (1181 – 1234 гг.) был похож на непреступную крепость. Стены здания толстые и гладкие, окна – маленькие и узкие, похожие на бойницы. Суровость собору придают величественные и грандиозные башни.

Скульптурные украшения архитектор Германии использовали редко. Отдельные скульптуры героев библейских рассказов, мифологических животных украшали подоконники, галереи зданий, не сливаясь с архитектурой.

В романское время в Германии было создано множество местных архитектурных школ, из которых наиболее значительными были рейнская, саксонская и вестфальская. Несколько центров романского искусства существовало на Апеннинском полуострове. Наиболее известные архитектурные памятники находятся в Ломбардии, Милане и Венеции.

Культурные традиции были неодинаковы для различных областей Италии. Для Рима и центральных районов Италии характерно преобладание античных, а для южных областей – византийских черт архитектуры. К выдающимся памятникам романского искусства относится комплекс в Пизе, включающий собор, баптистерий и колокольню. Строительство собора было начато в XI в. гениальным архитектором Бускето и продолжено в XII в. архитектором Райнальдо.


В фасаде собора выделяются пять ордеров, нижний из которых составлен из семи арочных ниш. Арки опираются на пилястры и колонны с капителями коринфского ордена. Арочные ниши украшают круглые окна с многоцветной инкрустацией. Падающая башня была построена как колокольня собора. По мнению исследователей, причиной наклонения башни является неравномерная осадка аллювиальной почвы.

Высота башни – ок.56 метров, наибольшее отклонение от вертикали – 4,54 м со среднем углублением основания в землю 2,25 м. Наклонение башни продолжается увеличиваться из года в год в среднем на один мм. Строительство башни начали в 1173 г. Первым архитектором являлся Джерардо ди Джерардо. Через пять лет вынуждены были остановить постройку на третьем этаже из- за осадки грунта. В период 1275по 1284 гг. ди Симоние воздвиг еще три этажа, пока наклонение не заставило его остановить работы. После нового перерыва ок. 70 лет, в 1350-1356 гг. постройку башни закончил Томмазо Пизано, который построил звонницу, где были установлены семь колоколов.

Романский стиль в Англии господствовал в конце XI-XII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов.

Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину (170 м). Излюбленным элементом английской архитектуры были башни.

Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные, тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов

Фасад собора XII в.

Заключение

В романской архитектуре Германии выделялись саксонская школа [церкви с двумя симметричными хорами на З. и В., иногда с 2 трансептами, лишённые лицевой фасадной стороны (Санкт-Михаэльскирхе в Хильдесхейме, после 1001-33)], а в зрелый период - церковное зодчество прирейнских городов, где в 11-13 вв. были построены грандиозные соборы [в Шпейере, Майнце, Вормсе]; здесь широко применялась так называемая связанная система перекрытий, при которой каждой травее среднего нефа соответствовали 2 травеи боковых нефов. Характерные для немецкой романики идеи величия императорской власти нашли яркое выражение в строительстве императорских дворцов (пфальцев). В "оттоновский период" романовского стиля (2-я половина 10 - 1-я половина 11 вв.) переживает расцвет немецкая книжная миниатюра (важнейшие центры - аббатство Рейхенау и Трир), а также искусство литья (бронзовые двери в соборе в Хильдесхейме). В эпоху зрелого немецкого романовского стиля всё большее значение приобретает каменная и стукковая скульптура.


В Италии элементы романовского стиля ранее всего зародились в ломбардской школе, где уже в 9-10 вв. сложился так называемый первый романовский стиль (регулярная кладка стен и опор, каменного перекрытия, тектонический декор внешних поверхностей при отсутствии ещё ясной взаимосвязи элементов объёмно-пространственной композиции). Для итальянского романовского стиля типичны преимущественно городской характер архитектуры, постоянные античные и (в Южной Италии и Сицилии) арабские влияния. Теснее связано с германской и французской романикой зодчество Тосканы [соборный комплекс в Пизе], где возник инкрустационный стиль.

В Испании, отчасти в связи с Реконкистой, в романскую эпоху широко (как нигде в Европе) развернулось строительство замков-крепостей и городских укреплений [например, в Авиле]. Церковная архитектура Испании нередко следовала французским "паломническим" прототипам, но в целом отличалась сравнительной простотой композиционных решений. Испанская скульптура романовского стиля в ряде случаев предвосхищает сложные образные системы готики. В Испании (преимущественно в Каталонии) сохранились также многочисленные романские росписи, отмеченные резкой лапидарностью рисунка и крайней интенсивностью колорита.

Романский стиль развивается также в Англии (после норманнского завоевания 1066; в архитектуре здесь традиции местного деревянного зодчества сочетались с воздействием нормандской школы, а в живописи ведущее значение получила миниатюра, для которой характерно особое богатство растительного орнамента), в странах Скандинавии (если большие городские соборы здесь следуют преимущественно немецким образцам, то в приходских и сельских церквах отчётливо проступают черты местного своеобразия), в Польше, Чехословакии, Венгрии.

За пределами Европы очагами романовского стиля были замки, возведённые крестоносцами в 12-13 вв. в Палестине и Сирии (замок Крак де Шевалье)

Список литературы

1.Белова О.Ю. История искусств. М., 1997.

2.Дмитриева Н. Краткая история искусств. М.: Искусство, 1991.

3.История искусств. Минск: Литература, 1997.

4.Малая история искусств. М.: Искусство, 1991.

5.Русское изобразительное искусство. М.: Просвещение, 1977.

6.Кочановский В.В. История культуры Западной Европы. М., 1998.

7.Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.

8.Мартынов Ф.В. Мировая художественная культура. М. 2000.