Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 705
Скачиваний: 26
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие инвестиционной деятельности, ее субъекты и объекты
1.1 Инвестиционная деятельность и ее этапы
1.2 Субъекты и объекты инвестиционной деятельности
2. Государственное регулирование инвестиционного процесса
2.1 Необходимость государственного вмешательства
Кроме этого, особого внимания заслуживает анализ государственного регулирования валютного рынка страны. Главной целью валютной политики государства в лице Центрального Банка было достижение стабильного курса рубля и постепенное вытеснение доллара из сферы обращения. И опять цель определена абсолютно верно, однако результат такой политики негативно повлиял на экономическое положение в стране. Именно из-за активного государственного регулирования валютного рынка произошло искусственное удорожание рубля. Этому способствовали и рекомендации МВФ, который рассматривал повышение курса рубля как фактор стабилизации, способствующий привлечению иностранных инвестиций. Предполагалось, что удорожание рубля будет способствовать импорту технологий и оборудования, необходимых для экономического роста. Однако на практике это привело к импорту потребительских товаров и оттоку валютных ресурсов из страны. В результате продукция отечественной перерабатывающей промышленности оказалась практически невостребованной на внутреннем рынке страны из-за неспособности конкурировать с импортными товарами. В настоящее время ситуация изменилась: уровень валютного курса позволяет отечественным производителям увеличивать объемы производства и успешно реализовывать свою продукцию. Однако в последнее время снова происходит усиление рубля, которое выражается в более высоком уровне инфляции относительно темпов роста курса доллара. Суть проблемы заключается в том, что валютный курс изменяется не под воздействием рыночных факторов, а в зависимости от политики Центрального Банка. Это обстоятельство значительно увеличивает уровень риска инвестиции в производство потребительских товаров, поскольку невозможно сделать достоверный прогноз относительно того, будет ли продукция конкурентоспособной по критерию "цена - качество" или нет. Исходя из этого, можно сказать, что государство сделало все, чтобы снизить привлекательность инвестиции в производство.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что в период осуществления реформ государство играло активную роль в экономике страны, однако в большинстве случаев его действия не были определены какой-то единой стратегией. Все экономические программы принятые правительством в этот период, были краткосрочными и носили конъюнктурный характер. В то же время благоприятное влияние на инвестиционный климат могли бы оказать разработка и оглашение государственной стратегии развития страны, в которых были бы определены цели и приоритеты развития. Причем такая стратегия может быть реализована только в том случае, если она явится результатом конструктивного диалога правительства и деловых кругов, то есть экономическим агентам должны быть известны не только цели и планы правительства, но и логика принятия тех или иных решений. В содержании этой стратегии должны быть четко определены первоочередные задачи правительства, которыми должны стать мероприятия по формированию базовых условий, необходимых для реализации инвестиционного процесса. Без их создания все попытки оживить инвестиционный процесс посредством мер целенаправленного регулирования инвестиций, к которым относятся прямое финансирование инвестиционных проектов, выдача государственных гарантий, льготных кредитов и иных мероприятий, будут неэффективными. В связи с этим государству необходимо реалистично посмотреть на эффективность политики государственного финансирования капиталовложений. Ограниченные государственные средства необходимо сосредоточить в тех областях, где никто, кроме государства, не будет осуществлять инвестиции. В то же время частные инвестиции следует поощрять созданием благоприятного инвестиционного климата и продуманными налоговыми мерами. При этом действия правительства должны носить строго согласованный характер, а все поставленные цели и задачи должны быть реальными и четко исполняться.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Государство для выполнения своих функций регулирования экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на инвестиционную деятельность и экономику страны путем издания и корректировки соответствующих законодательных и иных нормативно-правовых актов, а также путем проведения определенной экономической, в том числе и инвестиционной, политики.
При всем многообразии оценок и мнений о путях дальнейшего развития российской экономики вопрос о полезности активной инвестиционной деятельности вряд ли вызывает сомнения. Инвестиции напрямую связаны с созданием рабочих мест в условиях перехода к рыночным отношениям. Так для привлечения иностранных инвестиций в Россию у нас должны быть созданы более благоприятные условия, чем в других странах. Наше государство обладает богатейшими природными ресурсами, квалифицированной и относительно дешевой рабочей силой, чрезвычайно емким внутренним потребительским рынком. Задача лишь в том, чтобы преодолеть все еще сохраняющуюся экономическую и политическую нестабильность в стране, создать устойчивое, неменяющееся законодательство, поскольку инвестиционное законодательство призвано закрепить как стабильность условий инвестиционной деятельности, так и необходимые льготы и преимущества. Создание надлежащей правовой базы будет способствовать не только преодолению экономической нестабильности, но и обеспечению решения немаловажной задачи по привлечению и использованию иностранных инвестиций, прежде всего в производственной сфере.
Мировой опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях роль государства возрастает, а в условиях стабильности и оживления - снижается, но никогда не прекращается. Во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую, инвестиционную деятельность и экономику страны в целом, чтобы не разрушить рыночные основы и не допускать кризисных явлений.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 25.02.1999 №39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений".