Файл: Правовое регулирование инвестиционной деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 575

Скачиваний: 24

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Обязанности субъектов инвестиционной деятельности определены в названном Законе весьма кратко и могут быть сформулированы в виде общей обязанности выполнения требований законодательства, государственных органов и должностных лиц в пределах их компетенции. В случае отказа инвестора (заказчика) от дальнейшего инвестирования проекта он обязан компенсировать затраты другим его участникам, если иное не предусмотрено договором.

Объектами инвестиционной деятельности могут быть вновь создаваемые и модернизируемые основные и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественные права и др. Представленный в ст. 3 Закона об инвестиционной деятельности перечень объектов не является исчерпывающим. Законодательно закреплено запрещение инвестирования в объекты, создание и использование которых не отвечает требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законодательством норм или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства. Таким образом, под объектом инвестиционной деятельности следует понимать материальные и нематериальные ценности, создание и использование которых отвечает требованиям законодательства, не наносит ущерба охраняемым законом правам, приносит прибыль и (или) дает иной положительный эффект.

Источниками финансирования деятельности инвесторов могут быть:

· собственные средства, такие как прибыль, амортизационные отчисления;

· заемные финансовые средства, например банковские и государственные кредиты, займы;

· привлеченные финансовые средства, например получаемые от продажи ценных бумаг;

· инвестиционные ассигнования из государственного или муниципального бюджета.

Хозяйственная компетенция инвестора должна позволять ему принять решение о распоряжении данными средствами путем инвестирования.

2. Государственное регулирование инвестиционного процесса

2.1 Необходимость государственного вмешательства

Одна из особенностей российской экономики, обусловленная практикой ее реформирования в течение последних лет, состоит в неразвитости финансового сектора и его слабой связи с реальным сектором экономики. Первый момент имеет как количественную (незначительное число кредитно-финансовых учреждений, плохо развитая сеть филиалов, концентрация банков в нескольких крупных городах и т.п.), так и качественную (малое число финансовых институтов, низкий уровень монетизации ВВП, высокий уровень валютизации оборота и т.д.) стороны. Общим индикатором неразвитости этого сектора является, очевидно, высокая рентабельность вложений в него, кратно превышающая рентабельность вложений в реальный сектор. Другой момент - слабая связь с производством выражается в незначительных объемах и рискованности кредитования последнего. Поэтому сегодня трудно прогнозировать расширение границ долгосрочного банковского кредитования инвестиционных проектов. Исходя из этого усилия государства должны быть сконцентрированы на стимулировании создания и упорядочения деятельности таких институциональных форм рыночной инфраструктуры, как страховые, пенсионные, паевые фонды, возможности которых в финансировании инвестиционного процесса используются явно недостаточно.


Для этого необходимо осуществлять государственное воздействие на важнейшие макропропорции, в том числе на соотношение средств, направляемых на потребление и накопление. Кроме того, целесообразно ввести режим специального хранения и расходования амортизационных отчислений, а также других средств, предназначенных на инвестиции, в целях использования их строго по назначению и наиболее эффективно. Поэтому следует рекомендовать частным предприятиям все средства, резервируемые ими из прибыли и других доходов для последующего инвестирования, а также амортизационные отчисления аккумулировать на специальных накопительных счетах в банках.

Основной целью проведения радикальной экономической реформы в России было создание реальных рыночных стимулов к развитию производства и ликвидации дефицита товаров и услуг. Для реализации этой цели предполагалось увеличить долю частных инвестиций при одновременном снижении централизованных капитальных вложений. В условиях реформы действительно наметилась устойчивая тенденция децентрализации инвестиционного процесса: если в 1990 г. удельный вес государственных инвестиций в их общем объеме достигал 80%, то в 1996 г. он составил 21%, в 2000 г. - 11%, в 2006 - 9%. Однако этот процесс не сопровождался ростом реальных вложений частного капитала. Главная трудность данного этапа преобразований заключалась в ограниченной возможности внутренних накоплений в стране и неспособности частных инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капиталовложений для преодоления экономического спада. Высокая инфляция обусловила норму процента, намного превышающую предполагаемую рентабельность большинства производственных проектов. Это сделало недоступными средне- и тем более долгосрочные кредиты.

В этих условиях вновь созданные институты рыночной экономики не смогли оказать благоприятное влияние на оживление инвестиционного процесса. Возникло противоречие между необходимостью структурной перестройки экономики, для которой нужны инвестиции в новые жизнеспособные предприятия, и низким уровнем инвестиций из-за слишком высокой цены на инвестиционные ресурсы, которые делают практически любое долгосрочное вложение средств невыгодным. Кроме этого, к числу факторов, препятствующих реализации инвестиционного процесса, можно отнести неопределенность прав собственности (на землю и основные фонды), неустойчивость внешнеторгового режима, высокие и часто изменяющиеся налоговые ставки, а также произвол и коррупцию, поразившую часть государственного аппарата, и неспособность последнего справиться с нашествием криминальных структур.


Все это время государство осуществляло активное вмешательство в экономику страны, и в том числе осуществлялись действия по целенаправленному регулированию инвестиционного процесса. Однако государственная деятельность в этом направлении не привела к оживлению инвестиционной активности, и, более того, в ряде случаев непродуманные решения правительства приводили к значительному ухудшению ситуации в инвестиционной сфере.

В целом государственное регулирование инвестиционного процесса может включать в себя несколько направлений: во-первых, это государственное воздействие на общие условия инвестирования - формирование благоприятного инвестиционного климата; во-вторых, осуществление мер по целенаправленному регулированию инвестиций.

В России острота спада и осознание ключевой роли инвестиций привели к тому, что государство пыталось делать все сразу: стимулировать частные инвестиции, финансировать инвестиции в социальную сферу, предоставлять льготное финансирование и государственные гарантии частным инвестиционным проектам. Другими словами, вместо того, чтобы в ситуации, когда инвесторы предпочитают вкладывать средства в более доходные финансовые и денежные активы, создавать условия для повышения привлекательности вложений в реальный сектор экономики, государство пытается, как и в прежние времена, взять на себя обязательства по финансированию капитальных вложений в экономику. Инвестиционный бюджет страны включает инвестиции в коммунальное хозяйство, инфраструктуру, отрасли социальной сферы, агропромышленный комплекс, металлургию, лесное хозяйство, космос и фундаментальную науку, конкурсные быстро окупающиеся коммерческие проекты. То есть для решения принципиально новых задач по оживлению инвестиционного процесса в рыночной экономике правительственные чиновники пытались применить старые методы по осуществлению капитальных вложений в экономику. Ситуация усугубляется еще и тем, что финансирование бюджетных расходов на инвестиционные цели проводилось по остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осуществляемых инвестиций в производство постоянно сокращался. Правительство не смогло обеспечить своевременное финансирование даже быстроокупаемых инвестиционных проектов, где доля государства составляет всего 20%, а средства, мобилизируемые инвестором, включая собственные, - 80%. В результате предприниматели, поверившие государству и занявшие в коммерческих банках 60% средств, оказались в тяжелом финансовом положении. Вполне ясно, что такое положение дестабилизирует рынок капитальных вложений и ведет к подрыву репутации государства как участника инвестиционного процесса.


Иначе говоря, вместо создания условий для эффективной реализации инвестиционного процесса правительство стремилось преодолеть инвестиционный кризис с помощью увеличения бюджетных расходов на обеспечение гарантий и прямого финансирования капитальных вложений.

Так, одним из направлений инвестиционной политики на период до 2008 года являлось увеличение объемов государственных инвестиций. По мнению экспертов, наряду со снижением бюджетного дефицита государственные инвестиции к 2008 г. должны быть увеличены до 3-3,5% ВВП. Имеется в виду, что, кроме инфраструктуры и социальных объектов, государственные капиталовложения должны направляться на поддержку частных инвестиций в форме долевого участия, льготных кредитов или правительственных гарантий при реализации прошедших конкурс высокоэффективных инвестиционных проектов. Для реализации этого был разработан проект создания бюджета развития. Предполагалось, что бюджет развития послужит первым импульсом для того, чтобы сдвинуть с мертвой точки инвестиционный механизм. С его помощью правительство полагало добиться как минимум десятикратной мобилизации средств частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе экономики. Несмотря на внешнюю привлекательность такой идеи, видимо, наивно полагать, что с помощью незначительных государственных средств можно добиться существенных положительных результатов в инвестиционной сфере. Кроме этого, эффективность выбранных направлений расходования средств бюджета развития также весьма сомнительна. По условиям конкурса Минэкономики гарантии по займам или прямое бюджетное финансирование предоставляется проектам, имеющим более высокую рентабельность и минимальные сроки окупаемости. Сама идея реализации государственной инвестиционной политики в такой форме изначально неверна. Кроме отсутствия в проекте бюджета развития каких-либо приоритетных направлений вложения средств (основными критериями являются рентабельность и сроки окупаемости), в нем еще была заложена возможность "законного" их расхищения. Так, государство за счет средств бюджета развития предоставляет коммерческому банку гарантии на финансирование проекта в размере до 40% ссужаемых им инвестору средств. Предполагалось, что с помощью этих мер можно стимулировать банковское кредитование и ужесточить требования к качеству отбора заемщика и проекта, поскольку у государства и банка-кредитора появляются независимые риски на одного и того же заемщика. Однако вполне возможна такая ситуация, когда банк кредитует "родственное" предприятие, получает правительственные гарантии и при "срыве" проекта гарантийные выплаты будут для него составлять фактический доход. При этом формально закон не нарушен ни чиновниками, которые выдали гарантии на вполне законных основаниях, ни банком.


Говорить о том, имела ли место такая ситуация в действительности, прямых оснований нет, однако учитывая то обстоятельство, что возвратность по связанным кредитам, выданным под гарантии правительства России составляет всего 16% , выводы, как говорится, каждый может сделать сам.

Таким образом, проведение этих мероприятий свидетельствует о попытке превратить правительство в инвестиционный банк. Оно берет на себя риски по финансированию обычных коммерческих проектов, что является недопустимым в странах с рыночными экономическими системами. Проблема состоит в том, что в отличие от фонда или банка невозможно найти ответственного за принятые государством инвестиционные решения.

2.2 Содержание политики регулирования

Кроме формирования бюджета развития, правительство собиралось провести ряд мер, направленных на улучшение инвестиционного климата, среди которых к наиболее существенным можно отнести: реформирование предприятий и отчетности; переоценку основных производственных фондов в соответствии с их реальной рыночной стоимостью; улучшение корпоративного управления; проведение налоговой реформы; развитие инфраструктуры, форм и методов привлечения в инвестиционную сферу сбережения населения; и ряд других. Некоторые из этих мероприятий были реализованы, некоторые - нет, но так или иначе в сложившейся к тому времени ситуации эти меры не могли послужить существенному оживлению инвестиционного процесса. Причины этого заключаются в том, что в действиях правительства не было единой линии, направленной на создание благоприятного инвестиционного климата. Меры прямого воздействия на инвестиционный процесс не принесли и не могли принести положительных результатов, поскольку не работали экономические механизмы, при которых вложение в производство было бы привлекательным для частного сектора. К такому положению привело не отсутствие, а активное вмешательство государства в экономику страны. Одна из главных проблем заключалась в том, что многие решения правительства были обусловлены не экономическими, а политическими интересами. К числу таких решений можно отнести и проведенную приватизацию, когда собственниками многих предприятий стали люди, не имеющие достаточного опыта для налаживания производства, а часто и не желающие этого. Сюда же можно отнести и "борьбу с инфляцией" как первоочередную задачу правительства для достижения экономической стабильности. Важность этой задачи отрицать нельзя, однако не меньшее значение имеет то, какими методами это осуществляется и к чему приводит. Если умеренная инфляция служит повышению привлекательности вложений в реальный сектор экономики, то это, несомненно, является благом. Но, судя по тому, как это проводилось в нашей стране, цель данных мероприятий заключалась не в этом. Жесткая денежно-кредитная политика привела не только к стабилизации цен, но и к "денежному голоду" предприятий реального сектора экономики. Снижение процентных ставок и связанные с этим надежды правительства на то, что для банковского капитала станет выгодно вкладывать деньги в производство, были перечеркнуты введением ГКО как инструмента финансирования бюджетного дефицита, доходы по которым намного превышали доходность, которую можно было получить в промышленности. То, чем это закончилось, все прекрасно помнят.