Файл: АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 1
К сфере надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, относится действующая автоматизированная система «УЧЕТ НЕРАСКРЫТЫХ УБИЙСТВ». Ее информационной основой служит формализованный бланк спецдонесения об умышленных убийствах.
В целях обеспечения конституционных прав граждан, совершенствования прокурорского надзора за разрешением заявлений и сообщений о без вести пропавших и об обнаружении неопознанных трупов создана справочно-информационная система с условным наименованием «ОПОЗНАНИЕ». В данной системе реализованы такие функции, как ввод информации о безвести пропавших, неопознанных трупах и больных, не могущих о себе сообщить, поиск (отбор) информации по материалам и уголовным делам данной категории; получение аналитических справок и т.д.
«АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ». Одной из функций, возложенных на органы прокуратуры, является расследование преступлений, отнесенных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к их подследственности. Специфика деятельности следователя, широкий круг и сложность решаемых им задач, большой объем составляемых процессуальных и иных документов требуют совершенной системы информационного обеспечения. Для реализации данной цели в помощь следователям Институтом разработаны и продолжают разрабатываться автоматизированные системы, объединенные в функциональный единый блок «АВТОМАТИЗИРОВАННОЕ РАБОЧЕЕ МЕСТО СЛЕДОВАТЕЛЯ». Таким образом, «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» – это комплексы индивидуальных технических и программных средств, предназначенных для автоматизации информационной поддержки процесса предварительного следствия и оптимизация работы следователя, сокращение сроков и повышение качества следствия. В структуру «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» входит три функциональных блока.
Первый (условное наименование «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ») включает нормативную правовую базу, обеспечивающую предварительное следствие.
Второй блок («ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АИСС») содержит методические рекомендации, созданные в помощь следователю, автоматизированные системы, несущие элементы обучения (типовые образцы документов, постатейный материал УПК к следственным действиям). Этот блок автоматизированных систем также позволяет следователю выполнять отдельные поручения иных правоохранительных органов вне рамок расследуемых им преступлений.
Третий блок автоматизированных систем («ВЕДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА») предназначен для подготовки, систематизированного хранения и выдачи информации по уголовным делам, находящимся в стадии производства, а также приостановленным или оконченным производством делам, которые будут храниться в базе данных до принятия по ним судебных решений.
Комплекс задач «ПРАВОВАЯ ИНФОРМАЦИЯ» позволяет реализовывать доступ в подсистему ведомственных информационно-правовых фондов (ИПФ), которая предназначена, в частности, для обеспечения федеральных ведомств «электронными оригиналами» нормативных правовых актов из официального источника.
На федеральном уровне задача обеспечения такими фондами решается специализированными подразделениями (Управлением правовой информации и Научно-техническим центром «Система»). Принципиальный подход состоит не в создании собственных (дублирующих) информационных ресурсов, а в порядке использования федеральных фондов в интересах органов прокуратуры (предварительного следствия). Часть содержимого информационно-правовых фондов является данными ограниченного пользования, поэтому в составе банка данных ИПФ может быть организовано ведение базы данных ограниченного доступа (приказы и указания Генерального прокурора РФ, решения коллегий Генеральной прокуратуры РФ, постановления пленумов Верховного Суда РФ и др.). В связи с тем, что такое ограничение потребует использования специальных технических и программных средств, перспективы внедрения подсистемы ведомственных информационно-правовых фондов в полном объеме в практику работы следователей связаны с материально-техническим обеспечением органов прокуратуры.
Последовательно рассмотрим задачи и функции АИСС, включенные во второй блок.
АИСС «БЛАНК» предназначена для оказания помощи пользователю при подготовке им процессуальных документов, обеспечивает необходимую последовательность выбора процессуального действия и соответствующего шаблона документа.
АИСС «СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» включает перечень экспертных учреждений Российской Федерации, объекты экспертных исследований, виды назначаемых экспертиз и вопросы к ним, типовые постановления о назначении экспертиз. В основу этой системы положен опыт, накопленный по предварительному следствию, и рекомендации сотрудников экспертных учреждений Российской Федерации.
Создание АИСС «СУДЕБНЫЕ ЭКСПЕРТИЗЫ» способствует усовершенствованию информационного обеспечения следователей при подготовке и вынесении постановлений о назначении судебных экспертиз. Структура АИСС обеспечивает:
Система «УЧЕТЫ» позволит следователю подготовить запрос на необходимый ему уровень централизации учетов, в службу или к виду учета («Запрос»).», следователь может удовлетворить свою информационную потребность и получить сведения, какие именно учеты, в каких подразделениях и на каком уровне смогут ответить на поставленные им вопросы, и подготовить адресный запрос, обеспечивает также подготовку сопроводительных писем при направлении учетных документов при формировании учетов, подскажет следователю, в каких случаях и куда необходимо направить учетные документы по расследуемому уголовному делу.
АИСС «ПЛАНИРОВАНИЕ» предлагает пользователю перечень шаблонов документов, соответствующих требованиям УПК РФ, которые можно использовать как при составлении плана расследования преступления, выполнения отдельных следственных действий, так и для осуществления функций самоконтроля (например, сроков предварительного следствия, сроков содержания под стражей, установления и допроса свидетелей и проч.).
Третий блок автоматизированной системы «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» – «ВЕДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА» предназначен для информационно-аналитического сопровождения деятельности следователя при расследовании уголовных дел, находящихся у него в производстве. По каждому уголовному делу (и даже по отдельному эпизоду) можно получить установочные данные: обвиняемых, потерпевших, свидетелей и иных субъектов процесса предварительного следствия; получить сведения обо всех проведенных следственных действиях по делу и дате их проведения. Система позволяет в автоматизированном режиме контролировать сроки предварительного следствия, содержания обвиняемых под стражей, выполнения плана расследования и др.
Следует отметить, что использование в «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» системы паролей должно обеспечивать защиту информации по уголовным делам, находящуюся на магнитном носителе, от несанкционированного доступа.
Созданные и разрабатываемые в рамках «АРМ-СЛЕДОВАТЕЛЯ» автоматизированные системы являются системами открытого типа, т.е. позволяют включать по мере создания дополнительные функциональные подсистемы или комплексы задач, включать в уже функционирующие системы новые документы, а также корректировать имеющиеся документы.[2]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данном реферате рассмотрены цели и задачи информатизации органов прокуратуры. Проанализированы официальный сайт Генеральной прокуратуры РФ и официальный сайт прокуратуры Ростовской области, а также статистические данные, опубликованные на них. Рассмотрены автоматизированные системы, действующие на региональном уровне. Сформулированы положительные и отрицательные стороны использования ИТ в органах прокуратуры.
Использование информационных технологий предварительного расследования способствует:
– получению более рациональных вариантов решения задач расследования за счет внедрения математических методов и интеллектуальных систем;
– освобождению следователей, оперативных работников, экспертов и иных субъектов расследования от рутинной работы за счет ее автоматизации;