Файл: АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ.pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 1
ВВЕДЕНИЕ
Деятельность прокурора включает в себя: надзор за расследованием уголовных дел; поддержание обвинения по уголовным делам и участие в рассмотрении гражданских дел судами; надзор за исполнением законов и законностью правовых актов; разрешение большого количества жалоб и заявлений граждан и другие аспекты. Очевидно, что содержание прокурорского надзора по всем его направлениям непосредственно связано с анализом разнообразной информации. Чем более полная и достоверная информация находится в распоряжении прокурора, тем выше вероятность принятия верного решения, причем закон отводит прокурору определенное, а зачастую весьма ограниченное время для выбора решения.
Проведение этой работы эффективно и на должном уровне невозможно без использования современных информационных технологий.
В рамках данного реферата предполагается:
· раскрыть понятие информатизации органов прокуратуры;
· сформулировать цели и задачи, решаемые в процессе информатизации органов прокуратуры;
· определить основные направления информатизации органов прокуратуры;
· раскрыть цели создания и задачи, решаемые в процессе использования автоматизированных систем в практической деятельности органов прокуратуры;
· привести примеры конкретных систем используемых в деятельность органов прокуратуры.
1. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ ПРОКУРАТУРЫ
Автоматизированная информационная система - это система программных и аппаратных средств, предназначенных для автоматизации процесса деятельности человека. Автоматизированная информационная система всегда функционирует при участии человека, и человек является ее главным звеном.
Подходить к рассмотрению многообразия Автоматизированных Информационных Систем (АИС) органов прокуратуры можно по-разному. Существуют автоматизированные информационные системы для сбора и обработки учетно-регистрационной и статистической информации, для использования в следственной практике, поисковые, справочные и другие.
Цели и задачи автоматизированных систем в деятельности органов прокуратуры.
В рамках Программы правовой информатизации России в НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ на основе методологии системного структурного анализа разработана также Концепция создания автоматизированной системы информационного обеспечения органов прокуратуры Российской Федерации (АСИО-Прокуратура).
Целью данной программы является создание на всей территории Российской Федерации единой автоматизированной информационной среды, которая способна наиболее полно и оперативно удовлетворять информационные потребности органов прокуратуры всех уровней при осуществлении ими своих функций.
Единая информационная среда создается для органов прокуратуры, распределенных по всей территории России и образующих трехуровневую систему:
Генеральная прокуратура Российской Федерации в целях государственного единого статистического учета осуществляет создание, развитие, ввод в эксплуатацию и обеспечение функционирования государственной автоматизированной системы правовой статистики и является ее оператором. Для эксплуатации государственной автоматизированной системы правовой статистики могут использоваться государственные информационные системы и программно-технические средства иных государственных органов, обладающих соответствующими первичными статистическими данными.
Принципы создания, функционирования и развития государственной автоматизированной системы правовой статистики, ее структура и основные функции, участники информационного взаимодействия и их полномочия, правила и способы информационного взаимодействия с другими информационными системами, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, и условия доступа к информации, содержащейся в государственной автоматизированной системе правовой статистики, определяются Правительством Российской Федерации.
Требования к программно-техническим средствам, используемым при создании, функционировании и развитии государственной автоматизированной системы правовой статистики, состав, правила размещения и сроки хранения информации в указанной системе, порядок функционирования указанной системы и регистрации пользователей в ней, порядок и сроки ее ввода в эксплуатацию устанавливаются Генеральной прокуратурой Российской Федерации по согласованию с федеральными государственными органами и федеральными органами исполнительной власти, обладающими соответствующими первичными статистическими данными.[1]
- 1 уровень - Генеральная прокуратура РФ;
- 2 уровень - прокуратуры республик в составе Российской Федерации; прокуратуры краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов; иные территориальные прокуратуры; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам областей;
- 3 уровень - прокуратуры городов и районов; специализированные прокуратуры, приравненные к прокуратурам районов.
В рамках создания АСИО-Прокуратура Программой предусматривается решение следующих основных задач:
- · организация автоматизированных рабочих мест (АРМ) по каждому виду деятельности органов прокуратуры и формирование локальных проблемно-ориентированных баз данных и программно-технических средств для решения определенной логически полной группы задач по каждому направлению деятельности (надзору за исполнением законов, защите прав и свобод граждан, расследованию преступлений и др.);
- · объединение локальных баз данных на каждом из уровней управления (районном, межрайонном, городском, областном, республиканском, федеральном) в интегрированный банк данных и формирование программно-технических средств, обеспечивающих возможность коллективного использования данных, содержащихся в интегрированном банке;
· объединение вычислительных и информационных ресурсов органов прокуратуры в единую информационно-вычислительную сеть с адаптацией к существующей в стране информационной инфраструктуре;
· обеспечение информационного взаимодействия с автоматизированными информационными системами и базами данных, созданными в органах государственной власти и управления, министерствах и ведомствах правовой сферы, других министерствах и ведомствах.
В настоящее время в Генеральной прокуратуре РФ функционируют:
· отдел писем (12 рабочих станций) для решения задачи «Жалоба»;
· управление кадров (5 рабочих станций);
· отдел статистики (5 рабочих станций);
· отдел по законодательству Российской Федерации (объединяет 35 рабочих станций) для информационного обслуживания сотрудников Генеральной прокуратуры РФ.
На региональном уровне действуют:
· АСИО «Надзор за следствием и дознанием», включающая подсистемы обработки информации по уголовным делам с продленными сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей, по делам о преступлениях, совершенных организованными группами;
· АСИО о кадровом составе органов прокуратуры, где существует персональный учет кадров, контроль за проведением аттестации сотрудников прокуратуры и реализацией результатов ее проведения;
· АСИО по надзору за законностью судебных постановлений по уголовным делам;
· АСИО по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам;
· автоматизированная система обработки статистически информации о работе прокурора, отчета о следственной работе, о рассмотрении заявлений и сообщений о преступлениях;
· автоматизированные системы информационного обеспечения расследования преступлений;
· автоматизированная система учета нераскрытых убийств.
2 АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА АСИО ПРОКУРАТУРЫ
в рамках реализации АСИО-ПРОКУРАТУРА сегодня созданы и развиваются следующие информационные технологии и системы.
Информационные системы в сфере делопроизводства представлены в настоящее время автоматизированными рабочими местами, обеспечивающими те или иные направления работы с документами, которые могут действовать и в составе локальной вычислительной сети.
Система ведомственного электронного документооборота является основой информационной системы органов прокуратуры и относится к системам общего назначения.
Автоматизация документооборота предполагает охват всех подразделений органов прокуратуры вычислительной сетью и образованием автоматизированных рабочих мест в канцелярии каждого подразделения, а в дальнейшем - у каждого прокурора. Автоматизированный документооборот должен быть защищен специальными программно-техническими средствами, системами разграничения доступа к информации.
Интегрированная база данных статистики. Возложение на органы прокуратуры функций координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью повысило значение обобщающей и аналитической работы со статистической информацией, что вызвало необходимость построения в органах прокуратуры интегрированного банка данных статистических показателей о состоянии законности и состоянии преступности в Российской Федерации. Этот банк данных, наряду с учетными данными правоохранительной статистики, должен содержать и обобщенные показатели. Обновленное программное обеспечение в виде АРМ-"Статистика" является основой для проведения аналитической работы.
Информационно-правовые фонды. Насущной задачей универсального назначения является обеспечение органов прокуратуры всех уровней правовыми базами данных. Она решается в рамках самостоятельного направления в АСИО "Прокуратура" - создание и использование ведомственных информационно-правовых фондов в органах прокуратуры.
Такие фонды предназначаются главным образом для организации межведомственного информационного обмена и для обеспечения "электронными оригиналами" нормативных правовых актов из официального источника.
Для доставки в органы прокуратуры электронных документов, имеющих статус официальной копии, применяется механизм электронной почты с использованием криптографической защиты и электронной подписи.
Большое распространение в органах прокуратуры получили также справочные правовые системы "Консультант-Плюс", "Гарант", "Кодекс"
Основной компонентой информационного обеспечения деятельности кадровых подразделений является автоматизированная информационная система "Кадры". Она построена и технологически увязана с документами личного дела сотрудника: личным листком по учету кадров, анкетой, личной карточкой сотрудника, приказами. Информация об аттестации заносится в аттестационную карточку, а о резерве - в карточку резерва. После ввода данных полная информация содержится в удобной для работы электронной карточке сотрудника.
Информационное обеспечение надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Важное место в деятельности прокуратуры занимает надзор за исполнением законов при регистрации, учете и расследовании преступлений. Для информационного обеспечения этой деятельности НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре Российской Федерации разработан и внедрен в практику работы органов прокуратуры ряд автоматизированных систем и комплексов задач, которые постоянно модернизируются, а в настоящее время требуют приведения в соответствие с нормами УПК РФ.
Для надзора за исполнением закона на стадии возбуждения уголовного дела разработан и функционирует комплекс задач «надзор за законностью разрешения заявлений и сообщений о преступлениях». Сведения, содержащиеся в базе данных, позволяют постоянно осуществлять надзор за своевременностью и обоснованностью принятия решений по заявлениям и сообщениям о преступлении, выявлять и пресекать нарушения, проводить анализ и обобщения.
Стадию расследования по уголовному делу информационно сопровождают комплексы задач «Учет уголовных дел» и «Надзор за сроками следствия и содержания обвиняемых под стражей». В каждом из этих комплексов задач содержатся две базы данных: движение по уголовному делу от момента его возбуждения и до принятия окончательного решения; сведения по обвиняемым – даты задержания и ареста, квалификация совершенного преступления, сроки следствия и содержания обвиняемых под стражей; результаты расследования по делу и рассмотрения его в суде, причины освобождения из-под стражи и другие процессуальные решения.