Файл: Орнамент в скульптурных произведениях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 134

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Растительные орнаменты данного типа использовались со времён Древнего Египта, где наибольшее распространение получили мотивы на основе стилизованного цветка лотоса, видимого сверху.

Розетка акантовая – лепестки исполнены как акантовые листочки, которые чередуются со стрелками (подобно ионикам).

Розетка вихревая – декоративная форма, с центра которой расходятся односторонне выгнутые дуги одинаковой кривизны. По композиционной структуре подобно свастике. Употреблялась в древнерусском искусстве, куда была взята от норманнов.

Розетка зонтико-подобная – в виде эллипса с лучами.

Розетка солнечная – по структуре подобна розетке вихревой.

Свастика – один из самых ранних символов, который встречается в орнаментах почти всех народов Европы, Азии. В древних и средневековых культурах свастика – солярный символ, счастливый знак, с которым связаны представления о плодородии, щедрости, благополучии, движении и силе солнца. Своим символом свастику сделал буддизм, придав ей мистический смысл вечного вращения мира. Свастические знаки входят и в христианские изображения. В древнекитайских манускриптах также встречается изображение свастики, но этот знак обозначает понятие «страна», «область».

Плетёнка – сложный и издревле распространенный мотив плетенки известен еще со времен палеолита и получен, по всей вероятности, путем вдавливания в глиняную форму веревки. Более сложная по своей конфигурации плетенка, как основной элемент, входит в так называемый «звериный стиль». Она часто встречается уже в искусстве сарматов, которые передали ее германским племенам, которые, в свою очередь, способствовали распространению этого узора в странах Европы.

Особую выразительность плетенка получила в кельтском декоре. Еще до нашей эры кельты заимствовали многие элементы своего орнамента у средиземноморских, а в дальнейшем у скандинавских и византийских народов, но, пропустив их орнаментику через свое художественное мышление, кельты до неузнаваемости ее изменили, создав свой особый декор. Ранний период кельтского орнамента характеризуется полным отсутствием растительных мотивов. Считают, что кельтский орнамент появился из переплетений кожаных ремней и ремешков, которыми кельты украшали сбрую коней, одежду, обувь.

По всей вероятности, такой орнамент выражал мироощущение диких кочевых народов.

Плетенка большое место заняла в скандинавском ремесленном производстве. Такой вид декора иногда называют стилем викингов, в нем постоянно повторяется мотив драконообразного животного, называемого «Большой зверь». В дальнейшем плетенка заняла почетное место в резном декоре романских соборов, в болгарских, армянских, русских изделиях и сооружениях.


Характер композиции

По характеру композиции, орнамент может быть ленточным, центрическим, окаймляющим, геральдическим, заполняющим поверхность или же сочетающим некоторые из этих типов в более сложных комбинациях. Это связано с обусловленной формой декорируемого предмета.

Три вида, которые принято считать основными: ленточный, сетчатый и композиционно замкнутый.

Ленточный орнамент – имеет вид ленты или полосы. Такой орнамент состоит из повторяющихся элементов и ограничен с двух сторон – сверху и снизу.

Ленточный орнамент подразделяется на фриз, бордюр и кайму.

Фриз представляет собой орнаментированную композицию, предназначенную для декоративного оформления верхней части стены либо внутри, либо снаружи здания.

Бордюр – это замкнутая композиция, имеющая ритмический повтор элементов в две противоположные стороны и образующая орнаментальную полосу. Обычно подчеркивает края какой-либо плоскости или объёмной формы.

Кайма тоже представляет собой узорную полосу, обрамляющую плоскость. Широко применяется на скатертях, коврах, блюдцах.

Сетчатый орнамент равномерно распространяется во все стороны на чёткой геометрической основе, напоминающей сетку, откуда и произошло такое название.

Формы сетчатого орнамента – квадратные, прямоугольные, треугольные, ромбические. Реже встречаются украшения, где форма сетки образована параллелограммами. Примерами сетчатого орнамента служат занавесочные ткани, туркменские ковры, некоторые виды обоев и т.д.

Композиционно замкнутый орнамент представляет собой мотив, заключённый внутри круга, квадрата или многоугольника. Вписанный в круг узор носит название розетты.

Цвет орнамента

Полихромный – это многоцветный орнамент, в котором фигурирует вся цветовая палитра. Более популярен, чем монохромный.

Монохромный – одноцветный орнамент.

Орнамент классифицируют по изобразительной форме: плоскостной, рельефный (небольшое возвышение), контрельефный (небольшое углубление внутрь).

Чётко выраженный ритм, как и стилизация – основа всех орнаментов.

Рапорт (Мотив) - повторение одной и той же группы элементов в узоре.