Файл: Орнамент в скульптурных произведениях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Орнамент – узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т.д.), архитектурных сооружений (и снаружи и в интерьере), произведений пластических искусств, а так же в раскраске и татуировке.

Для него характерны переводы реальных форм предметов в условия орнаментальных изображений, высокая степень декоративного обобщения, отсутствия воздушных перспектив. Орнамент представляет собой достаточно сложную художественную структуру, для создания которой используются различные выразительные средства цвет, фактура и математические основы орнаментальной композиции – ритм, симметрия, пластика – в рельефных орнаментах.

Орнамент, связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён.

Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы. Что интересно, орнаментальные изображения доставляют эстетическое наслаждение. Оно оказывает сильное воздействие на человека, вызывая цепочку ассоциаций, позволяющих понимать и ценить произведение.

История возникновения

Орнамент – один из древнейших видов изобразительной деятельности человека, в далёком прошлом, нёсший в себе символический и магический смысл, знаковость, семантическую (смысловую) функцию. Точное возникновение орнамента неизвестно. Его возникновение уходит своими корнями вглубь веков (15 – 10 тыс. лет до н.э.), впервые его следы запечатлены в эпоху палеолита. В культуре неолита орнамент достиг уже большого разнообразия форм и стал доминировать.

Со временем орнамент теряет своё господствующее положение и познавательное значение, но, однако сохраняет за собой важную упорядочивающую и украшающую роль в системе пластического творчества. Каждая эпоха, стиль, последовательно выявившаяся национальная культура вырабатывали свою систему, поэтому орнамент является надёжным признаком принадлежности произведений к определённому времени, народу, стране.

Несомненно, что орнаментальная история имеет свои константы, знаки, которые, не изменяясь со временем, принадлежат различным культурам, стилям и культурным эпохам.

Особенного развития достигает орнамент там, где преобладают условные формы отображения действительности: на Древнем Востоке, в доколумбовой Америке, в азиатских культурах древности и средних веков, в европейском средневековье.


В народном творчестве, с древнейших времён, складываются устойчивые принципы и формы орнамента, во многом определяющие национальные художественные традиции. Например, в Индии сохранилось древнее искусство ранголи (альпона) - орнаментальный рисунок — молитва.

Смысловые корни орнаментики древних культур

Древний человек наделял определёнными знаками свои представления об устройстве мира. Например, круг — солнце. Квадрат — земля. Треугольник — горы. Свастика — движение солнца. Спираль — развитие, движение и т. д. Постепенно эти знаки-символы приобрели орнаментальную выразительность узора, который стал рассматриваться только как эстетическая ценность. Цель орнамента определилась — украшать. Но справедливо будет отметить, что из орнаментальных мотивов появилась пиктография, ранний этап письменности.

Декоративные изобразительные элементы древнейшего творчества сохранились в традиционном искусстве народов Африки, Австралии, Океании, в орнаментах южно-американских индейцев. Возникнув на заре человечества, орнамент эмоционально и эстетически обогащает многообразие форм и образную структуру каменной и деревянной резьбы, тканого узора, ювелирных изделий, книжной миниатюры.

Четыре главные функции орнамента

Конструктивная – поддерживает тектонику предмета и влияет на его пространственное восприятие.

Эксплуатационная – облегчает пользование предметом.

Репрезентационная – увеличивает впечатление ценности предмета.

Психическая – действует на человека своим символизмом и, таким образом, волнует или успокаивает его.

Изобразительные возможности

Изобразительный орнамент с конкретными рисунками людей, животных, растений, пейзажей, или архитектурными мотивами.

Неизобразительный орнамент, образованный из геометрических элементов, абстрактных форм, лишённых конкретного предметного содержания.

Комбинированный орнамент, представляющий собой сочетание изобразительных мотивов и абстрактных форм.

Стоит отметить, что орнамент также классифицируют по изобразительным мотивам: Растительный, геометрический, анималистический, антропологический, каллиграфический, фантастический и т.д.


Виды орнаментов многогранны, что весьма успешно применяется в живописи, архитектуре, скульптуре.

Декор никогда не существует в чистом виде, он состоит из сочетания полезного и красивого.

Виды орнамента

По используемым в орнаменте мотивам его делят:

Технический – возникший в результате трудовой деятельности человека (фактура изделий из глины, обработанных на гончарном круге, рисунок простейших клеток в ткани, спиралеобразные витки, получаемые при плетении верёвок).

Символический – возник и сформировался на основе изображений животных, людей, орудий труда в наскальных рисунках, на ткани. Эволюция условных изображений привела к тому, что орнаментальные образы зачастую представляют собой символы.

Геометрический – состоящий из абстрактных форм точки, прямые, ломаные, зигзагообразные, сетчато-пересекающиеся линии. Круги, ромбы, многогранники, звёзды, кресты, спирали; более сложные специфически орнаментальные мотивы — греческий меандр – волна, круг – солнце и т. П.;

Растительный – стилизующий листья, цветы, плоды и пр. (лотос, папирус, пальметта, акант, гранат и т. Д.);

Каллиграфический – составляется из отдельных букв или элементов текста, выразительных по своему пластическому рисунку и ритму.

Зооморфный, или животный – стилизующий фигуры или части фигур реальных или фантастических животных.

Астральный – утверждающий культ неба. Основными его элементами были изображения неба, солнца, облаков, звёзд.

Пейзажный – часто использовался и используется на текстильных изделиях производства Японии и Китая.

Предметный или вещный – составляют предметы военной жизни, быта, музыкального и театрального искусства

Антропоморфный – в качестве мотивов использует мужские и женские стилизованные фигуры или отдельные части тела человека.

Орнамент по регионам

Австралийский – представлен в виде резьбы по дереву, выжигания, окраски охрой, белой глиной или углём. Наносился на щиты и ли палицы. Геометрический и предметный.

Арабский (Арабеск) – тесно связан с исламской религией. Приближенность к каллиграфии, где написанные арабской вязью фразы из Корана создают эффект прихотливо плетения линий. Наноситься на ковры, керамические предметы и стены святилищ.


Древнегреческий – один из распространённых видов является меандр, который был представлен в вазописи. Геометрический стиль и морские волнообразные линии.

Индейский – геометрические спиральные узоры, ромбы, зигзаги и треугольники. Наносились на края артефактов (сумки, сосуды, украшения). Из предметных изображений популярностью пользовались стилистические изображения кошачьих и птиц.

Кельтский – имитирует плетение корзин и кос. Символизирует повороты человеческой судьбы.

Китайский – отличается крупными рисунками цветов, которые соединяются прихотливыми стебельками.

Монгольский – представлен «молоточным узором».

Норвежский – прочно ассоциируется с изображениями северной природы (снежинки и олени), которыми вышивали тёплые вещи (шарфы, свитера, варежки).

Персидский – характеризуется особой изобразительностью и богатством красок. Изображаются фантастические животные (симурги и грифоны). Специфические изображения ромбовидных рыб, каплеобразных грушевидных плодов, цветов и листьев.

Полинезийский – представлен в виде татуировок. Абстрактный (спирали, маскитики) и анималистичным (акулы, черепахи, ящерицы, дельфины, киты). Он нёс не декоративное, а сакральное значение, обеспечивающее общение с духами (амулет).

Стили орнамента

Античный (Меандр) – получил свое название от извилистой реки Меандр в Малой Азии; сейчас эта река называется Мендерес, который принадлежит к характерным орнаментальным мотивам античной Греции, а также Мексики, Перу и других народов. Он встречается как в самых простых, так и в самых сложных узорах на зданиях, сосудах, одеждах и пр.

Этнокультурные контакты, торговля, военные походы, религиозные миссии, посольские дары и приглашенные художники способствовали перемещению произведений искусства из одной страны в другую, что приводило к распространению художественных идей и стилей.

Как мы уже отметили, ранние формы орнамента — геометрические. Появление растительного орнамента исследователи относят к искусству Древнего Египта. В дальнейшем абстрактный геометрический узор соединили с условно-реалистическим растительным и анималистическим орнаментом. Меандр, характерный для античной вазописи, древнегреческие гончары переняли у ткачей, а те лишь скопировали рисунок из нитей, получавшийся у них непроизвольно при изготовлении одежды.


Готический (Масверк) – «Чертёжная работа» декоративный каркасный орнамент, все элементы которого построены при помощи циркуля. Состоит из стилизованных трилистников либо четырёхлистников, кругов и их фрагментов. Выполняется глубоким рельефом на деревянных либо каменных конструкциях.

В готической архитектуре встречается при оформлении окон, балюстрад. Также используется в изготовлении мебели.

Византийский (Акант) – характерный рисунок украшений коринфских и композитных капителей, модульонов, акротериев. Акантовый орнамент характерен также для декора фризов и карнизов.

Назван по аналогии с травянистым растением акантом из семейства акантовых, произрастающим в Средиземноморье. Форма его листьев, с несколькими острыми концами, послужила основой для рисунка.

За время своего существования акант как элемент орнаментики претерпел немало изменений, особенно активно акант изменялся в эпоху Средневековья и в Новое время.

Барочный – у барочного орнамента очень много общего с позднеренессансным, что вполне естественно ввиду органичной преемственности этих стилей. Важную роль по-прежнему играет мотив аканфового завитка, часто переходящего в картуш, как связующий элемент большинства композиций. Уже было отмечено, что этот мотив имеет чрезвычайно активный, «буйный» характер, наливаясь сочными тяжелыми плодами. Среди этих завитков активно действуют персонажи, доставшиеся орнаменту «в наследство» от Ранессанса, но теперь они поражают ошеломляющей реалистичностью.

Орнаментальный мотив

Спираль – современница пиктографии. Спираль – символ жизненной силы, развития и вечного изменения. Из спирали древние черпали азбуку своих первых абстрактных понятий. Спираль воплощала основные закономерности природы, взаимосвязь их, логическое мышление, философию, культуру и мировоззрение древних.

Мотив спирали – полисемантичен. Одни и те же элементы орнамента в иные времена воспринимались и использовались по-разному, в зависимости от верований и взглядов на окружающую действительность. Им придавали особое толкование, изобразительное решение, стилистику.

Цветок розы (розетка) по древним, языческим верованиям, цветок богини Венеры – символ любви и красоты; в Средневековье – цветок Богоматери; в исламе – символ райской жизни и космической силы. Мотив орнамента в виде лепестков распустившегося цветка или нескольких листьев, одинаковых по форме, расположенных симметрично и радиально расходящихся из сердцевины, аналогично ботанической розетке.