Файл: Принципы оперативно-розыскной деятельности (Понятие принципов ОРД и их назначение).pdf
Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 1097
Скачиваний: 18
Введение
Оперативно-розыскная деятельность является одним из направлений правоохранительной функции государства. Она осуществляется специализированными органами власти. От результатов осуществления оперативно-розыскной деятельности зависит как в дальнейшем будет развиваться судьба того или иного возбужденного уголовного дела.
Актуальность данной темы заключается в том, что оперативно-розыскную деятельность можно рассматривать как первоочередную деятельность, проводимую в рамках проверки сообщений о преступлении. От её результатов, успешности зависит установление истины по делу, а также возможность раскрытия преступления. А так как рост преступности, в настоящее время, в России достаточно возрос, поэтому и значение ОРД возрастает.
Объектом исследования выступают все отношения, связанные с проведением мер по осуществлению неотложных мер по совершенному преступлению.
Непосредственным предметом исследования выступают отношения по осуществлению ОРД органами внутренних дел.
Целью работы выступает установление основных принципов оперативно розыскной деятельности и их влияние на указанную деятельность в целом.
Задачами реферата выступают:
- установление понятия принципов ОРД и их основные виды;
- определить конституционные принципы ОРД;
- установить отраслевые принципы ОРД;
- раскрыть сущность каждого отдельного принципа;
- определить значение рассматриваемых постулатов для осуществления деятельности в целом.
Структура реферата состоит из введения трёх глав, заключения, и списка использованных источников.
Глава 1. Понятие принципов ОРД и их назначение
Оперативно-розыскная деятельность, как и другие виды юридической деятельности, осуществляется исключительно на основе основополагающих правил (принципов). Принцип (от лат. Рrincipium) философией определяется как основа, начало, руководящая идея или основное правило поведения. Безусловно, принципы — это порождение субъективного восприятия человеком объективного мира, своего рода ориентиры взаимоотношений человека с этим миром[1]. Иными словами принцип — это основа, начало общественного явления, в частности отрасли права или вида деятельности.
Под принципами (ОРД) Оперативно-розыскной деятельности понимается руководящие идеи, основополагающие начала, выработанные сыскной практикой, выраженные в нормах законодательных актов, регулирующих общественные отношения в области ОРД, и отражающие политические, экономические и социальные закономерности развития современного российского общества, а равно нравственные и правовые представления россиян относительно сущности, цели, задач и процедур осуществления ОРД[2].
Следует отметить, что значение принципов Оперативно-розыскной деятельности (ОРД) состоит в том, что именно в принципах находит свое выражение сущность этого вида государственной юридической деятельности. Причем определение данных принципов имеет не только теоретико-познавательное, но и прикладное значение. Так, руководствуясь не чем иным, как принципами, правоприменитель должен оценивать поведение субъектов ОРД. Кроме того, базируясь на принципах, должны восполняться пробелы правового регулирования ОРД. Важно подчеркнуть то обстоятельство, что правотворчество в области ОРД не всегда успевает за новыми общественными отношениями, нуждающимися в правовом регулировании[3].
В таком случае как раз принципы ОРД и выполняют роль регулятора тех отношений, которые еще не подверглись юридическому нормированию.
Важное значение для использования принципов оперативно-розыскной деятельности в практике борьбы с преступностью имеет правильный подход к определению их системы и классификации. Так под системой принципов ОРД понимается интегрированная в структурно упорядоченное единство совокупность правовых норм, которые обладают относительной самостоятельностью и обеспечивают полное и эффективное решение задач по выявлению, предупреждению и раскрытию преступлений, розыску скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, а также реализацию иных задач[4].
Относительно системы принципов ОРД единства в теории не достигнуто. Здесь многое зависит от того, какие критерии положены в основу формирования системы. Выделяют, по меньшей мере, три таких критерия: сфера действия того или другого основного положения; закрепление в законе таких принципов, которые относятся только к рассматриваемому виду деятельности; сущностное значение и внутреннее составляющее принципов.
По степени конкретизации различают принципы ОРД: созданы в рамках осуществления рассматриваемого вида деятельности; установленные нормами закона.
Причем последние делят на принципы, непосредственно указанные в ст. 3 ФЗ об ОРД, и на опосредованные, т.е. вытекающие из содержания норм оперативно-розыскного законодательства.
По широте распространения различают принципы ОРД:
- свойственные всем отраслям юридических наук (законность, гуманизм, соблюдение прав человека и гражданина, равенство перед законом, вневедомственный контроль); присущие только деятельности, осуществляемой в рамках борьбы с преступностью (оперативность, всесторонность, полнота и объективность производства дела; ее осуществление только уполномоченными на то субъектами; сочетание гласности и негласности); рисущие только указанному виду деятельности (конспиративность, привлечение конфидентов, соразмерность оперативно-розыскного реагирования).
Отметим и то, что в ст. 3 ФЗ об ОРД непосредственно названы четыре принципа ОРД: закрепленные в Основном законе государства; присущие только данному виду деятельности и закрепленные в специальных правовых актах.
Однако в науке о праве известно, что принципы существуют независимо от способа отражения их в законодательных актах. Анализируя текст ФЗ об ОРД, можно прийти к выводу, что в данном случае законодатель избрал так называемый смешанный вариант. Это означает, что только часть принципов ОРД указана им непосредственно в ст. 3. Остальные принципы, выработанные оперативно-розыскной практикой, вытекают из содержания норм ФЗ об ОРД , других законодательных и некоторых подзаконных нормативных правовых актов в области регулирования ОРД[5].
Таким образом, систему принципов ОРД в зависимости от второго критерия образуют следующие принципы: которые законодатель указывает в рамках законодательства об ОРД. Среди них выделяют два общих и два специальных; которые законодатель указывает как в законодательстве об ОРД, так и в иных правовых актах разного уровня содержания. Среди них принято выделять два общих принципа, три смешанных принципа, а также три специальных принципа.
Таким образом на основе выше сказанного можно сделать следующие выводы: ОРД осуществляется на основании установленных основополагающих положений, именуемых принципами; принципы ОРД принято классифицировать по различным основаниям; принципы ОРД характеризуются особым их назначением. Они призваны создавать основу для осуществления рассматриваемой деятельности, а также закреплять положения, которые не могут быть изменены.
Глава 2. Конституционные принципы ОРД
Конституционные принципы –это руководящие начала для всей правоохранительной системы. К ним относятся: принцип законности и принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности.
Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 Федеральном законе "Об оперативно-розыскной деятельности". Законность при осуществлении оперативно-розыскной деятельности состоит в обязанности соответствующих должностных лиц, а также иных лиц, которые вовлечены в оперативно-розыскную деятельность, неукоснительно соблюдать Конституцию РФ, ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», другие федеральные законы и подзаконные (в т. ч. ведомственные) нормативные акты в целях оптимального решения задач оперативно-розыскной деятельности [6].
Законодательные гарантии исполняются при любых отклонениях со стороны должностных лиц оперативно-розыскных органов путем применения к ним мер ответственности, которые предусмотрены законодательством РФ, осуществления судебного и ведомственного контроля, прокурорского надзора за рассматриваемым видом деятельности, что усиливает действенность принципа законности.
Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности также основано на соответствующих конституционных положениях. Так, согласно ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а их признание, соблюдение и защита – обязанностью государства [7].
Разграничение понятий «права и свободы человека» и «права и свободы гражданина» переносится законодателем из текста Конституции РФ, которая рассматривает человека в двух аспектах: как члена гражданского общества и как гражданина своего государства.
Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина закреплено в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве принципа оперативно-розыскной деятельности, т. к. имеет важное значение при использовании оперативными аппаратами и их должностными лицами комплекса негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач . Негласность оперативно-розыскных мероприятий, в отличие, к примеру, от уголовного судопроизводства, не позволяет человеку, в отношении которого они проводятся, встать на защиту своих интересов. При проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий человек, как уже отмечалось выше, не осведомлен о вторжении оперативного аппарата в сферу его конституционных прав и свобод[8]. В первую очередь это касается таких прав, как право на тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений, неприкосновенность жилища и др. В связи с этим при осуществлении оперативно-розыскной деятельности оперативным работникам приходится непрерывно балансировать между законностью проводимых оперативно-розыскных мероприятий и вторжением в охраняемые законом конституционные права и свободы человека, в отношении которого эти мероприятия проводятся.
Несомненно, что в отдельных случаях в интересах общества и государства не исключается ограничение конституционных прав и свобод отдельных лиц, однако допускается это исключительно в случаях и в порядке, предусмотренных законом. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ констатируется, что права и свободы «человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»[9].
Описанные обстоятельства со всей очевидностью предполагают законодательную регламентацию всех без исключения случаев (когда компетентные государственные органы могут вторгаться в конституционные права и свободы личности) и порядок такого вторжения, обусловливающий его законность и обоснованность. Так, согласно ч. 6 ст. 6 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» запрещается проведение оперативно-розыскных мероприятий и использование специальных и иных технических средств, которые предназначены для негласного получения информации, не уполномоченными на то ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» физическими и юридическими лицами. В ст. 7 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» указываются основания проведения оперативно-розыскных мероприятий, и никакие иные обстоятельства не могут рассматриваться в качестве таких оснований. Как следует из содержания статьи, основаниями проведения оперативно-розыскных мероприятий являются отношения, которые имеют важное для общества значение – борьба с преступностью, угроза государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности, розыск скрывшихся преступников и без вести пропавших лиц, допуск конкретных лиц к сведениям, которые составляют государственную тайну, а также к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья, для окружающей среды, и некоторые другие [10]. В соответствии со ст. 8 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» проведение оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения [2][11].
Таким образом, принцип законности заключается в том, что все участники ОРД, обязаны точно соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют ОРД. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ.
Глава3 Специальные (отраслевые) принципы ОРД
Специальные (отраслевые) принципы действуют только в рамках одной отрасли права, т.е. оперативно-розыскной деятельности.