Файл: Принципы оперативно-розыскной деятельности (Понятие принципов ОРД и их назначение).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 1102

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В качестве важнейшего отраслевого принципа ОРД законодателем определены принцип конспирации и принцип сочетания гласных и негласных методов и средств.

Конспирация как принцип оперативно-розыскной деятельности занимает особенное место в системе принципов ОРД и относится к специальным принципам. Именно он отражает основную особенность оперативно-розыскной деятельности – ее преимущественно негласный характер[12].

Конспирация (скрытность, маскировка) – один из факторов ОРД, который способствует достижению успеха. Это дает возможность сохранить силы, средства и методы, организационные и тактические аспекты осуществления ОРМ по разоблачению преступников в тайне от них и окружающих. Тайные способы совершения преступлений противопоставляются государством тайным способам их раскрытия. Это может быть достигнуто посредствам:

1) применения камуфлирующих средств (предметов одежды, транспортных средств и др.);

2) применения некоторых приемов поведения (соответственно обстановке, без привлечения внимания окружающих);

3) использования специальных помещений, документов прикрытия, укрытий, тайников, паролей, правил делопроизводства и др.

Впервые, термин «конспирация» был использован в Законе РФ от 13 марта 1992 г. № 2506-1 «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации», затем эта правовая категория нашла отражение в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ и в других нормативных правовых актах: Федеральном законе от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности»; Федеральном законе от 27 мая 1996 № 57-ФЗ «О государственной охране»; Федеральном законе от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» и др[13].

Достаточно часто этот термин используется и в ведомственном нормативном регламентировании правоохранительных органов.

Однако, несмотря на частое использование данного термина в законодательных и ведомственных нормативных правовых актах, в настоящее время ни в одном из них, не сформулирована его дефиниция, а он сам употребляется как общепризнанный и не требующий пояснения.

Порядок и правила конспирации предусмотрены ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности». Так, согласно ст. 5 указанного Закона ограничивает представление сведений о лице, который является объектом ОРД, пределами, допускаемыми требованиями конспирации. Исходя из смысла ст. 9 и ч. 5, 7, 8, 9 ст. 5 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» можно сказать, что введено ограничение для судей в праве получения сведений о лицах, которые оказывают содействие правоохранительным органам на конфиденциальной основе, а также требование по созданию условий по защите сведений, содержащихся в представляемых судье оперативно-служебных документах[14].


Норма ст. 6 и ст. 15 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» дает возможность использовать помощь должностных лиц и отдельных граждан на негласной основе. В соответствии со ст. 14 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» на уполномоченные органы возлагаются проведение ОРД и обязанность соблюдать конспирацию при проведении ОРМ.

Таким образом принцип конспирации означает установление специального порядка получения, оформления, хранения и использования оперативно-розыскной информации, а также непременных правил обращения с оперативно-служебными документами.

Что касается принципа сочетание гласных и негласных методов и средств также занимает важное место в системе принципов оперативно-розыскной деятельности. Содержание этого принципа базируется на ст. 1 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» о гласном и негласном характере оперативно-розыскной деятельности. Гласность оперативно-розыскной деятельности определяется законодательной регламентацией этого вида правоохранительной деятельности как ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», так и федеральными законами, которые касаются деятельности министерств и ведомств, наделенных оперативно-розыскными полномочиями (Например, закон «О полиции», Федеральный закон «О федеральной службе безопасности», Федеральный закон «О службе внешней разведки» и др.). Существенная часть оперативных структур и их должностных лиц носит открытый характер[15]. Так, не составляют тайны цели, задачи и принципы оперативно-розыскной деятельности, ее субъекты, их права и обязанности, основания и условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, виды контроля за оперативно-розыскной деятельностью и т. д. Всем известно, например, что в органах внутренних дел аппараты уголовного розыска, аппараты экономической безопасности и противодействия коррупции постоянно работают с населением, участвуют в рассмотрении жалоб и заявлений, изучают оперативную обстановку, решая тем самым ответственные задачи по борьбе с общеуголовной и экономической преступностью. Одновременно оперативно-служебная деятельность должностных лиц эти аппаратов в большей части носит конспиративный характер и связана с постоянным использованием негласных сил, средств и методов в решении стоящих перед ними задач[16].

Гласность оперативно-розыскной деятельности определяется и ее направленностью преимущественно на борьбу с преступностью. Такая направленность вызывает необходимость постоянного взаимодействия должностных лиц оперативных аппаратов со следователями, реализации оперативно-розыскной информации с ее преобразованием в процессуальную. Содержание ст. 140, 143 УПК РФ и ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» позволяет использовать оперативно-розыскную информацию в качестве основания для возбуждения уголовного дела, а также в доказывании по уголовным делам согласно с положениями уголовно-процессуального законодательства. Подобное преобразование оперативно-розыскной информации в процессуальную чаще всего и определяет содержание рассматриваемого принципа оперативно-розыскной деятельности[17].


Негласность в оперативно-розыскной деятельности проявляется в первую очередь при осуществлении должностными лицами оперативных аппаратов конфиденциального сотрудничества с гражданами, проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий, организации работы по делам оперативного учета и т. д[18].

Следует отметить, что кроме перечисленных в ст. 3 Закона об ОРД выделяют и другие основополагающие начала оперативно-розыскной деятельности. К ним можно отнести:

Принцип подконтрольности ОРД заключается в законодательном установлении системы прокурорского надзора, судебного и ведомственного контроля (ст.9, 20-23 Закона об ОРД).

Принцип адекватности (соразмерности) допускает проведение ОРМ предусматривающих ограничение наиболее охраняемых конституционных прав граждан только в связи с совершением противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обязательно (ч. 2 ст. 8 Закона об ОРД)[19].

В теории оперативно-розыскной деятельности принято выделять и другие специальные принципы оперативно-розыскной деятельности, которые не отражены в ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», но реализуемые в практической деятельности оперативных аппаратов. Например, заслуживает особого внимания принцип высокой оперативной готовности и наступательности. Согласно этому принципу, оперативные аппараты в любое время должны быть готовы своевременно и эффективно реагировать на любой факт преступления, изменения оперативной обстановки в целом, а также опережать своими действиями замыслы и намерения преступных элементов, в частности предупреждать замышляемые и подготавливаемые преступления, пресекать покушения на преступления. Важное значение при этом имеют преступления с так называемыми необратимыми тяжкими последствиями (террористические акты, убийства и т. п.). По всей вероятности, каждое совершенное преступление с необратимыми тяжкими последствиями является свидетельством недостаточной эффективности работы оперативных аппаратов, которые своевременно не выявили и не предупредили это преступление на этапе его подготовки или покушения на него[20].

Таким образом на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1) Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, и их должностные лица строят свою деятельность на основе рассмотренной системы принципов и несут ответственность за их нарушение.


2) Все принципы оперативно-розыскной деятельности самостоятельны, среди них нет главных и второстепенных, и внутри их системы не может быть противопостав­ления одного принципа другому.

3) Сочетание гласных и негласных методов и средств осуществления ОРД – логическое продолжение принципа конспирации и выделяет взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений.

Заключение

Принципы ОРД сформировались в процессе практической деятельности оперативных аппаратов, были обобщены и сформулированы теорией ОРД и получили нормативное закрепление в действующем законодательстве и ведомственном правовом регулировании. Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» придал принципам ОРД статус законодательных норм с соответствующим механизмом их реализации.

Принцип законности заключается в том, что все участники ОРД, обязаны, безусловно и точно, соблюдать нормы Конституции РФ, исполнять законы и иные нормативно-правовые акты, которые регламентируют ОРД.

Принцип уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина является важнейшим общеправовым принципом и закреплен в ст. 2 Конституции РФ. Принцип уважения и соблюдения прав и свобод в процессе осуществления ОРД в первую очередь распространяется на законопослушных граждан, которые могут оказаться в числе близких (родственных) лиц, ставших объектами ОРД.

Принцип конспирации отражает специфический разведывательный характер оперативно-розыскной деятельности и заключается в организации и осуществлении ее, таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц тактику, формы и методы, средства совершения конкретных оперативно-розыскных действий, ОРМ, операций.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств сформулирован. Данный принцип означает тесную взаимосвязь оперативно-розыскной и процессуальной деятельности по выявлению и раскрытию преступлений. Результаты ОРД в соответствии со ст. 11 Закона об ОРД могут использоваться в качестве поводов и оснований для возбуждения уголовных дел, а также в процессе доказывания. Сочетание гласных и негласных методов позволяет проверять достоверность полученной оперативно-розыскной информации, избегать ошибок в принятии оперативно-розыскных и процессуальных решений.


Список литературы

1. Нормативные акты и материалы судебной практики

1. Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

2. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности".

2. Специальная литература

3. Алексеев, А.И. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" / А.И. Алексеев. - М.: Проспект, 2014. - 521 c.

4. Горбухов, В. А. Оперативно-розыскная деятельность. Конспект лекций / В.А. Горбухов. - М.: Феникс, 2014. - 176 c.

5. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие / Е.С. Лапин. – Саратов: Научная книга, 2016. – 148 с.

6. Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2016. - 398 c.

7. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие / А.В. Богданов. – М.: Книжный мир, 2014. – 128 с.

8. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Дубоносов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 379 с.

9. Оперативно-розыскная деятельность. Курс правовых и теоретических основ. Учебное пособие / Е.С. Лапин. – М.: Юрлитинформ, 2014. – 572 с.

10. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / А.Н. Халиков. – М.: Инфра-М, 2017. – 819 с.

11. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие / А.Ю. Шумилов. – М.: Шумилова И.И., 2012. – 689 с.

12. Правовые основы оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие / В.Ю. Алферов. – Саратов, 2016. – 296 с.

13. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию / Г.К. Синилов. - М.: Норма, 2017. - 604 c.

14. Сундиев И. Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию / И.Ю. Сундиев. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 192 c

3.Статьи из газет и журналов

15. Скорик, В. В. Принципы контроля и надзора в государственном управлении / В. В. Скорик. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 28 (132).С. 685-689. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36696/ (дата обращения: 18.11.2020).

  1. Скорик, В. В. Принципы контроля и надзора в государственном управлении / В. В. Скорик. Текст : непосредственный // Молодой ученый. 2016. № 28 (132).С. 685-689. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36696/ (дата обращения: 18.11.2020).

  2. Бакунчев А.Г., Волошин Д.В. Основы оперативно-розыскной деятельности: Курс лекций. Томск, 2015.-199 с С.33

  3. Дубоносов, Е. С. Оперативно-розыскная деятельность : учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. С. Дубоносов. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 379 с. С.123

  4. В.Ю. Алферов, А.И. Гришин, Н.И. Ильин ; под общ. ред. В.В. Степанова. – 3-е изд., испр. и доп. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2016. – 296 с.С.29

  5. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности". Ст.3

  6. Алексеев, А.И. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" / А.И. Алексеев. - М.: Проспект, 2014. - 521 c.С.29

  7. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

  8. Горбухов, В. А. Оперативно-розыскная деятельность. Конспект лекций / В.А. Горбухов. - М.: Феникс, 2014. - 176 c.С.53

  9. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

  10. Алексеев, А.И. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" / А.И. Алексеев. - М.: Проспект, 2014. - 521 c.С.37

  11. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности".Ст.8

  12. Оперативно-розыскная деятельность. Учебное пособие / А.В. Богданов. – М.: Книжный мир, 2014. – 128 с.С.19

  13. Сундиев И. Ю. Введение в оперативно-розыскную террологию / И.Ю. Сундиев. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 192 c. С.41

  14. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / А.Н. Халиков. – М.: Инфра-М, 2017. – 819 с. С.67

  15. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник / А.Г. Маркушин. – М.: Юрайт, 2016. – 398 с.С.74

  16. Краткий курс теоретических основ оперативно-розыскной деятельности. Учебное пособие / Е.С. Лапин. – Саратов: Научная книга, 2016. – 148 с. С.23

  17. Алексеев, А.И. Комментарий к Федеральному закону Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" / А.И. Алексеев. - М.: Проспект, 2014. - 521 c.С.156

  18. Маркушин, А.Г. Оперативно-розыскная деятельность. Учебник и практикум для академического бакалавриата / А.Г. Маркушин. - М.: Юрайт, 2016. - 398 c. С.43

  19. Федеральный закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ (ред. от 02.08.2019) "Об оперативно-розыскной деятельности".

  20. Синилов Г.К. Введение в оперативно-розыскную психологию / Г.К. Синилов. - М.: Норма, 2017. - 604 c. С.58-59