Файл: Верба В.С. - Авиационные комплексы радиолокационного дозора и наведения (Системы мониторинга) - 2008.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.10.2020

Просмотров: 6047

Скачиваний: 170

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

Из представленного выражения следует, что энергетическая характери­

стика сигнала цели (Р

с

ш

) в режиме обзора на первый взгляд не зависит от 

длины волны БРЛС. В то же время каждый из параметров РЛС, среды распро­
странения и цели существенным образом определяется длиной волны. 

В режиме слежения цели при заданном времени обработки сигнала т

с

 от­

ношение сигнал/шум 

также лишь косвенно зависит от длины волны. 

Однако коэффициент усиления антенны зависит от λ, его макси­

мальное значение определяется возможностью обеспечения требуемой точности 
амплитудно-фазового распределения поля по раскрыву антенны. С увеличением 
отношения размера антенны к длине волны ά

α

 требования к точности выдержи­

вания распределения поля по апертуре возрастают, особенно для бортовой РЛС, 
где значительно влияют вибрации и изгибные колебания фюзеляжа самолета, из­
менения температуры и давления, отражения от элементов конструкции самолета 
и др. Максимальные значения коэффициентов усиления реальных бортовых ан­
тенн РЛС в широком диапазоне частот изменяются в пределах 30.. .40 дБ и опре­
деляются в основном возможностью размещения антенны на борту самолета. 

В рассмотренном случае помехи типа «белого шума» отношение Р

с

ш

 не 

зависит от вида модуляции зондирующего сигнала и определяется только 
средней мощностью сигнала. При помехах другого типа (отражения от земной 
и водной поверхностей, имитирующие активные помехи, пассивные преднаме­

ренные помехи) Р

с

ш

 зависит и от вида сигнала и от типа помехи, что требует 

оптимизации модулирующей функции зондирующего сигнала и обработки 
принимаемого сигнала. 

При решении задач измерения параметров цели и получения высокого 

разрешения также необходимо оптимизировать вид сигнала. 

Далее рассматриваются характеристики элементов радиолокационного 

тракта, определяющие энергетический потенциал БРЛС. 

2.3. Радиолокационные характеристики целей 

23.1. Радиолокационные характеристики воздушных целей 

В качестве основных (типовых) воздушных целей обычно рассматриваются: 

стратегические бомбардировщики В-52Н, В-IB, B-2A; 
многоцелевые истребители F-22A, EF-2000; 


background image

истребители-бомбардировщики F-35A, «MHpa>K-2000N,D»; 
палубные истребители-штурмовики F-18A, «Рафаль М»; 
патрульный самолет Орион Р-ЗВ; 
крылатые ракеты воздушного базирования ALCM-D AGM-86-D, FCM 

AGM-129F; 

крылатые ракеты морского базирования «Томахок» BGM-109; 
оперативно-тактические ракеты АТАКМАС; 
беспилотные летательные аппараты (Б Л А). 
В многочисленных опубликованных открытых материалах (справочниках, 

монографиях, рекламных статьях) приводятся различные характеристики воз­
душных целей, часто значительно различающиеся. 

Ниже используются оценочные значения характеристик с учетом исследо­

ваний автора. 

В табл. 2.1 приведены ТТХ самолетов, определяющие их ЭПР, динамиче­

ские и статистические свойства отраженных сигналов. 

Самолеты обычной конструкции и БЛА имеют ЭПР от 100 до 0,1 м в X-

диапазоне (табл. 2.2). 

Таблица 2.1 

Тип 

самолета 

В-52Н 

В-1В 

В-2А 

F-22A 

EF-2000 

Рафаль Μ 

F-35A 

Мираж 2000 

F-18A 

Р-ЗВ 

БЛА MQ-9 

Длина, м 

48 

44,8 

21,03 

19,55 

15,96 

15,3 

15,47 

14,36 

17,1 

35,61 

10,97 

Размах 

крыла, 

м 

56,4 

41,67 

52,43 

13,1 

10,85 

10,9 

10,7 

9,13 

11,4 

30,37 

20,12 

Максимальная 

скорость: 

на высоте 

у земли 

1050 

675 

1500 
ИЗО 

1000 

765 

2350 

1400 

2200 

1300 

1900 
1390 

2000 

1300 

2350 

1400 

1900 
1300 

780 

405 

Пото­

лок, 

км 

15 

16 

15,2 

19 

18 

18 

16 

18 

15,2 

20 

13,7 

Минималь­

ная высота, м 

150-300 

60-150 

60-150 

50 

50 

50 

50 

50 

50 

50 

-

Макси­

мальная 

перегрузка, 

ед. 

2,5 

2,5 

2,7-3,7 

2,5 

-


background image

Таблица 2.2 

Воздушная цель 

ЭПР, м

Х-диапазон 

Р-диапазон 

В-52 

125 

10 

С-130 

80 

10 

Р-ЗВ 

14 

10 

F-18A 

11 

10 

F-16 

БЛА 

0,1 

0,5 

С увеличением длины волны РЛС от λ = 3 до λ = 70 см (Р-диапазон) ЭПР 

самолетов большого размера уменьшается (рис. 2.3). Так, ЭПР стратегического 
бомбардировщика В-52 уменьшается в 10 раз, а ЭПР истребителя почти не из­
меняется. 

Рис. 2.3 

Беспилотные летательные аппараты, так же как и крылатые ракеты, уве­

личивают ЭПР при возрастании длины волны. При облучении в переднем сек­
торе и изменении длины волны от λι κ λ

2

 ЭПР возрастает по закону 

Использование технологии СТЭЛС (специальная конструкция самолета, 

поглощающие покрытия) значительно снижает ЭПР целей. В табл. 2.3 пред­
ставлены возможные значения ЭПР целей разрабатываемых самолетов как 

обычной технологии, так и технологии СТЭЛС в Х-диапазоне. 

В длинноволновых L-, Р-диапазонах эффективность радиопоглощающих 

покрытий резко падает, а широкополосные покрытия имеют недопустимо 

большие геометрические размеры (толщину и массу). Так, например, покрытие 

МХ-1, обеспечивающее поглощение 25 дБ только в Х-диапазоне, имеет толщину 


background image

Таблица 2.3 

Класс СВН 

Стратегическая авиация: 

обычный, Стеле 

Тактическая авиация: 

обычный, Стеле 

Армейская авиация 

Авиация ВМС 

Военно-транспортные 

самолеты 

Самолеты ДРЛО и У 

Е-ЗС/Е-2С 

БЛА 

Ракурс, 

град 

±45 (нос) 
±45 (борт) 
±45 (хвост) 
±45 (нос) 
±45 (борт) 
±45 (хвост) 
±45 (нос) 
±45 (борт) 
±45 (хвост) 
±45 (нос) 
±45 (борт) 
±45 (хвост) 
±45 (нос) 
±45 (борт) 
±45 (хвост) 
±45 (нос) 
±45 (борт) 
±45 (хвост) 
±45 (нос) 
±45 (борт) 
±45 (хвост) 

Значения ЭПР, м 

λ = 3 см 

70/0.3...3 

80/1...30 

100/0.5... 10 

4/0.1...0.5 

5/0.5...0.7 
5/0.2...0.4 

5...13 
9...30 
3...10 

4...9 

6...16 

4...5 

90...250 

100...350 

80...200 

50/18 
80/35 

100/15 

0.05 

0.3 

0.15 

λ = 10 см 

75/0.3...5 

70/1...30 

120/0.5...10 

4/0.1...0.5 

6/0.5-0.7 

5/0.2...0.1 

6...13 

10...30 

6...10 
4...12 
6...23 
6...13 

90...300 

100...350 

80...250 

50/20 
70/35 
80/15 

0.05 

0.4 
0.2 

λ = 40 см 

60/0.5... 10 

60/1...40 

90/0.5...20 

6/0.2...0.7 

9/0.5...0.7 
8/0.2...0.4 

7...12 

10...12 

7...10 

6...7 

9...14 

5...7 

100...400 
150...400 

80...350 

50/20 
70/40 
70/15 

0.2 
0.5 
0.3 

2 мм и массу 7 кг на квадратный метр. Широкополосное покрытие NZ-1 обес­
печивает поглощение 20 дБ в Х-, Р-диапазонах, но имеет толщину 25 мм и мас­
су 41 кг на квадратный метр. 

Следует выделить «самолет-невидимку» В-2А, в котором максимально 

использованы все достижения технологии СТЭЛС и получен наиболее низкий 
уровень ЭПР в Х-диапазоне 10

-2

... 10

_3

 м

2

 (оценочные значения). С увеличени­

ем длины волны, начиная с λ = 30 см, эффективность технологии СТЭЛС сни­

жается и при λ = 70 см ЭПР возрастает на 10.. .20 дБ. 

Типовые характеристики крылатых ракет воздушного и морского базирова­

ния представлены в табл. 2.4. Оперативно-тактическая ракета типа АТАКМАС 
имеет длину 3,98 м и диаметр 0,61 м. 

Таблица 2.4 

Тип 

AGM 
AGM 

Томахок 5 

Длина, м 

6,32 
6,35 

5,56 

Размах крыла, м 

3,65 

зд 

2,5 

Скорость, км/ч 

600...900 
600...900 
600...900 

Минимальная 

высота, м 

60... 100 
30...200 
30...100 

15 над водой 

В табл. 2.5 представлены оценочные значения ЭПР ракет, полученные 

расчетным путем. 


background image

Таблица 2.5 

Тип 

AGM-86fl 

ТОМАХОК 

АТАКМАС 

Сектор углов, град 

0±45 

90±45 

0±45 

90±45 

0±45 

90±45 

λ = 3 см 

0,15 

1,5 

0,15 

0,5 

0,01 

0,26 

λ = 10 см 

0,2 

1,5 

0,3 

2,0 

0,02 

0,36 

λ = 23 см 

0,5 

4,0 

0,4 

2,5 

0,03 

0,54 

При относительно небольшом разрешении, характерном для БРЛС ком­

плексов типа АВАКС, воздушная цель является точечной. Она имеет один эк­
вивалентный фазовый центр отражения, определяемый векторной суммой 
электромагнитных волн всех отражателей. 

Амплитуда где σ

η

 - конкретное значение ЭПР n-й точки функции 

отражения цели, и фаза φ

η

 - фаза этой точки, являются случайными величина­

ми. Распределение плотности вероятности случайной фазы равновероятное 
(0...2π), а распределение амплитуды зависит от типа цели и условий наблюде­
ния. Обычно распределение амплитуд считают рэлеевским, а распределение 
ЭПР - экспоненциальным. 

Так как воздушная цель при наблюдении в переднем секторе содержит не­

сколько преобладающих по мощности отражателей (сопла двигателей, антен­

ны, кромки крыльев и т. п.), распределение плотности вероятности ЭПР иногда 
представляют функцией «хи-квадрат с четырьмя степенями свободы»): 

Случайное значение ЭПР цели σ есть модуль результата векторного сло­

жения комплексных амплитуд сигналов N отражателей: 

Среднее значение ЭПР цели а

ц

 есть сумма σ

η

 средних значений ЭПР N 

точек: 

Временные характеристики сигналов, отраженных воздушной целью, оп­

ределяются в основном изменением вектора скорости цели относительно РЛС