Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 7
IV) Отслушивание и выбор материала.
После того как материал записан и передан для дальнейшей работы, монтажер приступает к своей самой основной задаче, а именно, «слушать и еще раз слушать». Материал обязательно нужно отслушать весь, включая неудачные дубли, заново расставить пометки на «свежее ухо», т.к. они получаются более подробными. Когда мы начинаем слушать записанное, сразу можно определить уровень материала, с которым работаем, и от этого будет зависеть концепция монтажа. Можно грубо очертить несколько вариантов готовности материала и его влияние на работу:
1. Самый примитивный вид работы - текстовой. Задача здесь - обозначить все неправильные ноты в тексте, найти «чистые варианты». В тексте могут быть ритмические и интонационные неточности, грубое несоблюдение темпа. Монтаж по этим параметрам обычно мелкий и кропотливый, но для слуха вполне очевидный. Склеек получается довольно много.
2. В материале не так много текстовых ошибок (но имеются), присутствует нужное настроение, характер, но взять один цельный дубль не получается. И тут надо ответственно не пропустить то, что подходит для данного произведения. Монтаж в этом случае не такой мелкий. Здесь важно суметь подобрать хорошо сыгранные куски и при этом не потерять цельность исполнения. Иногда приходиться жертвовать первым ради второго.
3. Работа над лучшими дублями. Мучительный выбор подходящего варианта. Такой монтаж встречается при работе с очень высококлассными исполнителями, у которых все дубли хороши, но звучат по-разному в музыкальном отношении, и вот тут-то от монтажера требуются музыкальный вкус и чутьё, чтобы выбрать действительно лучшие варианты.
2.2 Техническая часть.
После того как материал выбран, надо приступить к его компоновке. Начинается работа над технической частью, а самое основное в ней – склейки. Склейка представляет собой crossfade – отрезок фонограммы, когда один фрагмент плавно уходит в тишину (fade out), а в это время другой также плавно из тишины появляется (fade in).
С развитием компьютерных технологий удобство при монтаже звука серьёзно повысилось. Методы компьютерного монтажа представляют собой симбиоз аналогового монтажа и компьютерного редактирования. Простые команды для работы с материалом перешли к нам из текстового редактирования, такие как Скопировать, Вставить, Заменить, Вырезать, Стереть, Перетащить и т.п. Но редактирование аудиоматериала имеет свои особенности, связанные с непрерывным характером звука. Компьютерный монтаж – это практически всегда недеструктивный (неразрушающий) способ редактирования. Различные программы имеют разные возможности и интерфейс, но принцип в основе одинаковый. Главное преимущество недеструктивного способа редактирования состоит в том, что при любых изменениях, сделанных при редактировании, оригинальные файлы остаются не тронутыми. Если сделать регион короче, то тот аудиоматериал, который находится за краями этого материала, не стирается - редактируемый регион просто ссылается на кусочек звукового файла. При дублироании или разделении на жестком диске не появляются два файла, а два региона ссылаются на один и тот же оригинальный файл. Аудиофайлы стали выглядеть, как горизонтальное линии со звуковой волной, что позволяет визуализировать аудиоматериал. Появилось много новых возможностей, например, раскладывать звук буквально по составляющим: монтировать на тянущейся ноте, вставлять отдельные ноты из разных дублей, изменять длину звука по времени, удалять шумы из пауз, и не только. Стал возможным кроссфейд любого размера, а в окне редакции склейки теперь можно видеть процесс перехода звучания из одного дубля в другой. Резко ускорилась технология, процесс перестал быть целиком в реальном времени.
С развитием цифровых технологий появилась возможность подробно работать с многодорожечной записью. Если раньше резали ленту - то резали сразу все каналы. Невозможно было отрезать часть каналов, а часть оставить неизменной. В цифровой программе мы можем работать с каждой дорожкой отдельно.
Временные маркеры занимают важное место в монтаже. Они использовались и при работе с лентой (при нажатии кнопки запоминания на пульте управления определенная временная позиция фонограммы заносилась в память, что позволяло позже отмотать ленту на нужное место без поиска), но если на аналоговом магнитофоне их количество ограничивалось, то в компьютерном монтаже количество маркеров не ограничено. Маркеры позволяют быстро перемещаться по материалу и оперативно находить аналогичные места в различных дублях.
Технология четырёхточечного монтажа
Принцип четырёхточечного монтажа – это особый метод редактирования материала. При компоновке материала используются 4 точки (маркера) для его обозначения: две точки находятся в проекте-источнике (source), и две - в финальном проекте (destination). Редактирование может происходить и в пределах одного проекта, тогда задействуется несколько монтажных листов (EDL – edit decision list). Этим методом можно быстро набрать необходимый материал, особенно если монтаж довольно мелкий. И пока еще не начиналась техническая работа над склейками, уже можно послушать и понять, сочетаются ли музыкальные фрагменты между собой (темп, динамика, строй и многое другое). Остановимся подробнее на принципе четырехточечного монтажа.
Итак, вначале работы создается два монтажных листа или проекта. Один лист содержит в себе исходный материал, в котором находятся все записанные дубли, в другой лист попадет уже склеиваемый монтаж. В отличие от обычного способа монтажа, мы сразу имеем возможность видеть как готовый материал, так и исходный, без изменений. Для упрощения перемещения материала используется 4 маркера, на которые назначаются горячие клавиши.
Пример монтажа в программе Magix Sequoia с использованием четырехточечного принципа редактирования
Первые два маркера используются в монтажном листе источника - это обозначение временной границы выбранного музыкального фрагмента, два маркера source. Называются эти точки Source in – откуда начинается выбранный фрагмент и Source out – где он заканчивается. Другие две точки в листе destination определяют границы того временного отрезка, куда попадет выбранный фрагмент: Destination in – с какого места можно вставлять новый материал, и Destination out - до какого момента.
Когда временные границы источника и места назначения обозначены, то остается перенести выбранный фрагмент в нужное место. Для переноса также используется горячая клавиша вставки выбранного материала.
Итак, сначала прослушиваем материал из листа «source», ставим маркеры начала и конца нужного варианта, нажимаем клавишу вставки, и выбранный материал попадает в лист Destination и ставится в том месте, где стоит маркер Destination in. Команды вставок бывают нескольких видов:
- Insert cut - эта команда переносит материал в destination трек, заменяя имеющийся там материал;
- Insert with ripple - эта команда переносит аудиоматериал в destination-трек, а если в точке Destination in имеется материал, то он сдвигается вправо;
- Delete with ripple - эта команда удаляет область между точками in/out на destination-треке. Материал, следующий после точки Dest. out, автоматически перемещается на место точки Dest. in, тем самым закрывая образовавшийся промежуток;
- Delete silence - команда удаляет область между точками in/out на destination-треке. Последующий материал остается на своем месте.
Особенности окна редактирования кроссфейда различных программ
В монтаже музыки очень важна визуализация материала, так как на графике можно быстро и удобно найти, например, место атаки или смену штриха, фактуры. И несмотря на то, что почти все программы имеют некое окно редакции склейки, некоторые из них предоставляют расширенные возможности. Окно редакции склейки – это необходимый инструмент для работы над монтажом. В нем представлены фрагменты, между которыми выполняется склейка, тип и длительность кроссфейда, инструменты для точной настройки параметров склейки. В различных программах они во многом похожи.
Окно Digidesign ProTools
Стоит отметить, что не все программы предоставляют полный доступ к параметрам склейки в окне редакции кроссфейда. Распространенный программно-аппаратный комплекс Pro Tools позволяет изменить лишь тип кроссфейда. А вот его месторасположение, параметры масштабирования материала и т.п. приходится выполнять в окне редакции мультитрека, что, конечно, неудобно и значительно увеличивает время, потраченное на монтаж. Особенность склеек в этой программе заключается в том, что для каждого фейда генерируется отдельный файл. И это плюс для больших проектов, так как процессор компьютера не загружен работой по обсчитыванию склеек.
Окно Merging Pyramix
Pyramix является одной из самых современных, быстроразвивающихся программ, обладающей самым широким спектром возможностей для монтажа. Окно редакции кроссфейда изобилует разнообразными тонкими настройками, большим количеством режимов прослушивания склейки, возможностью почти произвольной настройки её формы и длины. Пользователь получает в свое распоряжение подробнейший интеллектуальный инструмент управления кроссфейдом, позволяющий добиться прекрасных результатов.
Окно Sonic studio Soundblade
Soundblade представляет собой современную версию Sonic Solution - программы, которая в свое время была одной из первых, воплотивших принцип sourse/destination в программном продукте. Отличительные особенности Soundblade: исключительно высокое качество обсчета склеек (48 бит), возможность автоматического выравнивания дублей по громкости в местах кроссфейда.
На основе того же принципа были разработаны методы редактирования в программе Sequoia. Рассмотрим более подробно основные параметры в окне редакции кроссфейда на примере программы Sequoia.
Секция Position. Здесь выставляется точное положение fade in и fade out, в сетке тайм-кода. Также этот параметр можно изменить, передвигая графическое изображение кроссфейда по горизонтали вдоль звуковой волны, либо изменяя положение звуковой волны относительно выбранной позиции склейки.
Position
Cекция “Fade”. С помощью клавиш «previous» и «next fade» можно не выходя из окна редакции склейки перейти к следующему или предыдущему фейду. Клавиша “Revert” отменяет все изменения для текущего фейда.
Fade
В секции “Play” располагаются элементы управления прослушиванием кроссфейда. Есть возможность послушать материал только до склейки или сразу после нее. Это удобно для точного определения места склейки на слух.
Play В секции параметров непосредственно самого кроссфейда выставляются значения длины фейда, типа фейда и его смещения относительно места склейки.
Parameters
Типы наиболее часто используемых фейдов на примере Sequoia
В окне редакции склейки графически отображается изменение уровня сигнала фейда.
Logarythm
Логарифмическая форма. Наиболее «музыкальный кроссфейд». Фейд такой формы наименее заметен на слух, так как уровень субъективной громкости на протяжении всего кроссфейда не меняется.
Linear
Линейная форма. Лучше всего подходит для для мест с максимально похожим по фактуре и громкости материалом.
Sinus
Синусоидальная форма. Хорошо звучит при использовании на аплодисментах.
Asymmetric
Ассиметричный кроссфейд. Позволяет решать нестандартные задачи, например, подклеить отзвук предыдущего варианта под следующий фрагмент. Основная задача технической работы со склейками заключается в том, чтобы склейку не заметил даже самый искушенный слушатель.
Некоторые особенности выбора склеек
При работе над редакцией материала в академической музыке очень важно учитывать особенности звукоизвлечения инструментов, т.к. от этого зависит характер склейки и ее месторасположение. Удобнее всего делать склейки в паузах, потому что можно наиболее наглядно увидеть место атаки. Поскольку атака является одной из важнейших характеристик тембра, то ее нельзя ни в коем случае укоротить, или отрезать совсем, иначе инструмент может стать вовсе неузнаваем. Cклейка получится удачной, если в паузе прикрепляемого фрагмента будет отзвук от предыдущей звучащей ноты. В профессиональных кругах это называется «записывать с захлестом». При отсутствии отзвука сразу будет заметен стык и такой вариант считается неприемлемемым.
Склейка взахлест
Звукорежиссер должен был предусмотреть на записи, чтобы в каждой дописке присутствовал «захлест». Если все-таки нужно склеить дубль, в котором нет «захлеста», то можно сделать его искусственно. Решение может быть следующим: создать новую дорожку, на нее назначить и подобрать подходящую искусственную реверберацию и сделать так, чтобы новая дорожка с реверберацией звучала на протяжении фэйда. Таким образом мы сможем склеить дубль, в котором нет «захлеста».
Иногда исполнительская динамика сильно меняется от дубля к дублю, тогда такой вариант склейки тоже не подойдет. В таком случае можно подобрать на слух громкость, при которой это не будет заметно, и, возможно, поменять немного место кроссфейда. Очень удобно делать склейки в местах, где в музыкальном полотне изменяется фактура, появляется новый темп, начинается новый раздел или резко меняется динамика. Но часто приходится делать склейки не в паузах, а непосредственно внутри музыкальной фразы, в таком случае рекомендуем придерживаться некоторых простых принципов. Когда мы работаем с инструментами, у которых острая атака, чрезвычайно помогает визуализация. Склейка получается особенно удачной, если рисунки склеиваемых фрагментов поместить четко друг под другом в окне редактирования склейки, а склейку сделать прямо под атаку. Размер фейда при этом стоит подбирать довольно коротким.
Совмещение времени атаки
Если звучат инструменты с мягкой атакой, то место лучше выбрать до начала или в середине атаки.
Подгонка времени атаки на разных треках
Очень большие склейки по времени получаются, когда соединяются мягкие оркестровые переходы
Склейки на тянущихся нотах
Сложно делать склейки на тянущихся нотах, так как музыкант практически никогда не играет одинаково и динамика, баланс, а иногда и тембр отличаются в разных дублях. Очень заметна склейка на тянущихся низких нотах у таких инструментов, как орган, контрабас, валторна, низкие ноты рояля. Но когда на фоне этого вступает новый инструмент, то можно склейку замаскировать. Если склейка сделана прямо под начало вступления инструмента или вокала, то вследствие этого слушатель обращает внимание на вступивший новый инструмент и не обратит внимание на уже звучащие, но если послушать несколько раз, то можно определить место стыка. Особенности восприятия и интерпретации звука человеческим мозгом также могут подсказать несколько способов для выбора места склейки. Например, когда вступает новый инструмент в ансамбле, то атака или вступление может замаскировать соединенную тянущуюся ноту других инструментов. Музыкальный слух акцентирует внимание больше на сильных долях, поэтому, выбирая склейку в длинном пассаже, лучше использовать ноты слабых долей.