Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 87
Скачиваний: 1
Следует отметить, что созданная человеком “вторая природа” разрослась в современном обществе до гигантских размеров и составляет сложнейший искусственный мир, живущий по своим, во многом еще неизвестным законам. При этом многие из качеств “второй природы” обнаруживают свою разрушительность как для мира естественной природы (в особенности для живой природы), так и для общества, человека. Как, например, все большую опасность представляет возрастающее облучение людей всевозможными искусственно созданными электромагнитными полями, загрязнение природной среды вредными отходами, радиоактивными материалами, разрушение естественных геологических структур, ландшафтов и биоценозов в результате производственной деятельности, строительства жилья, плотин, других сооружений, создания гигантских свалок бытового и производственного мусора и т.п. Тем самым “вторая природа” обнаруживает функциональную двойственность: обеспечивая жизнеспособность и комфортное существование человека (общества), расширяя потенциал его возможностей, она с другой стороны способствует разрушению естественной природы и природы самого человека, эрозии коренных основ его существования. Поэтому противоречие между естественным и искусственным (между тем, что дается и требуется природой и тем, что вносит мир “вторая природа”) является изначальным, коренным противоречием человеческого существования.
4. Отношение человека к бытию и способы бытия человека в мире
В предыдущих разделах темы, анализ проблемы бытия был сосредоточен в основном на ее объективных аспектах. Однако с позиций философии важнейшим ракурсом этой проблемы является личностное отношение человека к бытию, осознанный выбор им достойного способа своего бытия в обществе. Современный западный философ Э. Фромм в работе “Иметь или быть” (Нью-Йорк, 1976г.) выделил два принципиально различных способа существования человека в мире: способ, ориентированный на Бытие и способ, ориентированный на Обладание. “Под обладанием и бытием я понимаю... два разных вида ориентации в мире..., преобладание одной из которых определяет все, что человек думает, чувствует и делает”7.
Существование по принципу Бытия выражает ориентацию человека на сопричастность и приобщение к миру, переживание его во всей полноте. Такая ориентация означает сознательный отказ человека от эгоцентризма и себялюбия, способность к сочувствию и сопереживанию, стремление делиться с другими, жертвовать собой ради других, продуктивно использовать свои человеческие потенции.
Ориентация на Бытие присуща людям с продуктивным типом характера. В основе продуктивного характера лежат начала любви и деятельного созидания. Этому типу характера присущи творческое отношение к жизни, вера в людей, забота, внимание и уважение к ним, ответственность за все происходящее в ближнем и дальнем мире. продуктивный характер проникнут стремлением к защите и сопереживанию любой, а не только человеческой жизни. Для человека с таким типом характера естественно стремление отдавать и тем самым побуждать к отдаче других, ощущая при этом взаимную радость дара друг другу. Распространенность в обществе людей с продуктивным характером - показатель здоровья и процветания общества. Однако, по мнению Фромма современное общество больно и порочно, что вызвано растущей переориентацией людей на противоположный тип существования, связанный с приоритетом обладания.
Существование по принципу Обладания выражается в стремлении превратить все существующее в свою собственность. Такая ориентация обусловлена рыночным типом характера, наиболее характерным для буржуазного общества. Она состоит в стремлениях к накоплению собственности, превращению других людей, в том числе и близких, зависимых от себя, в разновидность своей собственности. Человек рыночного типа стремится к максимальной власти над другими. Причем в отличие от человека с продуктивным характером, для которого осуществление власти основано на компетентности и авторитете, человек рыночного типа отдает предпочтение власти, основанной на деньгах, насилии, обмане. Обычной реальностью многих “демократических” обществ стало появление у руля государственной власти людей, отличающихся не компетентностью и моральным авторитетом, а наибольшей суммой денег, вложенных в предвыборную кампанию, широкими, в том числе и криминальными связями, моральной неразборчивостью, склонностью к демагогии и прямому обману избирателей. В современных условиях ориентация на обладание приобрела в развитых стран Запада особенно разрушительный, антиэкологический характер: если в XIX веке человек, делая покупку, стремился ее сохранять, чтобы она ему дольше служила, то в наше время акцент делается на сам процесс потребления. Человек общества “массового потребления” стремится не сохранять вещи, а как можно чаще их заменять на более дорогие и престижные, стремясь этим повысить свой статус.
Заключение
Ориентация на обладание означает подход к людям только как к “объектам”. Для человека с рыночным характером отдать значит чего-то лишиться, потерять, почувствовать себя обедневшим. Рыночный человек скорее согласится потерять жизнь, чем свое владение. Стремление обладать деньгами, вещами, имуществом стимулирует его больше чем что-либо. Автомобили, обустройство своего дома, владения, теле, радио аппаратура, всевозможные технические игрушки и предметы быта интересуют его больше чем женщины, любовь, природа. Рыночный тип характера незаметно превращается в тюрьму для собственного “Я”. Даже свобода понимается обладателем такого характера как свобода распоряжаться собой на рынке, иметь частную собственность. “Рыночного” человека не волнуют вопросы истины, смысла жизни, будущего. Он живет одним днем, по принципу “после нас - хоть потоп” и готов приспосабливаться к любой действительности.