Добавлен: 08.07.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
Введение
Духовность - сложное понятие. Дух (лат. spiritus, буквально: дуновение, тончайший воздух, дыхание, запах) - в широком смысле слова понятие, которое тождественно идеальному, сознанию. Оно использовалось, прежде всего, в религии, религиозной и идеалистически ориентированной философии.
Здесь оно выступало в виде самостоятельной духовной субстанции, которой принадлежит функция творения и определения судеб мира и человека. В диалектико-материалистической философии понятие духовной жизни приобрело более широкий смысл как умственная деятельность. Поэтому можно дать следующее определение: духовная жизнь общества представляет собой умственную деятельность людей, направленную на преобразование общественного бытия. В целом духовная жизнь включает в себя такие виды духовной деятельности, как занятие различными видами искусства (литература, живопись, музыка, театральная деятельность); деятельность в системе образования и воспитания; научная деятельность и др. Все виды духовной жизнедеятельности являются результатом функционирования общественного сознания. Духовная жизнь общества и человека - сложный феномен. Не случайно русский философ Франк С. Л. считал, что чрезвычайно трудно распутать живой клубок духовной жизни и проследить сплетение образующих его отдельных нитей - морально-философских мотивов и идей; здесь можно наперед рассчитывать лишь на приблизительную точность (Франк С. Л. Сочинения. М., 1990. С. 81). Духовная жизнь общества и человека появилась сразу вместе с появлением человека на Земле. В своем воображении мы можем представить абстрактный образ первого человека. Первобытный человек имел первобытный духовный мир, который состоял из религиозных, нравственных, эстетических чувств.
1. Бытие как исходное понятие философии, его научный и жизнеориентирующий смысл
Понятие бытия является исходным в философском осмыслении мира. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, данное понятие носит предельно широкий характер, оно охватывает все сущее в мире (материальное и духовное, природу, общество, индивидуально-человеческое бытие и т.п.). Поэтому закономерно, что именно понятие бытия выступает своеобразной отправной точкой, отталкиваясь от которой различные философские учения развертывают свое содержание. Характерно, что первая из книг Ветхого Завета, с которой начинается Библия, носит название “Бытие”1.
Во-вторых, в понятии бытия отражается убежденность в реальном существовании мира и самого человека, что является важнейшей предпосылкой всех дальнейших рассуждений о действительности. Иными словами, прежде чем исследовать какие-либо стороны, грани мира необходимо иметь убеждение, что сам этот мир - не иллюзия, не сон, не фантазия, а нечто существующее реально. Следует заметить, что бытие мира далеко не очевидно. Ведь отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, создаются и рушатся. Тем не менее, мир в целом существует и сохраняется.
В-третьих, понятие бытия приобщает человека к осознанию единства и цельности мироздания. А это - шаг к пониманию того, что любое конкретное знание, любая специальная деятельность есть лишь осколок, фрагмент, обрубок реальности, неизбежно односторонний, ограниченный, неполный. Отсюда важный вывод: для преодоления изъянов в наших знаниях и деятельности необходим отказ от их абсолютизации, от самодовольства и самодостаточности. Необходимо осмысление их с более широких позиций, дополнение компонентами, придающими им большую полноту, универсальность, сопряжимость с другими сферами действительности.
2. Основные грани, сферы и уровни бытия. Материальное и духовное бытие. Природа, общество, “вторая природа”
бытие материя движение действительность
Основные грани бытия характеризуются понятиями: “действительность”, “реальность”, “существование”. Исходя из них, можно дать определение: бытие - это реально существующая действительность. Определение бытия позволяет перейти к рассмотрению многообразия его форм и уровней. Понимание бытия с позиций научного мировоззрения можно выразить в следующих представлениях:
Мир существует в действительности как беспредельная, вечная и непреходящая реальность. Это положение на первый взгляд противоречит современной космологической гипотезе “Большого взрыва”, согласно которой 15-20 миллиардов лет назад все вещество Вселенной было сосредоточено в очень незначительном “точечном” объеме и обладало колоссальной сверх плотностью. Затем произошел взрыв этой “точечной” массы, в результате которого началось расширение вселенной, продолжающееся до сих пор. Итогом взрыва и последующего расширения стало формирование звезд, планет, галактик, образований, аналогичных солнечной системе и др. Подтверждением гипотезы “Большого взрыва” явилось открытие в 30-х годах ХХ века феномена “красного смещения”, т.е. смещения линий спектра излучения видимых звезд к красному концу. Это говорит о том, что звезды и галактики удаляются от Земли со скоростью нескольких десятков километров в секунду, т.е. видимая часть Вселенной продолжает с огромной скоростью расширяться. исходя из гипотезы Большого взрыва, некоторые ученые и философы ставят под сомнение вечность и беспредельность Вселенной. На наш взгляд, для этого нет веских оснований. Даже если эта гипотеза справедлива, было бы опрометчиво распространять свойства видимой нами части Вселенной на весь бесконечный мир. Скорее всего, подобные космические взрывы, равно как и противоположные им сжатия - это закономерные пульсации фрагментов Космоса, составляющие способ существования бесконечной во времени и пространстве Вселенной.
По способу существования мир можно разделить на две предельно широкие сферы: материальный мир (объективная реальность) и духовный мир (субъективная реальность). Материальный мир - это вся природная, физическая, биологическая и социальная реальность, существующая объективно, т.е. независимо от воли и сознания человека. Духовный мир - это мир психической жизни, человеческих отношений, языка, культуры и т.п., т.е. всего того что связано с субъективностью человека, его сознанием, волей, характером, познанием и переживанием.
3.Своеобразие духовного бытия и его основные сферы
Духовный мир невидим, неуловим и невыразим физическими понятиями и инструментами. Однако он не менее реален чем материальный мир. Например, характер человека столь же реален как его физические и биологические качества. Как заметил русский философ С.Л. Франк “... упрямство или каприз человека, его враждебное отношение или антипатию к нам иногда труднее преодолеть, чем справиться с материальными препятствиями; и с другой стороны добросовестность, благожелательность... окружающих нас людей есть часто бульшая опора нашей жизни, чем все материальные блага”2. Духовный мир можно подразделить на две сферы, различающиеся способами существования; субъективный дух и объективный дух. субъективный дух - это сфера, охватывающая все формы и уровни внутреннего психического мира отдельного человека. субъективный дух включает уровни бессознательного, сознания и самосознания. Формами субъективного духа являются мышление, воля, характер, эмоции, мотивы человека. Объективный дух - это духовные образования, возникшие исторически в процессе совместной деятельности людей в обществе и являющиеся их совместным достоянием. Основными формами объективного духа являются язык, мораль, искусство, религия, наука, правовые и политические представления и др. В отличие от материального мира, характеризующегося объективными параметрами (пространство, время, движение, взаимодействие и др.), духовному миру присущи принципиально иные “координаты” существования. Духовность человека и общества заключается в разуме, любви, справедливости, совести, чувстве долга, ответственности, милосердии, способности к раскаянию. Как писал Н.А. Бердяев “Дух... на Земле... выразим не в объективных структурах, а в свободе, справедливости, любви, творчестве...”3. Устремленность человека к данным идеалам приобщает его к духовности. Безразличие к идеалам духовности означает бездуховность человека и общества. Общество может казаться внешне благополучным и в то же время быть смертельно больным, если его граждане погрязли в трясине индивидуализма, эгоизма, аморальности, насилия, цинизма и жестокости друг к другу, что характерно для многих стран Запада, а в последние годы все шире распространяется и в России.
2. Основные сферы бытия
Основными сферами материального бытия являются природа, общество и «вторая природа».
Природа, как сфера материального бытия может быть условно подразделена на неживую и живую природу. Условность этого разделения в том, что с позиций современной науки Космос гораздо больше похож на гигантский пульсирующий, саморазвивающийся организм, чем на мертвый, движущийся подобно механическим часам механизм. Живая природа как высшая ступень природного бытия, исторически возникла в процессе прогрессирующего усложнения, самоорганизации и саморазвития низших материальных форм. Отличительными качествами биологических форм живой природы являются: существование в виде организмов и их сообществ, способность к устойчивому само воспроизводству, непрерывный обмен веществ между организмами и окружающей средой, активное информационное отражение среды, используемое для само регуляции, самосохранения и само воспроизводства, избирательность контактов организмов со средой, способность организмов к объединению в многоуровневые над организменные живые сообщества (колонии, биологические популяции и виды, биогеоценозы, биосфера). Природа (живая и неживая) является по отношению к обществу первичной и порождающей реальностью. Во-первых, она существовала до возникновения человека (человечества) и будет существовать после возможной гибели человечества. Во-вторых, существование, устойчивое воспроизводство и развитие природы является условием, без которого были бы невозможны существование, жизнедеятельность и развитие человека в обществе.
Общество, как наиболее развитый и сложный уровень бытия, представляет собой исторически сложившуюся форму интеграции индивидов в социальную целостность, обеспечивающую удовлетворение их жизненных потребностей, регуляцию взаимных отношений и отношений с природой. Характеристическими качествами общества, определяющими его сущностную специфику, являются:
1. Деятельностно-преобразовательная природа: основным способом существования общества является целесообразная преобразовательная деятельность;
2. Производственный способ существования: базисным условием существования общества является непрерывное производство материальных и духовных благ;
3. Социальность, т.е. развитое разделение труда, сложная социальная структура (этническая, классовая, демографическая, профессиональная и т.п.), наличие политических, правовых, культурных и других норм и институтов, обеспечивающих управление обществом, его защиту, безопасность граждан, социальную поддержку относительно слабых групп (инвалидов, престарелых и т.п.);
4. Духовность, т.е. присутствие в обществе социальных сил, традиций и институтов, поддерживающих освоение и развитие его членами знаний, культуры, нравственности. “Вторая природа” - это искусственный мир, исторически воссоздаваемый обществом для обеспечения своего выживания, функционирования и развития. Материальными объектами “второй природы” являются орудия труда, многообразный мир машинной техники, здания, сооружения, производственная, бытовая, военная и др. инфраструктура (электростанции, линии электро и теплопередач, нефти и газопроводы, средства связи, телекоммуникации, мосты, плотины, дороги и др.). Одежда, мебель, медицинские препараты, приборы, технологии и т.п. Духовный компонент “второй природы” составляют наука, искусство, религия, мораль, право, политика и т.п. Возникновение и формирование “второй природы” обусловлено тем, что в отличие от биологических организмов и их сообществ человеческое общество, не может существовать и развиваться только на основе адаптации (приспособления) к естественной природе. Уже само выделение человека из естественного природного мира и формирование принципиально иного, социального способа существования происходило на основе создания искусственных орудий труда, предназначенных для целенаправленной трудовой деятельности. Как отмечалось выше, основным способом существования человеческого общества, является преобразование природы (в том числе и своей собственной) для получения материальных и духовных благ, удовлетворяющих его развивающиеся потребности. Созданные обществом искусственные средства (орудия) преобразования природы и произведенные с их помощью многообразные искусственные объекты жизнеобеспечения человека составляют “вторую природу”. Объекты “второй природы” являясь продуктами взаимодействия общества с естественной природой, несут в себе остаток обоих этих сфер бытия, являются комплексной природно-духовно-социальной реальностью. Каждый объект “второй природы” является единством природного материала, опредмеченой человеческой мысли и деятельности, социальной функции в обществе. Например, телевизионная башня как объект “второй природы”:
а) состоит из конструкций (стальных, железобетонных), созданных на основе использования природных материалов;
б) построена в соответствии с проектом, учитывающим не только ее техническое назначение, но и характер человеческих качеств и возможностей (возможности монтажа, эстетичность и др.);
в) выполняет социальную функцию, обеспечивая работу телевидения и других средств связи и коммуникаций.