Файл: Культура Киевской Руси IX-начало XII вв.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 08.07.2023

Просмотров: 133

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С середины XIV в. постепенно начинается культурный подъем, развитие просвещения, распространение грамотности и накопление научных знаний во всех областях. Оживляются внешние контакты за счет дипломатических связей, паломничества к святым местам, торговли. В результате расширяется кругозор людей. С XV в. более активно происходит процесс формирования русской национальной идеи, культурнорелигиозного самоопределения народа. Он проявился в осмыслении места России и мире, путей ее дальнейшего развития и национальных приоритетов. Определенным толчком в этом направлении стала Флорентийская уния 1439 г. (союз католической и православной церквей). В результате сложных политических и религиозных процессов русская православная церковь в 1539 г. стала автокефальной - самостоятельной, с патриархом во главе.

Одновременно, с конца XV в., начинается спор о месте церкви в государстве. Этот процесс нашел свое выражение в религиознобогословских спорах "нестяжателей" (Нил Сорский, Вассиан (Патрикеев)) с "иосифлянами" (Иосиф Волоцкий); появлении ересей "стригольников", "жидовствующих" и "новгородско-московской ереси".

Основные направления русской общественно-политической и философско-богословской мысли XV - XVI вв.

Традиционное православие представлял Иосиф Волоцкий (1439-1515 гг.), игумен Волоцкого (Волоколамского) монастыря. Его сторонники называли себя «иосифляне».

«Нестяжатели» - сторонники Нила Сорского (1433-1508 гг.), старца из Заволжского скита на реке Сорке; его ученик и последователь - Вассиан (Патрикеев Василий Иванович) (? - до 1545 г.) - вел полемику с Иосифом Волоцким, осуждая церковное землевладение.

Рационально-критическое направление нашло проявление в ересях (XIV-XVI вв.) - «стригольников», «жидовствующих», в московско-новгородской ереси. Еретики критиковали церковь по вопросам догматики, не признавали догмата троичности Бога (антитринитарии), как противоречащего тезису о единобожии, отвергали церковную иерархию, выступали за «дешевую» церковь, за право мирян самим проповедовать; более умеренные добивались права на некоторое свободомыслие в литературе и науке и так далее.

Еретические движения были подавлены, однако они разрушали традиционные стереотипы мышления, внося в него элементы секуляризации (от лат. saecularis - мирской, светский) и просвещения; пробуждали интерес к знанию, подрывали церковную ортодоксию.

Обоснование роли Московского государства и сущности царской власти нашло отражение в следующих идеях.

В результате противоборства мнений победила точка зрения «иосифлян»: церковь вступила в союз с государством и оказалась зависимой от царской власти; в политическом устройстве утвердилась самодержавная монархия, что оказало непосредственное влияние на культуру России. В течение двух столетий сложилось самобытное единое общественно-политическое и культурное пространство. Московская Русь постепенно превратилась в "Святую Русь”.